Культура телефонных разговоров
Вам нужно куда-то позвонить — родственникам, маме приятельнице, другу. Какой бы номер телефона вы ни набрали, кто бы ни подошел, нужно всегда поздороваться: «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер» или просто «Здравствуйте».
Если вы звоните в официальное учреждение, это связано с вашей работой, то нужно поздороваться и тут же представиться, например: «Здравствуйте. Я Иванов Иван Иванович, начальник отдела снабжения Министерства связи».
Если вы звоните своему другу, а к телефону подходит кто-то другой, то нужно тоже представиться. Предположим, так! «Здравствуйте. Извините за беспокойство. Это Андрей. Можно попросить Мишу к телефону?»
Здороваться нужно всегда и со всеми. Исключение составляют пожарная охрана и справочное бюро. Кстати, раньше всегда здоровались, когда звонили в справочное бюро. Но по просьбе сотрудников и руководителей справочных бюро многих городов, в частности Москвы, здороваться перестали, так кш это отнимает большое количество секунд, а работа справочной учитывается до секунды.
Мне хочется еще раз вернуться к одному правилу. А именно: обязательно должны здороваться секретари и референты фирм, учреждений, предприятий. Сняв трубку, нужно всегда: сказать «Здравствуйте» или «Доброе утро», «Добрый день» «Добрый вечер» и представить фирму.
Как правильно заканчивать разговор? Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Это первая норма.
Вторая норма. Мужчина, который звонит женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.
Если начальник позвонил своему подчиненному, подчиненный ждет, когда положит трубку начальник. Это элементарный этикет и культура телефонных разговоров.
Напомним, никогда не нужно на работе произносить секретарю «алло». Это нежелательная форма телефонных разговоров. Нужно всегда поздороваться, представить фирму или, в крайнем случае, сказать: «Я вас слушаю».
Если секретарь соединяет с начальником, начальник никогда не должен, сняв трубку, говорить «Да...». Это некультурно, невоспитанно. Начальник должен, сняв трубку, сказать: «Я вас слушаю», «Слушаю», но не «Да» и не «Алло».
Куда бы вы ни позвонили, если это не связано с работой и с официальным учреждением,) никогда не нужно спрашивать: «А кто это говорит?», «А кто его спрашивает?», «Зачем он вам нужен?» Человек, который кочет представиться и сказать, по какому вопросу он звонит, сам все скажет. Если это частная квартира, а не учреждение, тем более спрашивать: «А кто это говорит?» — нельзя.
Если вы берете номер телефона вашего знакомого, сотрудника, подчиненного, вы обязательно должны спросить, в какие часы им можно звонить. У всех людей разные распорядки дня, разный лимит времени. Поэтому одному можно звонить до одиннадцати вечера, другом только до девяти вечера. Одному можно звонить с семи утра, другому только с девяти.
Если во время телефонного разговора на линии произошел сбой и разговор прервался, перезванивает тот, кто только что звонил. Заканчивает разговор первым тот, кто звонил.
Если вы звоните своей приятельнице и хотите сообщить ей какую-то новость, рассказать о своих неприятностях, излить свою душу или вам нужно поговорить с ней подольше, обязательно спросите, есть ли у нее сейчас свободное время.
Если вы звоните своему приятелю на работу, тоже не лишне поинтересоваться, есть ли у него время выслушать вас по личному вопросу. Может, он в этот момент ведет прием сотрудников или занят срочной работой. Тем более если ваш друг занимает руководящую должность. Время таких людей обычно расписано по минутам.
Представим следующую ситуацию. Министр легкой промышленности, конечно, через своего секретаря, просит соединить с директором магазина (в нашем примере его зову Петр Михайлович). Секретарь директора магазина снимает трубку. Секретарь министра легкой промышленности спрашивает: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста, Петр Михайлович на месте?» Секретарь Петра Михайловича, директора магазина, отвечает: «Да, на месте». Секретарь министра добавляет «С ним хочет говорить министр легкой промышленности Иван Иванович Иванов. Соедините, пожалуйста». Секретарь Петра Михайловича снимает трубку местного телефона и сообщает: «Петр Михайлович, с вами хочет говорить министр легкой промышленности Иван Иванович Иванов». Тот говорит: «Соединяйте» — и берет трубку. И уже секретарь Ивана Ивановича здоровается с Петром Михайловичем и говорит «С вами сейчас будет говорить Иван Иванович, министр легкой промышленности».
