Молодежь и культурная политика.
Цель занятия: Изучить социокультурную характеристику молодежных сообществ; обеспечение их прав на свободу творчества, культурной деятельности, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры. Показать современное государственное управление в сфере молодежной культурной политики; развитие профессионального искусства в среде молодежи Самарской области; деятельность некоммерческих молодежных организаций в сфере культуры; состояние кадрового потенциала в сфере культуры и молодежной политики Самарской области. Выявить меры по нравственному, эстетическому, патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.
Лекционные вопросы:
- Социокультурная характеристика молодежных сообществ.
- Государственная молодежная политика и ее региональная специфика.
- Тенденции и перспективы развития молодежной политики в РФ.
- Социокультурная характеристика молодежных сообществ
Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою семью и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.
Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет - между детством и взрослым состоянием.
Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как социальной группы следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.
Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость - это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других - наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.
Взросление - это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.
С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. Артур Шопенгауэр (1788-1860) говорил: «С точки зрения молодости, жизнь - бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости, это очень краткое прошлое». Молодость - это время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.
С этой позиции молодость - период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям - она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.
Исходя из всех этих характеристик можно сказать, что молодежь - это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.
Или можно кратко определить: молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.
Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.
Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25 %. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению» молодежи, т.е. возрастанию доли 25-29 летних.
Особенности социального положения молодежи
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
- самоорганизация и независимость от официальных структур;
- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
- Государственная молодежная политика и ее региональная специфика
Молодежная политика - это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь»
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Государственная молодежная политика - внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
В современном мире молодежное законодательство существует во многих индустриально развитых странах, например в США, Канаде, Франции, Швеции и других. ООН уделяет внимание проблемам молодежи. В 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН принята “Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами ”. За период с 1979 года по настоящее время ЮНЕСКО принимает более ста документов по проблемам молодежи. С 1985 года действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи.
В 90-е годы началось формирование правовых основ государственной молодежной политики, которые были заложены Указом Президента РФ от 16.09.92 г. “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики”. Практические меры по реализации молодежной политики нашли свое отражение в Федеральной программе “Молодежь России”, рассчитанной на 1994-1997 годы, которая состояла из четырех подпрограмм:
- “Создание системы информационного обеспечения молодежи”;
- “Решение социально-экономических проблем молодежи”;
- “Обеспечение условий духовного и физического развития молодежи”
- “Поддержка деятельности детских и молодежных объединений”.
Основными механизмами реализации этой программы была финансовая и материальная помощь молодежным и детским объединениям.
В период с 1992 по 1996 годы большинство субъектов РФ приняло законодательные акты, в которых формулируются принципы государственной молодежной политики. Их отличительной особенностью является то, что молодежная политика строится на общероссийских принципах, хотя они и не исключают самостоятельного определения целей и задач в конкретном регионе. К настоящему времени большинство республик Российской Федерации имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в региональных законодательных актах присутствуют два компонента: обязательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают региональные возможности конкретной территории. Общефедеральные нормативы фиксируют своего рода минимум, а региональные законодательства, как правило, расширяют их. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных организаций и на уровне местного самоуправления. Следовательно, государственная молодежная политика в Российской Федерации: предмет совместного ведения всех уровней – РФ, субъектов Федерации, местного самоуправления.
К компетенции субъектов Федерации в области государственной молодежной политики относится:
-определение общих социально-экономических организационных;
-правовых начал и направлений государственной молодежной политики в регионе;
-правовое регулирование отношений в области государственной молодежной политики в рамках имеющейся компетенции;
-разработка и реализация региональных государственных молодежных программ с учетом социально-экономических, демографических, культурных, этнических и других условий и особенностей региона;
-формирование республиканских (областных) органов управления государственной молодежной политикой, определение структуры органов исполнительной власти, осуществляющих управление молодежной политикой;
-ведение реестра молодежных и детских объединений, действующих на территории региона;
-формирование республиканского (областного) бюджета в части расходов на реализацию государственной молодежной политики, установление нормативов ее финансирования;
-установление дополнительных к федеральным льгот для молодежи, детских молодежных объединений и их предприятий;
-организация подготовки, переподготовки, повышение квалификации кадров, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики;
-координация деятельности всех учреждений и организаций, осуществляющих государственную молодежную политику в регионе.
К компетенции местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики относится:
-планирование, организация, регулирование осуществления государственной молодежной политики на территории местного сообщества;
-издание нормативных документов по реализации молодежной политики в рамках своей компетенции.
- разработка и реализация программ в области государственной молодежной политики на территории местного сообщества;
- формирование местных бюджетов и фондов в части расходов на реализацию государственной молодежной политики;
-создание, реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, регистрация этих учреждений на подведомственной территории;
-строительство зданий и сооружений муниципальных учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, предоставление в аренду помещений и иных объектов муниципальной собственности детским и молодежным объединениям, учреждениям, ведущим работу с детьми и молодежью;
-ведение реестра молодежных и детских объединений на территории местного сообщества;
-установление дополнительных к федеральным и республиканским (областным) льгот и гарантий для молодежи, муниципальных детских и молодежных объединений и предприятий;
-координация деятельности всех учреждений и организаций, осуществляющих государственную молодежную политику на территории местного сообщества.
