Этика деловых отношений. этикет руководителя

ВВЕДЕНИЕ

Среди основных факторов, образующих и организующих со­вместную деятельность людей, особое место принадлежит мо­рали. Моральные качества человека, стоящего во главе какого-либо коллектива (фирмы, объединения, общества), всегда опре­деляют взаимоотношения людей, находящихся у него в подчи­нении, и успех всего дела. От того, насколько человек способен уважать в себе самом ив своих сослуживцах личное достоинс­тво, быть справедливым, честным, принципиально надежным, во многом зависит отношение к нему партнеров, смежников, кредиторов и заказчиков, с которыми он имеет дело. Чтобы иметь подлинный и прочный успех в цивилизованном бизнесе, нужно быть человеком порядочным, человеком высокой мора­ли.

Что же такое мораль и какую функцию она выполняет в обществе?

Мораль, или нравственность - это один из способов регу­лирования человеческих отношений и поведения с помощью исторически сложившихся «неписаных» норм и правил, отно­сительно которых поступки людей оцениваются как добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или бесчестные, достойные или недостойные, моральные или амо­ральные. Эти нормы и правила складывались веками в про­цессе совместной деятельности и общежития многих поколе­ний разных народов и являются одним из основных приобре­тений культуры.

В отличие от норм права, они официально нигде не записа­ны и долгое время изустно передавались от «отцов» «детям», от старших - младшим, от одного поколения - другому.

В отличие от правового регулирования, где на страже зако­нодательства стоят специальные государственные органы, ка­рающие за нарушение той или иной статьи закона, контроль за соблюдением или несоблюдением моральных норм осущест­вляется только общественным мнением и человеческой сове­стью. Именно поэтому быть или не быть моральным почти полностью зависит от собственной доброй или злой воли чело­века.

Образно говоря, человек свободен в выборе добра или зла. Разумеется, всякий свободный выбор обусловлен множеством факторов, но тем не менее насильно заставить человека быть порядочным - невозможно. И вместе с тем везде, где суще­ствуют человеческие отношения, там присутствует и мораль, поскольку жить в обществе и быть полностью от него свобод­ным нельзя. Уважая в себе личность и собственное достоинс­тво, здравомыслящий человек должен понимать, что каждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его лич­ности и достоинства.

Слово «мораль» в переводе с латинского означает нрав­ственность, поэтому, как правило, эти понятия не различаются в употреблении, за исключением сферы специального теорети­ческого исследования.

А вот понятие «этика» (в переводе с греческого оно тоже означает нрав, нравственность и др.) используется для обозначе­ния теории морали или науки о морали.

Первые теоретические исследования о морали появились еще в античности, и наиболее известными из них являются книги древнегреческого философа Аристотеля (IV век до нашей эры) «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика». В определенном смысле он явился основоположником этики как науки о морали, и с тех пор этика существует как самостоя­тельная общественная дисциплина - часть философии.

Это различие понятий «этика» и «мораль» надо знать, чтобы не смешивать теорию с практикой. На протяжении веков философы, занимающиеся этикой, пытаются научить людей добру, люди же часто глухи к этим учениям и продолжают жить не по совести, не ведая, что творят.

Вместе с тем нарушение норм морали рано или поздно приводит их к социальным и личным бедам, несчастьям, траге­диям — мораль мстит за себя, ибо ее главное предназначение — сохранить человечество в его единстве, помочь людям уберечь свое сообщество, не дать им уничтожить друг друга, способ­ствовать успеху их совместной деятельности.

Именно поэтому талантливые предприниматели, руководи­тели крупных и успешно функционирующих фирм и компаний такое большое значение придают моральному фактору в орга­низации работы своих коллективов.

Там, где деловые отношения людей строятся на основе взаимного уважения, взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, там всегда степень надежности и гарантия успеха выше, чем в организациях, опирающихся только на ад­министративное управление и контроль.- Поэтому ведущие предприниматели Америки и Европы обращают такое серьез­ное внимание на роль морального фактора в деятельности ру­ководимых ими объединений.