В чем смысл этих переговоров? В соблюдении субординации. Бывают случаи, когда секретарь директора магазина или какого-то другого учреждения, чей начальник ниже по должности, берет трубку и начинает сам разговаривать с министром. Это неправильно. Тот, кто звонит, тот и отвечает за правильность соединений. То есть старший по положению никогда недолжен ждать, и при равном положении ждет тот, кто звонит то есть секретарь министра.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
Что такое «протокол»? Протокол - это свод общеприняты правил, с учетом различных особенностей, образования, культуры, нравов, обычаев людей разных стран.
Протокол бывает государственный, национальный, международный, светский, военный.
Во всех министерствах, ведомствах, солидных учреждениях есть протокольные отделы или отделы внешних сношении.
Международный протокол основан на принципах взаимного равенства и взаимного уважения. Что это значит?
Приезжает делегация. Желательно, чтобы ее встречал равноценный по должности, то есть министр — министра, директор — директора, начальник отдела — начальника отдела. Хотя в международной практике допускаются некоторые послабления: иногда можно поехать встречать делегацию заместителю данного официального лица.
Перед встречей делегации две стороны обязательно оговаривают условия проведения переговоров, особые пожелания и т.д. в зависимости от уровня делегации.
Сейчас по рекомендации протокольного отдела МИДа, когда стороны только договариваются о встрече по телефону, нужно или желательно обсудить шесть вопросов. Каких?
Первый — цель встречи. Второй — место встречи. Третий — дата встречи. Четвертый — количество участников. (Это очень важно.) Почему? Опять же существует рекомендация протокольного отдела МИДа. Если приезжают три иностранца, то с нашей стороны может быть только четверо встречающих, но лучше — трое, чтобы не было так — гостей приехало трое, а хозяев присутствует десятеро. Пятый. Наличие переводчика, с чьей стороны он будет. И шестой. Как предполагается фиксировать встречу. Есть рекомендации, что во время переговоров должен сидеть секретарь или должна быть приглашена стенографистка.
Итак, вопросы по телефону заданы, обсуждены. Проходит какое-то время. Вы получаете факс или звонок по телефону, где сообщают дату, время приезда делегации, состав ее, номер рейса самолета. Как только вы получили эти сведения, сразу же руководитель организации и тот, кто уполномочен провести переговоры, должны создать небольшой оргкомитет. Для чего? Прежде чем принять делегацию, надо к этому тщательно подготовиться.
Оргкомитет составляет программу пребывания иностранной Делегации, предположим, в Москве с такого-то по такое-то число. Программы в основном создаются две — деловая, которая включает только переговоры, и культурная — это посещение театров, выставок, музеев, цирка и т.д. Еще одна «тайная» программа создается только в тех учреждениях, которые имеют прямое отношение к оборонной промышленности. Этот же оргкомитет занимается средствами для принятия делегации, питанием, жильем, ну и, конечно, отдыхом.
И вот наступает день, когда нужно встретить иностранную делегацию. В аэропорт может ехать первое лицо, которое будет потом главным на этой встрече, назовем его условно «хозяин кабинета». Или, что тоже допустимо, его заместитель.
После того как уполномоченное лицо уехал в аэропорт встречать иностранную делегацию, секретарь «хозяина кабинета» накрывает на стол.
Лучше всего иметь специально оборудованное помещение для встреч иностранных делегаций. Если такого помещения нет, то тогда, как правило, используют стол, за которым проводятся совещания, планерки, короткие заседания. Этот стол секретарь накрывает для приема.
В торцах стола раскладывают подносы, бумажные либо хлопчатобумажные салфетки. На эти салфетки или на подносы ставятся бутылки с минеральной столовой водой (ни «Ессентуки», ни другую лечебную воду не выставляют). Можно выставить «Боржоми», но в основном приняты столовые минеральные напитки: «Нарзан», «Московская». Сейчас можно поставить «Фанту» или «Пепси колу».
Обращаем внимание! Бутылки всегда ставят с полностью наклеенными этикетками, небрежный вид недопустим. Бутылки ставятся таким образом, чтобы ваши гости могли видеть этикетку с названием напитка. Бутылки заранее никогда не открывают. Но рядом кладется ключ для открывания. Тут же ставят стаканы или фужеры. Стаканы всегда ставят дном вверх. Фужеры, наоборот, ножкой вниз.