Так, функции по разработке и обеспечению реализации государственной политики в сфере культуры и молодежной политики возлагаются на Министерство культуры и молодежной политики, которое является органом исполнительной власти Самарской области.
На Министерство возлагается решение следующих задач:
- разработка основных направлений и приоритетов государственной политики в сфере культуры и молодежной политики и обеспечение их реализации с учетом изменяющихся общественных потребностей и реальных возможностей, складывающихся в ходе социальных и экономических преобразований в обществе;
- обеспечение равного доступа к информации, пользованию учреждениями культуры и молодежной политики, культурным ценностям населения различных территорий и представителей этнических групп в Самарской области;
- повышение эффективности деятельности учреждений культуры и молодежной политики Самарской области;
- формирование и развитие современных жизненных ценностей, системы нравственных ориентиров у жителей Самарской области.
В ведении Министерства находится:
- обеспечение реализации населением Самарской области прав на свободу творчества, культурной деятельности, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
- осуществление мер по повышению качества и доступности услуг в сфере культуры и молодежной политики;
- совершенствование государственного управления в сфере культуры и молодежной политики;
- государственное управление подведомственными Министерству учреждениями;
- организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), молодежной политики;
- содействие процессу сохранения и приумножения культурных ценностей;
- осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральными законами;
- осуществление мер по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Самарской области, государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Самарской области;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности областных библиотечных фондов;
- создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- содействие в развитии профессионального искусства в Самарской области;
- содействие в развитии деятельности некоммерческих организаций в сфере культуры и молодежной политики;
- поддержка организаций народных художественных промыслов Самарской области (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- участие в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии;
- осуществление межтерриториального, межрегионального и международного сотрудничества по направлениям деятельности Министерства;
- развитие кадрового потенциала в сфере культуры и молодежной политики Самарской области;
- организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения по направлениям деятельности Министерства;
- совершенствование социокультурной инфраструктуры, в том числе материально-техническое обеспечение организаций сферы культуры и молодежной политики Самарской области;
- обеспечение возможностей для социальной адаптации, мобильности, конкурентоспособности молодых людей, в том числе создание условий для социально-экономической адаптации подростков и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с молодежью;
- выявление, развитие и поддержка талантливой молодежи, ее социокультурных инициатив и деловой активности;
- вовлечение молодежи в социально-экономическую практику;
- осуществление системы мер по нравственному, эстетическому, патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи;
- информирование молодежи о потенциальных возможностях развития молодежи в Самарской области;
- формирование единого информационного социокультурного пространства в сфере культуры и молодежной политики Самарской области;
- информирование населения Самарской области о состоянии дел в сфере культуры и молодежной политики;
- анализ и прогнозирование развития сферы культуры и молодежной политики;
- участие в пределах своих полномочий в организации и обеспечении мобилизационной подготовки и мобилизации.
В рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями:
- участвует в разработке и реализации программы социально-экономического развития Самарской области;
- подготавливает предложения по совершенствованию законодательства в сфере культуры и молодежной политики и проектов нормативных правовых актов Самарской области по вопросам, находящимся в компетенции Министерства;
- осуществляет разработку и реализацию областных целевых программ, ведомственных целевых программ, планов и мероприятий, участвует в реализации федеральных целевых программ в сфере деятельности Министерства;
- выступает государственным заказчиком по государственным контрактам, реализуемым за счет средств областного бюджета, заказчиком по договорам, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для Самарской области, в сфере деятельности Министерства;
- осуществляет проведение мероприятий административной реформы в сфере культуры и молодежной политики Самарской области, в том числе внедрение системы управления по результатам;
- осуществляет контроль за исполнением на территории Самарской области законодательства в сфере культуры и молодежной политики;
- принимает меры, направленные на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Самарской области, осуществление государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Самарской области, реализует функции уполномоченного государственного органа исполнительной власти Самарской области в области государственной охраны объектов культурного наследия;
- осуществляет координацию деятельности подведомственных Министерству учреждений Самарской области;
- разрабатывает меры поддержки и осуществляет поддержку учреждений культуры и молодежной политики;
- совместно с министерством имущественных отношений Самарской области выступает учредителем учреждений культуры и учреждений, создаваемых для реализации отдельных функций государственного управления в сфере культуры и молодежной политики Самарской области;
- принимает решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в собственности Самарской области;
- реализует в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, преимущественное право покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
- организует в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области подготовку и проведение на территории Самарской области смотров, конкурсов, фестивалей, симпозиумов, конференций, встреч, выставок, мероприятий по направлениям деятельности Министерства;
- разрабатывает и внедряет различные формы поддержки деятельности расположенных на территории Самарской области национальных культурных центров, творческих союзов, молодежных, детских общественных объединений, организаций любых организационно-правовых форм, участвующих в решении вопросов в сфере культуры и молодежной политики;
