Профили организационной культуры
Для описания организационной культуры было построено много различных моделей. Одной из наиболее известных моделей является модель, предложенная Дилом и Кеннеди (табл. 10.1). Они выделили четыре профиля культуры, каждый из которых характеризуется комбинацией двух факторов: риском, который берут на себя менеджеры, и типом обратной связи, возникающей вследствие их решений.
В большинстве организаций эти профили сочетаются: разные подразделения крупных компаний могут соответствовать различным профилям.
Организационные субкультуры
Все организации имеют определенную культуру, поскольку они встроены в конкретные общественные культуры и являются их составной чартью. С этой точки зрения организационная культура характеризуется общим восприятием, присущим всем членам организации. Хотя в идеальном случае это восприятие должен разделять каждый сотрудник, не все это делают в равной степени. Поэтому в типичной организации может существовать как доминирующая культура, так и несколько субкультур.
Доминирующая культура представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации. Субкультура представляет собой сумму ценностей, которые разделяет меньшинство членов организации.
Внутренние структурные единицы компании, такие как функциональные подразделения, подразделения по продукту, а также различные иерархические уровни управления и отдельные группы сотрудников (например, бригады) могут отличаться собственной уникальной культурой. При этом каждая субкультура несет в себе элементы, ти-
пичные для организации в целом. Поэтому при исследовании органи-. зационной культуры компании необходимо либо рассматривать в качестве единицы анализа фирму в целом, либо рассматривать культуры ее различных единиц, выявлять их общие доминирующие атрибуты, а затем их объединять.
Иерархические субкультуры. Иерархические субкультуры существуют на различных уровнях управления компании и проявляются через различия в статусе, полномочиях, власти, символах, присущих руководителям и подчиненным. Наиболее четко иерархические субкультуры очерчены в механистических организациях, где существует четкое разграничение между уровнями управления. Часто подобная ситуация складывается в компаниях, где на низших ступенях иерархической лестницы выполняются узкоспециализированные функции, не требующие высокой квалификации, что ослабляет силу нижнего уровня и приводит к централизации контроля и принятия решений. Такая ситуация может сложиться и в том случае, если для продвижения вверх по служебной лестнице необходимо не только иметь определенный уровень квалификации, но и разделять ценности высшего управленческого звена компании.
Профессиональные субкультуры. Как правило, наиболее тесные контакты у сотрудников компании устанавливаются с коллегами, имеющими аналогичный уровень квалификации. В таком случае люди одинаковой профессии или люди, работающие над решением одной и той же задачи, могут рассматриваться как группа, имеющая собственную субкультуру. Такие субкультуры характерны для органических организаций и организаций смешанного типа.
Субкультуры, основанные на культурных различиях. В настоящее время в условиях глобализации многие организации столкнулись с феноменом, ранее характерным лишь для крупных транснациональных корпораций, – с усилением дифференциации культур. Во многих компаниях работают представители разных стран, говорящие на разных языках, исповедующие различную религию, имеющие часто противоположные системы ценностей. Результатом этого процесса стало появление субкультур, основанных на верованиях и убеждениях различных этнических групп.
Субкультуры различных возрастных групп. В организациях, объединяющих значительное число людей разных возрастов, могут формироваться группы, включающие членов организации, близких друг другу по возрасту. Такие субкультуры характерны, например, для учебных заведений, где школьники или студенты могут представлять группы, соответствующие им по возрасту.
Одна или несколько субкультур организации могут по своей природе полностью соответствовать доминирующей культуре или лишь
незначительно от нее отличаться. В первом случае приверженность данной группы основным ценностям доминирующей коалиции проявляется в большей степени, чем в других группах. Во втором случае эти ценности принимаются всеми членами группы одновременно с системой ценностей, специфической для данной субкультуры, но не конфликтующей с основными ценностями. Может существовать и третий тип субкультур, называемых контркультурами, которые отвергают ценности компании и ее цели. К ним относятся:
• прямая оппозиция ценностям доминирующей коалиции;
• оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры;
• оппозиция системе отношений и взаимодействия, поддерживаемой доминирующей коалицией.
Контркультуры обычно появляются в организации тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, по их мнению, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения от работы. В определенном смысле контркультуры являются призывом о помощи в период кризиса или стресса, т.е. когда существовавшая система поддержки разрушилась, и люди пытаются восстановить какой-нибудь контроль за своей жизнью в организации. Некоторые контркультурные группы могут стать достаточно влиятельными в периоды крупномасштабных реорганизаций, связанных со значительными изменениями во внешней среде или самой компании.
Субкультуры могут ослабить организацию или нанести ей серьезный ущерб, если они находятся в конфликте с доминирующей культурой и/или общими целями компании. Так, в некоторых организациях можно нередко услышать о конфликтах между маркетинговыми и производственными подразделениями, между различными этническими группами. В большинстве же случаев субкультуры возникают для того, чтобы помочь членам какой-то отдельной группы справиться с повседневными проблемами, и не несут в себе деструктивного начала. Какое влияние будут оказывать субкультуры на развитие организации, в значительной степени зависит от того, как будет осуществляться управление этими субкультурами.