На стол раскладывают по количеству участников листы бумаги, блокноты, карандаши — простые и цветные, шариковые ручки.
А теперь специально по поводу сигарет, спичек и пепельниц. Выставляют пепельницы, сигареты, зажигалки, спички сейчас для многих иностранных делегаций. Но, обращаю ваше внимание, для делегаций из США и Франции ни спички, ни сигареты не выставляют.
Несколько лет назад, в газете «Нью-Йорк тайме» была опубликована заметка «Если хочешь иметь бизнес в России, научись переносить дым, курить и т.д.». Это мнение о нас очень неприятно. Поэтому опять-таки существует рекомендация протокольного отдела МИДа. При встрече иностранной делегации из Соединенных Штатов Америки или Франции желательно, чтобы с нашей стороны не было инициаторов курения.
Если в аэропорт поехал заместитель, «хозяин кабинета» ждет делегацию в своем кабинете.
Обратим внимание на то, что заместитель «хозяина кабинета» поехал в аэропорт встречать иностранную делегацию в персональной машине. Как рассаживаются и как распределяются места в машине? Если машина казенная, государственная или такси, то самое почетное место, куда мы приглашаем сесть главу делегации или приоритетнее лицо, правое заднее сиденье. Тот, кто встречает, обходит сзади машину и садится на заднее левое сиденье. Рядом с водителем садятся те, кто нес чемоданы, то есть второстепенные лица. Если встречающий сидит сам за рулем в своей личной машине, то самое почетное место будет с водителем, но в этом! случае встречающий, подходя тс машине, должен открыть дверь рядом с водителем и сказать: «Будьте любезны, я за рулем». Тогда места будут распределяться таким образом: первое почетное место будет рядом с водителем, второе почетное — заднее правое, третье место — заднее левое и четвертое — между вторым и третьим.
Обращаемся персонально кдамам. Эту норму, пожалуй, знают многие женщины мира, но в России она не уживается. Женщина в незнакомой машине, в государственной, в такси должна сидеть всегда сзади справа, не принято садиться рядом с водителем. Женщина не должна садиться рядом с незнакомым мужчиной.
Иногда мужчины, не зная правильного распределения мест в машине, предлагают женщине место рядом с водителем, как бы показывая свое уважение. Это неправильно.
Как правильно садиться в машину?
Ни мужчине, ни женщине нельзя входить в машину, начиная с головы. Это очень некрасиво. Если женщина хочет сесть в машину, она должна подойти к ней, открыть дверь, сесть, а потом обе ноги перенести на пол машины. Если женщина хочет встать и выйти из машины, она поворачивается на сиденье и опускает сначала ноги на землю, а потом, держась левой рукой, встает и поднимает весь корпус.
Если женщина в брюках, то можно допустить манеру посадки такую же, как и у мужчин, то есть одной ногой и туловищем одновременно мы себя как бы переносим в машину и садимся.
Делегация приехала на встречу. Где должен встречать гостей «хозяин кабинета»?
«Хозяин кабинета» должен встречать гостей приблизительно в шести-семи метра от двери, причем справа от него может стоять заместитель, а справа - переводчик. Гости будут входить в следующем порядке. Впереди - глава делегации, на полшага сзади справа будет идти заместитель, слева будет переводчик. Делегации останавливаются друг перед другом. Переводчик «хозяина кабинета» представляет на языке гостей членов иностранной делегации, Переводчик гостей переводит и представляет членов нашей делегации.
После того как произошло знакомство и, как правило, рукопожатие, «хозяин кабинета» приглашает сесть за стол переговоров. Куда? (Это очень валено.) За стол переговоров, который уже накрыл и приготовил секретарь. «Хозяин приглашает сесть иностранную делегаций лицом к окну. Обязательно! Почему?
Если мы посадим делегацию лицом к стене, это будет не совсем приятно, не совсем тактично. Гостей обычно рассаживают лицом к свету, к окну. Это считается более вежливым. На Руси когда-то была другая норма. Купцы боялись разбойного нападения и всяких связанных с этим неприятностей. Поэтому для того чтобы они чувствовали себя в безопасности, их сажали за стол переговоров лицом к двери.