- разрабатывает формы, способы, приоритетные направления поддержки организаций народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- осуществляет в установленном федеральным законодательством и законодательством Самарской области порядке представление к государственным наградам, премиям и почетным званиям;
- обеспечивает деятельность комиссии по экспертизе работ и проектов в области культуры и искусства;
- обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области, организаций и общественных объединений по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации в сфере культуры и молодежной политики;
- осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти Самарской области в сфере государственной молодежной политики;
- осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности молодежного правительства Самарской области;
- подготавливает предложения по заключению международных и межрегиональных соглашений, договоров по вопросам культуры и молодежной политики;
- прогнозирует потребность учреждений сферы культуры и молодежной политики Самарской области в кадрах и организует их подготовку по направлениям деятельности Министерства;
- вносит предложения по включению объектов культуры и молодежной политики Самарской области в перечень объектов, финансирование строительства, ремонта и реконструкции которых осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов;
- осуществляет совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области разработку и согласование технических заданий на проектирование, а также проектов строительства и реконструкции зданий подведомственных Министерству учреждений в части технологических решений;
- осуществляет через социально-творческие заказы разработку и внедрение инновационных технологий деятельности по сохранению историко-культурных традиций, культурного многообразия, по развитию социального партнерства в работе организаций культуры и искусства для удовлетворения социокультурных потребностей населения Самарской области;
- осуществляет формирование и развитие информационно-коммуникационных ресурсов в сфере культуры и молодежной политики;
- осуществляет развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и молодежной политики Самарской области;
- осуществляет разработку и внедрение системы мониторинга социокультурных процессов;
- привлекает на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов (включая зарубежных) к разработке научно-исследовательских работ, методических рекомендаций по вопросам развития сферы культуры и молодежной политики;
- осуществляет сбор статистической отчетности подведомственных Министерству учреждений, муниципальных органов управлений культуры для дальнейшего представления данной отчетности в Федеральное агентство по культуре и кинематографии и территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области;
- запрашивает у органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления в Самарской области и организаций документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления полномочий Министерства;
- рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан в сроки, установленные действующим законодательством, осуществляет прием граждан по вопросам, находящимся в компетенции Министерства;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
- Тенденции и перспективы развития молодежной политики в РФ
За последние годы сложились следующие тенденции в изменении качества молодого поколения.
- Численность молодежной популяции постепенно уменьшается в связи с деформациями в естественном движении населения: сокращением рождаемости, возрастанием детской смертности, числа абортов и патологии родов, увеличением смертности среди экономически активного молодого поколения.
- Медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения (детей, подростков и молодежи) ухудшаются в связи с длительным нарушением медицинских норм питания, ростом инфекционных заболеваний (включая туберкулез, венерические и СПИД), ухудшением экологической ситуации, увеличением стрессовых ситуаций в обществе, сокращением профилактических осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового образа жизни в семье, школе и материалах СМИ.
- Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% - нищенствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материальному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число преступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 процентов) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации интересов не только в сфере труда, но и потребления, возникновению конфликта мотивов в этих сферах.
- В последние годы молодежь отдает предпочтения занятости в сфере торговли и услуг. Отток молодежи из сферы материального производства наносит серьезный ущерб перспективам развития экономики.
- В условиях прогрессирующей коммерциализации системы образования сохраняются ограничения доступа подрастающего поколения к получению среднего (специального) и высшего образования. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн человек).
- Усиливается социальная и политическая апатия молодежи; падает престиж честного труда; растут потребительские настроения, замещающие собой установки на активную трудовую деятельность, а также духовность.
- Углубляется разрыв между поколениями, на фоне критического отношения к образу жизни, ценностям и взглядам родителей падает авторитет последних.
- Отмечается кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде практически половины семей, сокращении рождаемости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте негативных проявлений в воспитании, образовании, социализации детей в семьях (в первую очередь - кризисных семьях), росте насилия над детьми в семьях (включая распространение сексуальных домогательств).
- Раздвигаются границы девиантного поведения; регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц женского пола; в сферу организованной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Увеличивается число проституток среди несовершеннолетних (в крупных городах России их, по некоторым оценкам, насчитывается уже более 25 тысяч). Растет наркомания среди молодежи.
- Контуры национальной трагедии приобретает социальное сиротство (620 тыс. детей).
В то же время наряду с выраженными негативными тенденциями в качестве подрастающего поколения наблюдаются и позитивные сдвиги.
Так, выраженные положительные характеристики свойственны не более чем 10% молодежной популяции в возрасте до 29 лет. Эта качественно продвинутая часть молодежи еще не является гарантом эффективности для всей экономически активной части населения. Не исключено, что здоровые, образованные и профессионально подготовленные молодые люди, пригодные к интенсивному труду в XXI веке, предпочтут работать и жить за рубежом.