Ребята, откройте учебник на с.36 и прочитайте проблемный вопрос.
И вот над этой проблемой нам нужно работать сегодня на уроке
Ребята, откройте учебники на с.36 и выполним упражнение 64.
Прочитайте текст вставляя в предложения существительное сосна в нужной форме.
Найдите грамматическую основу в первом предложении.
На какой вопрос отвечает существительноесосна в этом предложении?
Выпишем слово сосна вместе с вопросом и с тем словом от которого ставили вопрос.
(что?) сосна
Хвоя (чего?) сосны
Прилетел (к чему?) к сосне
Сели (на что?) на сосну
Растут (под чем?) под сосной
Играли (на чём?) на сосне.
Выделите окончания имени существительного сосна.
Проверка на слайде
Что можете сказать об окончаниях?
-Почему у них разные окончания? (разные вопросы)
- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение сущ-х по вопросам?
- Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике)
(В учебнике.) с. 36
-Найдите ответ в учебнике.
-Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (изменение имен существительных по падежам)
-Можем ли мы определить падеж сущ-х в выписанных словах? Почему?
- Как вы думаете, тогда цель нашего урока какая? /Узнать название падежей и научиться изменять существительные по падежам/
- Так давайте это узнаем!
У слова есть шесть падежей
Шесть верных маленьких пажей
Они проходят чередой
За слово в бой готов любой.
2. Знакомство с падежами
Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.
Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный.
Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным.
Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным.
-Какие названия падежей запомнили?
– Давайте еще раз прочитаем названия падежей
Вот такие падежи.
А ты с ними подружи.
Будешь грамотно писать
И пятёрки получать.
- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонение.
Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? Что?». Это и есть слово в именительном падеже. Если слово является в предложении подлежащим то оно тоже в именительном падеже.
- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники
И.п. (есть) кто? Что?
Р.п. (нет) кого? Чего?
Д.п. (рад) кому? Чему?
В.п.(вижу) кого? Что?
Т.п.(любуюсь) кем? Чем?
П.п.(думаю) о ком? О чем?
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
Знакомство с приёмами запоминания падежей.
- А сейчас мы познакоежать Дерево Удивительные По Волшебник Пишет Звезда
3мимся с приёмом запоминания падежей.
- чтобы быстро запомнить название падежей ваши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки: (слайд № 13)
Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.
- Ребята что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ-го? /падежные вопросы/
- Итак, что значит изменить существительные по падежам? /изменить их по вопросам/
-Что изменяется при этом у сущ-х?
- Как по-другому называется изменение сущ-х по падежам? /склонение/
- А теперь зная названия падежей, падежные вопросы можем ли мы изменить по падежам (просклонять) существительных?
Ребята какое сейчас время года? Это существительное? –
Итак, давайте просклоняем существительное зима. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.
(я на доске)
А теперь , ребята, просклоняйте имена существительные сами
Ряд –лиса, 2 ряд- трава
Взаимопроверка
8. Рефлексия.
Какие задачи мы должны были решить на уроке?
Смогли ли мы достичь поставленных целей.
Блиц-опрос.
• Сколько падежей в русском языке? (6)
• Перечислите их.
• Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
• Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
• В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? А сейчас мы закрепим изученное н
а уроке с помощь
ю небольшого теста. ТЕСТ: .
1. Существительные в В.п. отвечают на вопросы ______________________________
2. У существительного в В. п.
1. нет предлогов
2. предлоги в, во, на, за, про
3. предлоги у, от, до, из, около
3. В предложении существительное в В.п. является
1. сказуемым
2. подлежащим
3. второстепенным членом
4. Определи падеж слова мороз. Ночью ударил мороз. Я люблю сильный мороз.
9.Домашнее задание: Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён суще
ствительных.»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ УРОКА:
КЛАСС:3
ТЕМА УРОКА:ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
ТИП УРОКА:урок изучения и закрепления новых знаний
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА:60 МИН.
ПРИОБРЕТЕННЫЕ НАВЫКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:активизация познавательной и самостоятельной деятельности,обобщение и применение знаний.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:парная,индивидуальная,фронтальная
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ:с помощью различных методов обучения(поисковых,аналитических)познакомить обучающихся с системой падежей русского языка.