Итак, иностранная делегация за столом. Глава или главы делегации садятся друг против друга, и около каждого из них обязательно справа садится их заместитель или второе приоритетное лицо, или человек, который наиболее компетентен по данному вопросу, или референт по данному вопросу, слева всегда переводчик. Это правило для всех стран мира. Остальные участники переговоров садятся произвольно.
С чего нужно начинать разговор? Разговор начинается всегда с пяти-шести светских вопросов. Не следует сразу говорить о деле. Следует задать несколько, как мы их называем, светских вопросов: «Как вы доехали, как себя чувствуете, как разместились в гостинице? Какие просьбы, претензии? Как перенесли полет? Как проходит акклиматизация?» В общем, вопросы, выражающие гостеприимство и заботу хозяев.
После того как заданы светские вопросы, сторонам необходимо представиться. Сейчас в международной практике существует такое правило. «Хозяин кабинета» должен достать визитную карточку, если она уже не лежит заранее перед ним на столе, чуть-чуть приподнять корпус и правой рукой передать визитную карточку своему партнеру, главе иностранной делегации, то есть представиться.
Обращаем ваше внимание на то, что японцам и гостям изЮжной Кореи надо визитную карточку вручить обязательно двумя руками и обязательно от японского представителя взять визитную карточку тоже двумя руками. Эта специфика объясняется восточными традициями, которые надо уважать.
Обмениваются ли визитными карточками остальные члены делегации? Если делегации небольшие, из двух-трех человек с каждой стороны, то могут обменяться все присутствующие. Ноесли приехала делегация в составе пяти или более человек и с нашей стороны будет такое же количество, то получится, простите за выражение, какой-то базар. Поэтому заранее составляется специальный список участников. Его отдают переводчику, который по списку представляет присутствующих. Он так и называется «Протокольный список присутствующих». В этом списке указываются полностью фамилии, имена, отчества, должности и места работы всех членов делегации. Даже если они работают в одном учреждении, все равно против каждой фамилии название учреждения пишется полностью. Один экземпляр списка отдают переводчику иностранной делегации. Иногда нашему переводчику дают визитные карточки иностранцев, и он их выкладывает перед собой в том порядке, в каком сидят члены иностранной делегации за столом.
После того как состоялось представление членов делегаций, начинается диалог. Его начинает всегда приглашающая сторона, то есть «хозяин кабинета»,руководитель нашей делегации.
По рекомендации протокольного отдела МИДа встреча должна проходить не более двух часов, чтобы не быть утомительной. Но если, конечно, встреча немного задерживается на 15-30 минут, это не страшно. Сидеть же, как это было раньше, по 5-7 часов, считается нецелесообразно и утомительно.
Идет беседа. Через 20 минут после начала встречи секретарь ответственного лица, проводящего прием делегации, вносит кофе и чай. Кстати, раньше была такая норма - входил секретарь и спрашивал, кто будет кофе, кто будет чай, и, в соответствии с пожеланиями, приносил нужное количество чашек кофе и чая.
Теперь секретарь приносит на подносе одинаковое количество чашек кофе и чая и при раздаче спрашивает, кому что подать.
Необходимо заметить следующее: чашки с чаем, кофе подаются ручкой к правой руке гостя. То есть на блюдце чашка должна стоять повернутой ручкой к правой руке, а чайная ложечка лежать перпендикулярно к правой руке.
Кому предлагается первая чашка? Конечно, главе иностранной делегации. Вторая - «хозяину кабинета», главе принимающей делегации. Потом всем иностранцам, потом — всем соотечественникам. Но внесена корректива в этот утвердившийся порядок раздачи чая и кофе. В связи с тем, что переводчики не имеют возможности со всеми вместе попить чаю или как-то передохнуть, появились пожелания протокольного отдела несколько изменить протокол. А именно, отдав дань уважения главе иностранной делегации, вторую чашку надо предложить переводчику вне зависимости, с чьей стороны он присутствует. А потом «хозяину кабинета», и так далее. На стол можно поставить сахар (но только не сахар-песок), лучше конфеты, но молено и то другое. Конфеты принято подавать не развесные, а в коробках. Нужно снять крышку коробки, и в нее поставить вторую часть коробки с конфетами. Можно подать печенье, молено сладкое, пирожное, фрукты. Но если подаются фрукты и пирожное, нужно обязательно поставить маленькие тарелочки. Пирожное можно есть чайной ложкой, но к фруктам обязательно нужно подать фруктовый нож и тарелку.
