Ребята, откройте учебник на с.36 и прочитайте проблемный вопрос.

И вот над этой проблемой нам нужно работать сегодня на уроке

Ребята, откройте учебники на с.36 и выполним упражнение 64.

Прочитайте текст вставляя в предложения существительное сосна в нужной форме.

Найдите грамматическую основу в первом предложении.

На какой вопрос отвечает существительноесосна в этом предложении?

Выпишем слово сосна вместе с вопросом и с тем словом от которого ставили вопрос.

(что?) сосна

Хвоя (чего?) сосны

Прилетел (к чему?) к сосне

Сели (на что?) на сосну

Растут (под чем?) под сосной

Играли (на чём?) на сосне.

Выделите окончания имени существительного сосна.

Проверка на слайде

Что можете сказать об окончаниях?

-Почему у них разные окончания? (разные вопросы)

- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение сущ-х по вопросам?

- Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике)

(В учебнике.) с. 36

-Найдите ответ в учебнике.

-Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (изменение имен существительных по падежам)

-Можем ли мы определить падеж сущ-х в выписанных словах? Почему?

- Как вы думаете, тогда цель нашего урока какая? /Узнать название падежей и научиться изменять существительные по падежам/

- Так давайте это узнаем!

У слова есть шесть падежей

Шесть верных маленьких пажей

Они проходят чередой

За слово в бой готов любой.

2. Знакомство с падежами

Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.

Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный.

Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным.

Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным.

-Какие названия падежей запомнили?

– Давайте еще раз прочитаем названия падежей

Вот такие падежи.

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонение.

Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? Что?». Это и есть слово в именительном падеже. Если слово является в предложении подлежащим то оно тоже в именительном падеже.

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники

И.п. (есть) кто? Что?

Р.п. (нет) кого? Чего?

Д.п. (рад) кому? Чему?

В.п.(вижу) кого? Что?

Т.п.(любуюсь) кем? Чем?

П.п.(думаю) о ком? О чем?

– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)

Знакомство с приёмами запоминания падежей.

- А сейчас мы познакоежать Дерево Удивительные По Волшебник Пишет Звезда

3мимся с приёмом запоминания падежей.

- чтобы быстро запомнить название падежей ваши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки: (слайд № 13)

Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.

- Ребята что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ-го? /падежные вопросы/

- Итак, что значит изменить существительные по падежам? /изменить их по вопросам/

-Что изменяется при этом у сущ-х?

- Как по-другому называется изменение сущ-х по падежам? /склонение/

- А теперь зная названия падежей, падежные вопросы можем ли мы изменить по падежам (просклонять) существительных?

Ребята какое сейчас время года? Это существительное? –

Итак, давайте просклоняем существительное зима. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.

(я на доске)

А теперь , ребята, просклоняйте имена существительные сами

Ряд –лиса, 2 ряд- трава

Взаимопроверка

8. Рефлексия.
Какие задачи мы должны были решить на уроке?
Смогли ли мы достичь поставленных целей.
Блиц-опрос.
• Сколько падежей в русском языке? (6)
• Перечислите их.
• Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
• Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
• В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? А сейчас мы закрепим изученное н

а уроке с помощь

ю небольшого теста. ТЕСТ: .

1. Существительные в В.п. отвечают на вопросы ______________________________

2. У существительного в В. п.

1. нет предлогов

2. предлоги в, во, на, за, про

3. предлоги у, от, до, из, около

3. В предложении существительное в В.п. является

1. сказуемым

2. подлежащим

3. второстепенным членом

4. Определи падеж слова мороз. Ночью ударил мороз. Я люблю сильный мороз.


9.Домашнее задание: Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён суще

ствительных.»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ УРОКА:

КЛАСС:3

ТЕМА УРОКА:ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

ТИП УРОКА:урок изучения и закрепления новых знаний

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА:60 МИН.

ПРИОБРЕТЕННЫЕ НАВЫКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:активизация познавательной и самостоятельной деятельности,обобщение и применение знаний.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:парная,индивидуальная,фронтальная

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ:с помощью различных методов обучения(поисковых,аналитических)познакомить обучающихся с системой падежей русского языка.

Наши рекомендации