О важности морального фактора в управлении много пишет в своих книгах Харви Маккей (М а к к е й X. Как уцелеть среди акул. М., «Экономика», 1991).

Харви Маккей является председателем и главным админис­тратором корпорации «МАККЕЙ ЭНВИЛОУП», удостоен награ­ды «за выдающиеся достижения в области маркетинга», при­суждаемой Международной организацией по сбыту и маркетин­гу. Он пользуется международной известностью как обществен­ный деятель. Его книга, переведенная и изданная в Москве в 1981 году, «Как уцелеть среди акул» долгое время оставалась бестселлером № 1 на рынке экономической литературы в США. Написанная столь же живо и интересно, как популярные книги Д. Карнеги (К а р н е г и Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., «Прогресс», 1989), она адресована широчайшему кругу деловых людей. В ней автор раскрывает мир американского бизнеса, открывает секреты искусства ведения переговоров, заключения сделок, четкой и умелой организации работы фирм.

В своих работах Харви Маккей особое внимание уделяет личности руководителя, нравственной стороне его деятельно­сти. Он постоянно подчеркивает, что личный авторитет руково­дителя оценивают в первую очередь по моральным качествам. В системе управления соотношение «руководитель - подчинен­ный» образует служебно-административную иерархию, нормаль­ное функционирование которой во многом зависит от соблюде­ния определенных «правил игры», цель которых - обеспечить максимальную эффективность и высокое качество обшей рабо­ты.

На встрече с Харви Маккеем мною были заданы три вопро­са. Первый: «Харви, скажите, пожалуйста, что вы ставите на первое место как теоретик управления, как практик, как органи­затор: экономический фактор, административный фактор, пра­вовой или моральный?» Он улыбнулся и сказал: «Неважно, чем управлять, заводом, фабрикой, лабораторией, академией и т.д. Самое главное, чем руководствуются американские бизнесме­ны, - это моральный фактор. Я бы рекомендовал для молодых бизнесменов, управленцев при переходе на рыночную экономи­ку в России шесть заповедей».

Первая заповедь. В своей непосредственной деятельности опираться исключительно на свои силы, и только тогда может быть обеспечен успех. Нельзя допустить, чтобы тебя кто-то постоянно опекал. Нужно делать то, что делают соседи, которые уже добились успеха, но стремиться к лучшему качеству, чем у них, так появляется конкуренция, а это первый и главный закон бизнеса.

Вторая заповедь. Нужно верить в себя даже в тех случаях, когда в тебе уже все разуверились. На первый взгляд это пока­жется очень простой заповедью. Но на самом деле у бизнесме­на, предпринимателя могут складываться самые неблагоприят­ные обстоятельства, и тогда' ему нужно верить в свой успех. Нужно делать все, чтобы победить.

Третья заповедь. Надо уметь устанавливать дружеские отно­шения с людьми и в быту, и на производстве, а главное, в бизнесе. Искусство налаживать эти отношения — главная сторо­на деловой этики.

Четвертая заповедь. Никогда не забывайте человеческую сторону любых деловых отношений, каковы бы они ни были. Деньги не должны стоять на первом плане. Руководителям лю­бого ранга необходимо знать и изучать психологию и характе­ры своих подчиненных, чтобы правильно использовать их на рабочих местах.

Пятая заповедь.Доброе имя нельзя приобрести за деньги. Его надо заработать делом. Деловой человек должен держать слово, данное своим партнерам, смежникам, сослуживцам, под­чиненным. Так создается его авторитет. Моральная надежность («дал слово - держи») - второй закон бизнеса.

Шестая заповедь. Имидж руководителя.

Этимологически понятие «имидж» восходит к французскому image, что означает образ, изображение, представление и т.п. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

В западном бизнесе способности и умению человека произ­водить хорошее впечатление придают очень большое значение. С человеком, не умеющим четко выражать свои мысли, нео­прятным, небрежно или. неряшливо одетым, просто не станут иметь дело.

