Физические упражнения как форма воспитания нравственно-волевых качеств личности ребенка в процессе занятий физическими упражнениями

Нравственно-волевое развитие личности выступает активной силой, под влиянием которой изменяются и окружающая действительность, и сама личность. Важным фактором в данном процессе является физическая культура и спорт, поскольку в процессе активной физкультурно-спортивной деятельности проявляется и формируется общественная сущность человека, выявляются механизмы действия коллективных отношений. В физкультурно-спортивной деятельности проявляются не только двигательные умения и навыки, но и широкий круг других качеств (способностей) человека: его интеллектуальные качества, эстетические способности, навыки общения, нравственные нормы поведения (М.Я. Виленский, Н.Н. Витизей, С.В. Галкин, Л.И. Лубышева, Г.Г. Наталов, С.Д. Неверкович, Н.Х. Хакунов и др.).

Физические упражнения – основная форма воспитания нравственно-волевых качеств и привычек дисциплинированного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости и других волевых качеств личности [Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001. – c. 121]. Воспитывать нравственно-волевые качества особенно важно, потому что эти качества – одни из самых существенных нравственных основ развития личности человека. Как бы хорошо не был развит спортсмен физически, если он не сформировался в духовно-нравственном отношении, он не добьется ничего ни в спорте, ни в повседневной жизнедеятельности. И напротив, бесперспективный на первый взгляд юноша может достигнуть высоких результатов благодаря сильному волевому духу и характеру.

Физической культуре в целом присущи общекультурные функции: общеобразовательная, воспитательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, целостная, ориентационная, коммуникативная и многие другие культурные функции. Будучи относительно самостоятельным видом культуры, она имеет и свои специфические функции, такие как: совершенствование физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; физическая подготовка к трудовой деятельности и защите Родины; раскрытие функциональных резервов и адаптации способностей человека и др. Таким образом, специфические функции физической культуры заключаются, прежде всего, в физическом преобразовании самого человека (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров и др.) [Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001. - c. 125].

Общекультурные и специфические функции физической культуры тесно взаимосвязаны. Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в задачах, которые необходимо решать в процессе обучения и воспитания: общеобразовательных, воспитательных, оздоровительных, а также задачах физического развития личности. К образовательным задачам относят: формирование и доведение до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных умений и навыков; овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья, и т.п. (Б.А. Ашмарин, В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров, Н.Х. Хакунов и др.) [Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001. - c. 127].

Задачи физического развития включают: оптимальное развитие физических качеств (способностей) – кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных; совершенствование телосложения и гармоническое физкультурное развитие; укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней, травм; многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности [Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001. – c. 128-129]. Решение оздоровительных задач должно обеспечить повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней сферы, различного рода заболеваниям и т.д. (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров и др.).

К воспитательным задачам относится: формирование нравственных, эстетических, волевых и иных свойств и качеств, отражающих социально-психологические особенности личности и обусловливающих её физкультурно-спортивную активность; формирование мировоззрения, убеждений и установок, целостных ориентаций, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, в том числе, физкультурно-спортивной [Бризели, Е. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания: учеб.-метод. комплекс / Е. Бризели, М. Кореев. – Екатеринбург: Изд-во УралГТУ, 1999. –c. 82]. При формировании физической культуры личности необходимо учитывать, что духовное и этическое начала в развитии человека представляют неразделимое целое, что позволяет в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.

По мнению практически всех ученых, физические упражнения являются средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. Следовательно, занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение – способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

В ходе занятий физическими упражнениями дети постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Никогда не следует забывать, что высокая культура учителя, его благородные душевные качества оказывают мощное влияние на сознание и поведение учащихся, являются активнейшим стимулятором сознательной дисциплины школьников [Бризели, Е. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания: учеб.-метод. комплекс / Е. Бризели, М. Кореев. – Екатеринбург: Изд-во УралГТУ, 1999. – c. 86]. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, в секционном занятии является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать учащихся к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии. В зависимости от материала урока педагог применяет те или иные специальные упражнения для воспитания у учащихся нравственно-волевых черт характера. На занятиях по гимнастике это опорные прыжки, соскоки с брусьев и перекладины, упражнения на кольцах.

Большие возможности для воспитания у детей целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных играх и спортивных играх. Любая спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива. Игрой нужно руководить. Игра, пущенная на самотек, может содействовать проявлению высокомерия и эгоизма [Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – c. 54].

Таким образом, «говоря о значении физических упражнений для гармоничного развития человека, следует иметь в виду не столько специфическое значение – культура физическая, телесная, сколько роль таковой в формировании личности в плане общей культуры. Это значит, что физическая культура должна формироваться таким образом, чтобы она стала органичным элементом и нравственности, и эстетичности, и других сфер духовной жизни, и, как результат, проявлялась целостно в облике человека». В процессе занятий различными видами спорта воспитываются нравственные качества, формируются привычки волевого поведения. Опытный учитель физической культуры обычно пользуется особым доверием и авторитетом у школьников. К его словам и поступкам относятся особенно внимательно. Воздействуя на каждого ученика в целом, сам педагог вступает в общение с коллективом как авторитетная личность. Именно поэтому свое воспитательное воздействие учитель осуществляет не только педагогическими приемами обучения и воспитания, но и своими личностными качествами, своим поведением. Практика подсказывает, что многие школьники часто бессознательно подражают внешнему виду тренера, его походке, манере разговаривать, отношению к окружающим и младшим. В частности, очень трудно добиться от школьников ношения единой спортивной формы, если сам преподаватель приходит на занятия в повседневной одежде. Не случайно лучшие учителя обычно выделяются своей подтянутостью, хорошей осанкой, аккуратной одеждой.

Наши рекомендации