Иногда возникает вопрос, можно ли подать спиртные напитки? Да, если встреча закончена, все вопросы решены, можно поставить сухое вино, коньяк или шампанское. Большого греха этом не будет.
После того как составлен и подписан протокол, выпит чан, может быть, даже вино, стороны пожелали друг другу успеха, поблагодарили друг друга за удачное завершение встречи, нужно подарить сувениры.
На этот счет есть две точки зрения. Либо хозяева первыми начинают дарить сувениры, либо гости. Кажется естественней, когда все-таки инициатива идет от гостей. По-моему, здесь больше логики. Приехали к нам гости, их гостеприимно встретили, и они дарят сувениры. А вот когда уезжает делегация, в день отъезда или на последней встрече сувениры дарят хозяева.
Солидный презент (хрустальную вазу, письменный набор, изделие данной фирмы, данного предприятия) дарит глава, учреждения, то есть руководитель делегации, «хозяин кабинетам. Значки, флажки, зажигалки, блокноты, фирменные полиэтиленовые сумочки обычно дарят помощники, которые принимают участие в данной встрече. |
Первым, по завершении встречи, из-за стола встает «хозяин кабинета» и проходит на то место, где он встречал делегацию.
После того как «хозяин кабинета» попрощался с гостями, ему выходить вместе с иностранцами не рекомендуется. Ответственный за делегацию должен вывести их из кабинета и проводить до следующего места назначения или до машины и отвезти юс на обед либо на прием, который организовала фирма в кафе или в ресторане. Туда уже самостоятельно приедет «хозяин кабинета», глава принимающей делегации.
Подчеркну следующую деталь. Во многих странах после того, как закончатся переговоры; прибывшую делегацию ведут в ресторан, кафе. И там членам Делегации переводчик говорит: «Минуточку: мужчины могут пройти в эту комнату и привести себя в порядок». Наши соотечественники сразу как-то сжимаются, смущаются и говорят: «Мы в порядке, нам ничего не надо имея в виду, что их приглашают в туалеты.
Сейчас в общественных местах, в вестибюлях около зеркало в ресторане, приводить в порядок костюм, пудриться и красить губы или поправлять волосы считается неприличным. Это все надо делать только в специально отведенном месте, куда приглашают членов делегации. И отказываться от этого не нужно, потому что посмотреть на себя лишний раз взеркало и проверить, все ли в порядке, никогда не мешает.
СТИЛЬ переговоров
Дать рекомендации по проведению деловых переговоров в каждой конкретной стране практически невозможно. Однако для более четкой ориентации предлагаем некоторые «мидовские» характеристики ведения дипломатических переговоров с представителями ряда стран. Надеемся, что это окажет посильную помощь при организации деловых встреч.
Франция. Когда идут переговоры с французами, то нужно быть готовым к некоторой специфике. Например, у французов всегда существует стремление поддержать репутацию своей фирмы, даже если вы говорите о каких-то недостатках ее работы или о каких-то моментах, которые вас не совсем устраивают.
Французы никогда не желают рисковать.
Переговоры ведут жестко, давят своей конфронтацией.
Вот к этому нужно быть всегда готовым, и если вам предстоит встретиться с французской делегацией, нужно провести переговоры исключительно корректно, сдержанно и помнить об этих особенностях.
Китай. Надо помнить, что специфика переговоров с китайской делегацией отличается следующим: первое, гостеприимством; второе - стремлением склонить партнера к принципам, благоприятным для китайской стороны; третье - терпением, отсутствием всяких эмоций, подчеркнутым вниманием ко всем участникам переговоров, не только к руководителям; четвертое - предпочтением в проведении переговоров на своей территории; пятое - использованием тактики косвенного давления, то есть через какую-то другую страну.
Латинская Америка. Очень большое внимание уделяется личным контактам, особенно если кто-то из членов делегации был лично знаком с представителем другой страны.
Сложившиеся обстоятельства обязательно диктуют тактику переговоров.
Делегация всегда выступает единым фронтом.
Подчеркивается собственная независимость - независимость данной страны, данной делегации.
Всегда учитывается в первую очередь национальный интерес.