Учитывая это, деловому человеку необходимо не только не­сти моральную ответственность за свои поступки и действия, но и внимательно относиться к своему внешнему виду, особо уделяя внимание элементарной чистоплотности.

Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними.

Как и мораль, этикет есть одна из форм регуляции челове­ческого поведения. Но правила этикета носят сугубо формаль­ный характер и не ставят человека перед проблемой свободно­го выбора между добром и злом, справедливостью и несправед­ливостью, как это требуют правила морали. Их надо знать и соблюдать. Язык этикета преимущественно выражает требова­ния общечеловеческой вежливости, но при этом он регламентирует иерархию возрастных, служебных, половых различий лю­дей, в нем заранее оговаривается ситуация и предлагаются уже готовые модели конкретного действия.

Слово «этикет» в переводе с французского означает этикет­ка, товарный знак, то есть та первоначальная характеристика, которая обозначает предмет.

Слово «этикет» получило свой современный смысл во вре­мена Людовика XIV, когда для приглашения на придворные балы стали рассылаться специальные карточки с указанием вре­мени, места, обязательных правил поведения, формы одежды придворных на балу. Карточки эти назывались «этикетками», а суть придворного этикета состояла в том, чтобы строго соблю­сти придворную иерархию и возвеличить царствующую особу. Знание этикета было обязательным для людей дворянского со­словия.

В наше время этикет демократизировался, но сохранил в себе многие, выработанные веками правила и символику того, что называется приличиями, вежливостью, воспитанностью, хо­рошим тоном или хорошими манерами.

Для воспитанного человека соблюдение этих правил обяза­тельно, привычно и не вызывает особых затруднений. Суще­ствует специальная литература, где все ситуации и правила этикетного поведения расписаны достаточно подробно.

Особенностью этикета является его диалогичность, то есть этикет предполагает, что все общающиеся между собой люди знают его правила и говорят, что называется, «на одном языке». Этикет требует наличия определенных условий: если в столо­вой кроме алюминиевых ложек и кривых алюминиевых вилок ничего больше нет, то от этикетного приема пиши придется отказаться; если люди не привыкли обязательно приветствовать друг друга при встрече, они могут ответить на ваше приветс­твие недоуменным взглядом. Но в цивилизованной среде пред­полагается общее знание правил этикета и потому соблюдать их необходимо.

Общая культура человека складывается из многих компо­нентов, в том числе ее составляет и внешнее проявление воспи­танности.

В народе говорят: «По одежке встречают». Поэтому реко­мендации в формировании имиджа делового человека мы и начнем с внешнего вида и одежды, в первую очередь женщи­ны.

Сейчас, в период реформирования всего хозяйственного ме­ханизма и перехода на рыночные отношения, особенная роль возложена на женщину.

Еще никогда так ярко не вырисовывалась воспитательная и созидательная роль женщины, как в современном обществе, где она раскрывает свои возможности не только как «хранительни­ца домашнего очага и продолжательница рода», но как созидательница здорового нравственного климата на производстве, в политике и в семье.

«Величайшая задача, встающая перед женщиной в настоя­щее время, заключается в том, чтобы одухотворить и оздоро­вить человечество» (Е. Рерих).

КОСТЮМ ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ

Что такое правильно одетая женщина?

Правильно одетая женщина - это женщина, имеющая свой стиль. Например, надеть на себя все одного цвета: красные сапоги, красный берет, красный плащ, красный шар­фик - это будет неправильно. В одежде должно быть два, максимум три предмета ведущего тона. Если у вас черные юбка и пиджак, то допустимо иметь либо черные туфли, либо черную сумку.

Универсальной одеждой женщины являются юбка, кофта, а также платье и костюм. Подчеркиваем, именно стильные юбка и кофта, но если это просто рабочие юбочка и кофточка, то пойти в них на свадьбу, в ресторан, на юбилей, день рождения, на какой-то прием, посвященный важному событию, было бы неуместно. Вечерним туалетом должно быть платье, платье-костюм, умело красиво сшитый брючный костюм или какой-то продуманный специальный ансамбль.