Выводы
Культура – это определенный тип мышления, мироощущения и реагирования на смену окружающей обстановки, являющийся определяющим для общности людей и выделяющий различия между разными группами. Фундаментальные ценности в обществе есть та сила, которая определяет поведение людей в любой организации. Ценности – это идеи по поводу правильности или неправильности мысли, побуждающей человека к действию.
На организационную культуру влияет среда, в которой находится организация, общественные ценности и национальная культура. Помимо этого на нее оказывает влияние и внутренняя среда самой организации. В частности, решения, принимаемые руководителем организации, накладывают на организационную культуру отпечаток личности самого руководителя, его основных ценностей. Культура передается от одного индивидуума к другому через социализацию.
Организационная культура представляет собой сложное явление и проявляется в организационной структуре, стратегии социализации, статусных различиях, идеологии, мифах и символах, ритуалах и церемониях, языке общения. Для описания организационной культуры используются различные модели. Многоуровневая модель иллюстрирует связь между основными ценностями доминирующей коалиции, базовыми стратегиями, вторичными стратегиями и методами их реализации. Одной из наиболее известных является модель Дила и Кеннеди. Она описывает четыре профиля культуры, каждый из которых характеризуется комбинацией двух факторов: риском, взятым на себя менеджерами, и типом обратной связи, возникающей вследствие их решений. Организационная культура может рассматриваться с разных позиций. Подход, предложенный авторами в данной, книге, базируется на некоторой схожести поведения ключевых фигур доминирующей коалиции и поведения организации и предполагает существование пяти разных типов организационной культуры, включающих паросочетания «невротической» и «здоровой» культуры: 1) харизматическая/самодостаточная; 2) параноидальная/основанная на доверии; 3) избегающая/инновационная; 4) политизированная/акцентированная; 5) бюрократическая/ креативная.
Для каждого из типов культуры существует определенная политика и четкий набор действий руководства, осуществляемых в организации.
Помимо доминирующей культуры, которая представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации, в организации присутствуют субкультуры, представляющие собой сумму ценностей, разделяемых меньшинством членов организации. При исследовании организационной культуры необходимо рассматривать иерархические, профессиональные, основанные на культурных различиях, и иные субкультуры.
Основные термины и понятия
Организационная культура
Источники организационной культуры
Области проявления организационной культуры
Стратегии отбора и социализации
Статусные различия
Идеология организации
Мифы
Символы
Язык организации
Ритуалы
Церемонии
Многоуровневая модель организационной культуры
Доминирующая коалиция
Основные ценности
Базовые стратегии
Вторичные стратегии: инструментальные и экспрессивные
Проводящие системы
«Невротическая» и «здоровая» организация
Харизматическая организационная культура
Самодостаточная организационная культура
Параноидальная организационная культура
Организационная культура, основанная на доверии
Избегающая организационная культура
Инновационная организационная культура
Политизированная организационная культура
Акцентированная организационная культура
Бюрократическая организационная культура
Креативная организационная культура
«Сильные» и «слабые» культуры
Профили организационной культуры
Субкультура
Иерархическая субкультура
Профессиональная субкультура
Субкультура, основанная на культурных различиях
Субкультуры различных возрастных групп
Контркультура
Вопросы для самопроверки
1. Оцените связь между культурой общества и организационной культурой.
2. Как история фирмы влияет на ее культуру? Влияет ли на культуру организации ее размер?
3. Существует ли связь между управленческими ориентациями руководителя организации и ее культурой?
4. В каких областях проявляется организационная культура?
5. Проявляется ли организационная культура через классовые различия в вашей организации? Каким образом?
6. Опишите мифы и символы, являющиеся проявлением организационной культуры какой-либо компании.
7. Каковы преимущества многоуровневого представления об организационной культуре?
8. Каковы инструментальные эффекты первичной и вторичной стратегий? Что представляют собой их выразительные эффекты? Почему они затрудняют изменение организационной культуры?
9. Что отражает профиль организационной культуры?
10. Какой тип культуры присущ большинству фирм? Чем определяется необходимость изучения «невротических» организационных культур?
11. Опишите какой-либо тип «невротической» организационной культуры реальной компании. Как эта культура проявляется в практической деятельности организации?
12. Каковы побочные эффекты организационной культуры? Как они помогают организации адаптироваться к внешним изменениям?
13. Что подразумевается под понятиями «личность, определяющая развитие фирмы» и «правящая верхушка фирмы»? Как их можно отнести к организационной культуре?
14. Выберите хорошо известную организацию с культурой, которая, по вашему мнению, мешает ей добиться высоких показателей. Как бы вы изменили организационную культуру этой фирмы? Приведите несколько примеров российских компаний с сильной культурой.
15. Что такое организационные субкультуры? Какую роль они играют в деятельности организации? Приведите примеры организаций с субкультурами.