Иногда отсутствует пунктуальность, то есть делегация может опоздать и на полчаса, и на пятнадцать минут, но нужно быть терпимым и этого не замечать.
Соединенные Штаты Америки.Надо сказать, что в Соединенных Штатах Америки разработана целая теория ведения переговоров. Существует специально созданная должность «конфликтолог», который всегда присутствует во время переговоров со всеми странами. Какая существует специфика во время переговоров с делегацией из Соединенных Штатов Америки? Очень много внимания отводится традициям переговоров. Конфликтологи (иначе их называют «переговорщики») присутствуют не только во время официальных переговоров, они даже приезжают на фирму заблаговременно знакомиться, ставить своп диагноз, и только после этого назначаются официальные переговоры.
Между прочим в США даже в полицейских участках имеются свои конфликтологи, вот насколько важна эта должность, эта специальность «знатоков переговоров».
Американская делегация всегда отличается прессингом, то есть давлением.
Исключительная идеологизация переговоров. Это очень специфично для американцев.
В Соединенных Штатах отмечается три подхода к переговорам: мягкий, жесткий, принципиальный. Деловые переговоры разделяются на стадии. Первая — стадия анализа, то есть сбор информации, анализ вариантов. Вторая стадия — планирование. Третья стадия - дискуссия, то есть главное - понять позицию партнера.
Американцы отличаются прекрасным знанием конъюнктуры рынка, его фирменной структуры и положения на нем контрагента.
Германия.При встрече с делегацией из Германии нужно всегда помнить: первое — точность, пунктуальность, опрятность. Эти качества нужны для переговоров не только с делегациями зарубежных стран, но вообще на любых переговорах. Но если уж вы встречаетесь с делегацией из Германии, то это должно быть обязательно учтено.
Второе. Во всем должны быть ясность и порядок. Начнем со стола: все необходимое должно быть аккуратно разложено на столе. Вопросы должны быть тщательно подготовлены заранее, написаны на специальной бумаге.
Третье. Не вступать в переговоры, если вы еще не уверены и сами для себя не решили, как правильно сформулировать или как правильно поставить данный вопрос.
Четвертое. Немцы пристально следят за четкой последовательностью и логикой в обсуждении всех вопросов.
Англия. Стремление принять решение в ходе самих переговоров, когда прояснится позиция противоположной стороны.
Англичане гибко и охотно отвечают на инициативу партнера.
Япония. Если японцы встречаются с ярко выраженной уступкой, они отвечают тем же.
Никакое давление в переговорах с японцами не приемлемо.
Необходимо чутко относиться к индивидуальности партнера, то есть заранее узнать его потребности, состояние фирмы.
Необходимо избегать физического контакта — рукопожатие нежелательно, достаточно произвести поклон головой, то есть поклон головой у японцев — официальное приветствие. Причем интересно, что в зависимости от ранга изменяется поклон головой, более глубокий в пояс, менее глубокий — кивок и т.д.
Пунктуальность - это обязательная норма, так же как и у немцев.
Если вы находитесь в Японии, нужно быть готовым к тому, что перед входом в помещение, где накрыты столы, то есть куда вас приглашают поесть, снимается обувь.
Хотелось бы еще раз вернуться к тому, о чем ранее говорилось: никогда нельзя во время переговоров произносить твердого «нет». Необходимо более уклончиво отвечать, если на этот вопрос вы не можете ответить положительно, а именно: «Сейчас нам затруднительно ответить на этот вопрос» или: «Мы должны подумать над вашим предложением», «Для нас это неожиданно, и мы должны подумать», «У нас большая к вам просьба — вернуться к обсуждению данного вопроса несколько позже», то есть обязательно давать уклончивые ответы, но ни в коем случае не произносить категорическое «нет».
Во время знакомства - визитные карточки подаются обеими руками.
Японцы никогда не допускают женщин к бизнесу и никогда не допускают женщин к переговорам. Они также относятся с недоверием, когда во время переговоров с нашей стороны присутствуют женщины.
Старайтесь не дарить цветов. Подобрать правильно цветы для японской делегации без знания специфики страны и вкуса очень сложно.
Не распаковывайте сувениры, которые они вам дарят, а если, в свою очередь, вы дарите японцам сувениры, то они не должны быть дорогими.
Чаевые давать в Японии не принято.
С самого начала переговоров, после того как вы обменялись визитными карточками, надо подать чай.