Вечерний туалет женщины должен быть сшит для разных времен года по-разному: для осени, зимы - из более темной ткани, для весны, лета - из более светлой. Но не рекомендуется делать себе вечерний туалет из набивной, яркой, пестрой, в цветочек, ткани. Ткань для вечернего туалета должна быть либо гладкой, либо с какой-то не очень броской выработкой. Эти рекомендации - для деловых женщин.

Вообще же очень важно уметь правильно определять для себя стиль одежды для разных случаев, чтобы, во-первых, не чувствовать себя стесненной, а во-вторых, не привлекать излиш­него внимания окружающих к своей внешности. И уж, конечно, стараться не быть смешной. При необходимости лучше посове­товаться со специалистами.

Что вообще украшает женщину? Прежде всего женщину украшает прическа, затем туфли, сумка и бижутерия. Платье может быть очень скромным. Но если женщина сделала краси­вую прическу, надела красивые туфли, умело подобрала к свое­му туалету сумку и бижутерию, она всегда будет выглядеть празднично.

Мне бы хотелось дать несколько советов. Не рекомендуется смешивать разные украшения, как, например, цепочку, бусы, и еще прикалывать какую-либо брошку. Сейчас многие молодые женщины, девушки надевают одновременно на одну руку, толь­ко на разные пальцы или даже! на один палец, золотые и сере­бряные кольца, это считается', модным, но это неправильно. Нельзя смешивать, хотя бы и на одной руке, серебро и золото.

Деловая женщина не может прийти на работу просто в брю­ках и кофточке. В брючном костюме — может, а в обычной коф­точке и брюках - не может, это домашняя одежда. Наверное, будет неправильно, если деловая женщина придет на работу сильно декольтированная, в платье без рукавов или в майке и без чулок. Наверное, такой вид может иметь женщина, которая собралась на пляж, за город на прогулку. На работу в такой одежде, мне кажется, выходить нельзя.

Иногда женщины носят подследники с босоножками. Это неправильно. Подследники существуют только для того, чтобы надевать их в туфли, когда женшина не надевает чулки. А дело­вая женщина без чулок прийти на работу не может. Легинсы и лосины на работу носить не рекомендуется. Эта одежда годится для спорта, загородных прогулок, выходов в магазин и т.п., но не на работу.

А теперь о носовом платке. Где держать носовой платок? Конечно, либо в сумочке, либо в кармашке, но никогда в рукаве платья или кофточки. Никогда!

КОСТЮМ ДЕЛОВОГО МУЖЧИНЫ

Теперь поговорим о внешнем виде мужчины. Какой главный предмет в туалете мужчины? Как ни странно, галстук. А что под­бирается к галстуку? Носки. Если костюм серого цвета, рубашка белая, молено надеть красный галстук. И это будет красиво. Но красных носков надевать не нужно. Тогда к чему мы подбираем носки? Существует три правила правильно одетого мужчины.

Первое правило: носки подбираются к цвету галстука. Вто­рое. Носки подбираются к цвету брюк. И третье правило - но­ски подбираются к цвету обуви. Мода 1995 года - в основном черная обувь и черные носки.

Относительно внешнего вида делового мужчины специали­сты пришли к общему мнению, что мужчине нужно иметь три костюма: рабочий, деловой и вечерний. Кстати, во всех случаях галстук является главным предметом мужского туалета.

У англичан, между прочим, существует такая пословица: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но дол­жен иметь дюжину галстуков.

Что такое рабочая одежда делового мужчины? Давайте сна­чала определим, что такое рабочий день?

Мужчина приходит к себе на работу, садится за свой рабо­чий письменный стол и работает над бумагами, сидит за ком­пьютером, за пишущей машинкой, пишет доклад, работает с калькулятором - то есть он почти весь день проводит за рабо­чим столом. Если это руководитель, то он может принять своих подчиненных, но в этот день он не проводит совещаний, не встречается с партнерами, не встречается со смежниками, не принимает делегаций. В таком случае можно прийти на работу в рабочем костюме.

