Культурное развитие в период Чжоу и Чжаньго
В 11 в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем Чжоу. Побели основали династию Чжоу, быстро переняли многие культурные и технические навыки побежденных. Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н. э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н. э. в китайской истории получил наименование Чжаньго (Борющиеся Царства).
Несмотря на войны, эта эпоха стала периодом культурного и экономического роста. Активно развивалась торговля, этому очень способствовало строительство каналов. В обиход вошли круглые деньги (заменившие продолговатые в форме лопаты-заступа), было создано первое высшее учебное заведение — Академия Цзися.Появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства: бронзовые зеркала, разнообразные предметы из священного камня нефрита, лаковая утварь (производство лака, как и шелкоткачество, в то время известно только в Китае). Стремление уловить и запечатлеть движение вселенной отразилось в гибких переплетениях узоров, нанесенных на серебряные зеркала, чаши, блюда.
В эпоху Чжоу-Чжаньго, несмотря на непрекращающиеся войны, социальные и политические катаклизмы, возникает множество философских течений. Это явление получило название «сто философских школ». Самыми известными из великих философов были Конфуций (который заслужил почетное имя Кун Фу-Цзы — Учитель Кун, в XVII в. латинизированное миссионерами-иезуитами в Конфуций) — основатель конфуцианства, Лао Цзы— основоположник даосизма, Мо Цзы (Мо Ди) — родоначальник моизма.
Конфуций, видя социальные бури и падение морали, происходившие в его время, стремился найти пути создания организованного социального порядка. Даосизм и моизм — религиозно-философские течения эпохи Чжоу, тоже возникли как ответная реакция на катаклизмы времени. Философские учения эпохи Чжоу-Чжаньго определили интеллектуальную традицию Китая более чем на две тысячи лет вперед.
Культура Цинь и Хань
В III в. до н. э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую могущественную империю, во главе которой стала династия Цинь, а затем Хань. Цинский правитель — ван принял новый титул «хуанди» (император) и стал первым императором Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э.), завершив объединение Китая. Он правил недолго, но сумел укрепить централизованную власть. Цинь Шихуанди уничтожил границы самостоятельных царств, разделил страну на 36 провинций, в каждую из которых назначил чиновника. По его повелению были построены благоустроенные дороги, прорыты каналы, введена единая письменность (упразднены региональные варианты и уменьшено на 25% число иероглифов, используемых на территории Китая), проведена стандартизация системы мер и весов. По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение того времени с сигнальными огнями на башнях, использующимися во время опасности — Великая Китайская стена. Она протянулась на 750 км и защищала Китай от кочевников (ее высота — 10 м, ширина — 5-8 м). Не менее грандиозным было сооружение мавзолея Цинь Шихуанди, который строили около 36 лет (не закончив его строительства) 700 тыс. человек. Великим чудом света можно назвать терракотовую армию из этого мавзолея в 6 тыс. солдат.
После падения династии Цинь, в результате ожесточенной борьбы за власть в 202 г. до н. э. крестьянин Лю Бан провозгласил себя императором новой династии Хань. За 400 лет правления династии Хань сопутствовали достижения: расцвет художеств, ремесел и музыки, исследования в области географии и философии, технический рост и экономический прогресс. Но в то же время это период не только гражданского мира, но и кровопролитных крестьянских восстаний, единства и раздробленности, процветания и бездействий. В пору расцвета империя Хань не уступала в силе и славе Римской империи, процветавшей в ту пору на далеком Западе. Ханьская империя вела торговлю по Великому шелковому пути с Римом. На Запад доставлялись китайские шелка, на Восток везли изделия из золота и стекла. Великий шелковый путь проходил от Чаньань (центр Китая), через Дунькуань (пустыню Гоби), огибая пустыню Такла-Макан («пойдешь, не вернешься») с двух сторон, через Самарканд, Багдад в Антиохию (на побережье Средиземного моря), по Средиземному морю в Рим. В этот период зародилась историческая наука. Основоположник китайской историографии Сыма Цянь создал 5-томный трактат истории Китая. Важным открытием стало изобретение в I в. н. э. бумаги. В эпоху Хань зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути. Значительными находками археологов были рельефы гробниц аристократов в провинции Сычуань. В III в. н. э. Ханьская империя была сметена народным восстанем «желтых повязок».
«Золотой век» Культура Тан и Сун
После крушения Ханьской империи страна оказалась раздробленной и легко доступной для кочевых северных племен. Китайцы в большинстве своем бежали на юг за Янцзы. Этот период вошел в историю как период Северных и Южных династий. Его характерной особенностью является то, что политическая ситуация отразилась на духовной культуре эпохи и ее бурном развитии. Возникает религиозный даосизм и чань-буддизм (буддизм пришел в Китай в 65 г. н. э.). В VI в. буддизм приобретает статус государственной религии. Наряду с буддизмом развивается даосизм, который был тесно связан с мистическими сектами, возглавлявшимися священниками из простолюдинов.
Период правления династии Тан (VII-X вв.) и династии Сун (X-II вв.) был эпохой истинного расцвета Китая — «золотым веком» ее культуры. Об этом говорит и тот факт, что, например, чиновники этой эпохи были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в.
Период Тан и Сун - время расцвета архитектуры и скульптуры. Дворцы, усадьбы и храмы возводили из дерева по единому принципу. Крыши с загнутыми углами придавали архитектурным сооружениям торжественность. Буддийские пагоды строили из кирпича с нечетным (счастливым) количеством этажей (3, 5, 7...). Статуи храмов были необычайно красивы, примером может служить 17-метровая статуя Будды — Вайрочаны (Владыки Космического света) VII в. в провинции Луньмэнь.
На период Тан и Сун приходится расцвет всех жанров китайской живописи и декоративно-прикладного искусства: вышивка, ткани, эмаль, фарфор. Философская идея «великое в малом» выражалась в жанрах живописи: хуа-няо («цветы-птицы»), шань-шуй («горы-воды»).
Культура Мин и Цин
В XIII в. Сунская империя прекратила свое существование, страна была завоевана монголами. В результате долгой борьбы в середине XIV в. монгольское владычество было свергнуто и установлено правление китайской династии Мин. С этого периода начинается новый подъем культуры. Быстро росли и развивались города, где процветали ремесла и торговля. Сооружались дворцовые и храмовые ансамбли, достраивалась Великая Китайская стена (достигшая 3 тыс. км). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а принесенные монголами обычаи искоренялись правительством. Возрождая имперские традиции, минские правители вынуждены были обратиться к конфуцианству, которое заняло господствующее положение. Прослеживалось стремление ограничить даосизм и буддизм. Получили разрешение на прибытие в Китай итальянские иезуиты, а позже в страну были допущены другие католические миссионеры. Императорская власть приняла деспотический характер.
В XVII в. страну захватили маньчжуры, установившие династию Цин, и правили вплоть до 1911 г., до установления республики. В середине XVIII в. цинские правители отгородили Китай от всего мира, ограничив его контакты с другими странами, а в середине XIX в. раздираемая внутренними противоречиями страна стала ареной борьбы западных держав, завершившейся поражением цинского Китая в «опиумной войне». После свержения императорской власти в стране начались либеральные и демократические реформы.