Что такое рабочий костюм? Это прежде всего обычный ко­стюм (брюки и пиджак), но вполне допустимо с джемпером, или пуловером, или свитером под горло, но не с воротником, это будет уже свитер для лыж. Это могут быть брюки и кожа­ный пиджак, хорошо сшитая куртка, но во всех перечисленных случаях непременное условие - рубашка и галстук. Деловой че­ловек не должен приходить на работу без галстука, если он не в рубашке особого покроя, где галстук не требуется. Галстук не носят с водолазкой. Водолазки сейчас модны. Можно надевать пиджак с водолазкой, но необходимо учесть, что это рабочая, дневная одежда делового мужчины.

Деловой костюм мужчины - это любого цвета брюки и пид­жак, соответственно подобранные рубашка и галстук.

И третий вариант - это вечерний туалет делового человека. Он определяется модой. Сейчас, например, модны двубортные смокингового покроя костюмы, но это временное явление. Че­рез какое-то время они могут стать немодными. Главное уяснить следующее: мода приходит и уходит, мода меняется, но выходной, праздничный, вечерний туалет мужчины должен состоять непременно из брюк и пиджака одного цвета, непременное условие - белая рубашка.

Теперь остановимся на некоторых рекомендациях для эле­гантного мужчины, которые были подготовлены югославскими специалистами, и в общем, если взять их за основу, они будут неплохим подспорьем нашим мужчинам. Очевидно, все-таки су­ществуют какие-то законы в подборе костюма, рубашки, галсту­ка; ботинок и носков.

К серому костюму можно надеть рубашку цвета слоновой кости, белую, светло-голубую или розовую. К серому костюму галстук подойдет любого цвета. Ботинки рекомендуют надеть черные, а носки - в тон галстуку или черные.

К темно-серому костюму, наверное, можно надеть рубашку белую, светло-розовую, слоновой кости, а галстук может быть полосатый или красно-черный. Ботинки желательно надеть чер­ные и носки тоже черные.

К темно-синему костюму очень хорошо надеть белую ру­башку, но можно иногда, если мужчина пришел на работ, а не идет куда-то в гости или по каким-то другим делам, надеть и голубую рубашку, а галстук подобрать следует такой, чтобы он был с белой, голубой и красной полоской, но можно ограни­читься и двумя полосками в любом наборе - белая с красной, красная с голубой и т.д. К темно-синему костюму очень подой­дет темно-бордовый галстук. Он может быть гладким, а может с узорами, полосками по основному фону. Ботинки — черные, а носки темно-голубые, темно-бордовые или черные.

Рубашку к песочному костюму рекомендуют либо светло-голубую, либо розовую, либо коричневую. Галстук - темно-голубой или темно-коричневый. Ботинки - светло-коричневые или темно-коричневые. Носки - светло-голубые или темно-коричневые.

К темно-коричневому костюму рубашка подойдет белая, бе­жевая или светло-розовая. Галстук - красно-черный или в зеле­ную и коричневую полоску. Ботинки - коричневые, а носки можно надеть либо коричневые, либо цвета бордо.

Сейчас, в 1996 году по-прежнему модно носить брюки и пиджак разного цвета, поэтому рассмотрим несколько костю­мов с разными брюками и пиджаками.

Светло-коричневый костюм или светло-коричневый пиджак. Рубашка может быть белая, розовая, табачная. Галстук - зеле­ный, бордовый, красно-черный. А ботинки - кофейного цвета или красно-коричневого. Носки - цвета бордо.

Темно-зеленый костюм или темно-зеленый пиджак. Рубаш­ка белая или слоновой кости, но можно с темно-зеленым ко­стюмом надеть и светло-розовую рубашку. Тогда галстук нужен либо красно-зеленый, либо коричневый. Ботинки коричневые или черные. Носки коричневые или черные.

Темно-голубой костюм или темно-голубой пиджак. Рубашка - белая или слоновой кости, а галстук можно надеть серо-красный или бордовый. Ботинки могут быть либо черные, либо темно-коричневые, а" носки - черные, серые или цвета бордо.

Во всех перечисленных случаях (светло-коричневый пиджак, темно-зеленый пиджак, темно-голубой пиджак) брюки могут быть темными. Наверное, к светло-коричневому пиджаку по­дойдут темно-коричневые брюки, к темно-зеленому - черные брюки, а темно-голубому пиджаку могут подойти либо черные, либо светлые брюки.

И наконец, если костюм черный, рубашка может быть толь­ко белая. Галстук - серебристо-серый, красно-черный или светло-серый. К черному костюму полагаются только черные ботинки. А носки - либо дымчатые, либо светло-серые, черные или темно-фиолетовые.

Лет пять-семь тому назад была мода на белые носки. Моло­дые люди надевали черные длинные пальто, белые носки, бе­лые шарфы. Но сейчас это немодно. Деловой человек белые носки на работу надевать не должен. Белые носки можно но­сить дома со спортивным костюмом, за городом, на прогулке, с обувью для тенниса.

Что же касается пиджаков красного цвета, то это одежда служащих, работающих в сфере быта, обслуживания, но отнюдь не деловых людей. Поэтому очень неприятно видеть красные пиджаки на наших молодых бизнесменах.

Можно надеть цветной пиджак с оттенками красного — темно-фиолетовый, темно-бордовый, чернильного цвета, одна­ко пиджаки красного цвета (женщин это не касается) деловому мужчине мы бы не рекомендовали носить.

Относительно украшений. Мужчина может надеть перстень. (Обручальное кольцо не является украшением.) А вот если муж­чина носит перстень и обручальное кольцо, то они должны быть на разных руках.

Сейчас многие молодые бизнесмены надели цепочки. И это стало нормой, особенно если цепочку эту не видно и она носит­ся под рубашкой. Но некоторые мужчины носят цепочки сверху одежды. Этого делать не следует. Это дурной тон. Особенно если на цепочке висит нательный крест.

Общее правило для всех. Встречают по одежке, провожают по уму.

1. Перед тем как выйти за дверь, нужно обязательно осмо­треть себя в зеркале.

2. В общественных местах, особенно за границей, нельзя поправлять ничего в своем костюме, это надо делать только в туалетной комнате.

3. Женщинам подкрашивать губы и поправлять прическу в общественных местах нельзя. Это делают в дамской комнате.

4. Необходимо всегда следить за походкой, за осанкой и за своими руками. Никогда нельзя размахивать руками, осо­бенно женщинам.

5. Нельзя здороваться, держа руки в карманах брюк или пиджака. Здороваться нужно поклоном головы или сло­вами: «Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер».

6. Мужчине неприлично держать руки в карманах, когда он разговаривает с женщиной, со старшим по званию или по возрасту.

7. Меньше говорите руками, не жестикулируйте! Ведь ваш собеседник тоже все слышит.

8. Следите за своим гардеробом. Это не «пижонство». Это суровая необходимость.

9. В стиле одежды надо учитывать свои данные: положе­ние в обществе, комплекцию, возраст и то, куда вы на­правляетесь.

10. Следите за чистотой своих рук, опрятностью ногтей. Руки говорят о характере человека.

11. Меняйте рубашку, носки, белье не реже, чем через три дня.

12. Обувь в гостях, если вас об этом не попросили, не сни­майте. За рубежом —тем более.

13. Мужчине необходимо иметь минимум три костюма, если он едет за границу: а) для работы, б) для улицы до 18 часов, в) выходной — вечерний. Обувь может быть цветной, но для вечера потребуются черные ботинки. Для приемов ботинки должны быть только на кожаной подошве. | Носки должны гармонировать с костюмом; лучше подобрать носки к галстуку. Платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и галстук или носки.

14. В общественных местах нельзя громко разговаривать.

15. Когда вы входите в лифт на работе, дома, в гостях, надо обязательно здороваться. Приучайте к этому детей.

16. В разговоре избегайте выражений типа: «он сказал» или «она сказала», особенно в присутствии собеседника.

17. Очень плохо, когда в семье говорят о ком-то: «Колька», «Танька», «Витька», «Петька» и т.д. Будьте взаимно веж­ливы и тактичны и с очень близкими людьми.

ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДАТЫ

Как правильно отметить день рождения коллеги? Допустим. у вас с юбиляром не очень близкие отношения: иногда вы встречаетесь на работе, беседуете и у вас неплохие приятель­ские отношения. В этом случае будет уместно мужчине пода­рить пять красных гвоздик, а женщине — например, пять белых калл. Если вам захотелось купить еще какой-то сувенир, но вы не знаете вкусов этих людей, то советуем остановиться на бу­тылке хорошего вина для мужчины и коробке конфет для жен­щины. Если вы решили оставить у ваших коллег более долго­вечную память, можно подарить мужчине книгу, а женщине маленькую хрустальную вазочку.

Итак, вы решили подарить живые цветы.

В нашей стране не существует условностей в выборе цве­тов: цветы дарят разные: и розы, и гвоздики, и тюльпаны, и полевые цветы, сейчас многие преподносят каллы. Каллы — торжественные прибалтийские цветы. Их часто вручают мо­лодоженам, но иногда приносят и по поводу печального со­бытия. Короче, у нас принято дарить разнообразные цветы. нет каких-то специальных норм и условностей по поводу того, какие цветы можно дарить, а какие нельзя. Есть толь­ко индивидуальное отношение человека к тому или иному Цветку, к тому или иному букету. Но упаси вас Бог прине­сти в подарок цветы, не зная обычаев, традиций той страны, где вы находитесь в гостях.

Существует мнение, что мужчинам цветы дарить нельзя. На мой взгляд, можно и нужно, особенно в день юбилея или какого-нибудь торжественного события в его жизни: получения правительственной награды, поощрения или в день зашиты кандидатской (докторской) диссертации.

Поговорим об обычаях разных стран, связанных с цветами.

В России, например, живому человеку принято дарить не­четное количество цветов, но если мы идем на похороны, то приносим четное количество, этот обычай пришел к нам из католических обрядов. Католики считают, что четное количе­ство цветов приносит несчастье. Вот, пожалуй, единственное особенное правило дарения цветов, которому строго придержи­ваются в нашей стране.

Что касается других стран, надо помнить, что хризантемы никогда не дарят в Италии, в Венгрии (там также нельзя дарить гортензии, которые символизируют скорбь). Францу­зы, например, воспринимают гвоздики и хризантемы как символ несчастья, иногда в этом их поддерживают и испан­цы. Англичане, голландцы, греки, воспринимают эти цветы как должное, с благодарностью. Японцам нельзя дарить цве­ты желтого и белого цвета. В Японии также хризантемы и гортензии означают скорбь. Белая акация была свадебным подарком у всех европейских народов, олицетворяя собой высокую и светлую любовь. Королевским цветком является белая лилия. Она в букете невесты символизирует юность и целомудрие. В древней Германии залогом любви и счастья в семейной жизни считали ландыши. В Германии огненно-красные розы — знак страстной любви, и такие цветы лучше дарить очень близким людям. А в Мексике и в других стра­нах Латинской Америки красный цвет наоборот — цвет крови, цвет смерти, поэтому своим зарубежным партнерам из этих стран лучше дарить белые цветы. В Китае, как и в Турции, не любят сочетаний белого и синего, а букеты, составлен­ные из цветов различных оттенков красного в сочетании с декоративной зеленью, пользуются большой популярнос­тью.

Когда вы составляете букеты, лучше всего использовать цве­ты одного сорта. А если же вы хотите составить букет из раз­ных, то для этого больше всего подходят полевые цветы. Из любых полевых цветов можно составить прекрасный, очень нежный букет для молодой девушки и женщины.

Между прочим, белые цветы, сирень, альпийские фиалки, камелии, ландыши, георгины, можно' дарить, без сомнения, всем (X о л о п о в а Т.И.. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1992).

Теперь насчет количества цветов. Есть ли в этом какие-либо нормы, рекомендации? Например, сколько нужно дарить цветов девушке, даме, пожилой женщине? Какие тут существуют пра­вила?

Традиционно дарят букеты из трех цветков, и даже в мага­зинах, на рынках уже есть заранее составленные букеты по три цветка.

На мой взгляд, это избито и стало уже прозаической стан­дартностью. Лучше подарить либо один цветок на длинной ножке, либо пять-семь, но ни в коем случае нельзя дарить боль­ше пятнадцати цветов. Это «купеческие замашки» - дарить огромные охапки цветов.

Некоторые мужчины считают, если они два раза в год— на день рождения жены и в день 8 Марта подарили охапку роз или гвоздик, то они «реабилитировали» себя, ибо в течение года не приносили своей даме ни цветка.

Если у мужчины или у женщины юбилей и кто-то из близ­ких людей хочет подарить букет цветов по числу лет юбиляра, например, двадцать, тридцать или сорок, советуем обратиться с заказом в цветочный магазин. Там составят торжественный бу­кет, вложат в него вашу визитную карточку или поздравитель­ную открытку с теплыми словами. Рассыльный магазина в условленныйчас принесет корзину или большой букет цветов по названному вами адресу.

Если же мы идем в гости, на день рождения к хорошо знакомой семейной паре, то лучше всего дарить небольшой букет, менее пятнадцати цветов.

Если мужчина приглашен в гости к кому-нибудь домой, он обязательно должен купить цветы хозяйке дома. Так же и молодой человек, который идет знакомиться с родителями девуш­ки, покупает цветы.

Но вот вопрос: нужно покупать один или два букета? Как надо правильно поступить? Думаем, что в этом случае купить два букета будет нарочито.

Лучше всего преподнести букет хозяйке дома, то есть мате­ри девушки, за которой ухаживает молодой человек. Он же пришел специально с целью представиться родителям любимой девушки. И, конечно же, цветы должны предназначаться ее маме. Ну, а девушке молодой человек может купить маленький букетик фиалок, ландышей или незабудок. Можно подарить плитку шоколада или какую-нибудь игрушку в знак вниманию А вот держать в руке два одинаковых букета — один маме, дру­гой дочке — мне кажется, не совсем красиво.

Если семья состоит из трех человек (папа, мама, сын) и они всей семьей идут куда-то в гости или на день рождения, вруче­ние подарков и: цветов происходит следующим образом.

Перед дверью в квартиру отец и сын снимают перчатки, головные уборы и звонят. Дверь открывает хозяйка дома. Гости переступают порог, и цветы хозяйке дома обязательно вручает мужчина (отец семейства), а женщина (мать семейства) вручает торт или какой-нибудь сувенир. Небольшой презент может вру­чить хозяйке и сын.

Букет преподносят таким образом: правой рукой держат за стебли, а левой; придерживают цветы поближе к головкам. То есть букет вручают всегда в вертикальном положении с неболь­шим наклоном в сторону. Принимать цветы нужно всегда с восторгом, благодарить так, как будто только сегодня вы получили свои самые любимые цветы..

Цветы в горшках, в земле дарить на день рождения, на свадьбу, тем более передавать в роддом не принято. Цветы в горшках дарят только в исключительных случаях и не по очень торжественным датам; их просто приносят в подарок близким знакомым в знак внимания.

Запомните: букет нужно дарить без оберточной бумаги или другой упаковки. Кстати, цветы, купленные в магазине или на рынке, советуем нести до дома или до гостей обязательно го­ловками вниз для того, чтобы сок, который еще сохранился в стебле, подпитывал головку цветка. Если же мы держим цветы вертикально, головками вверх, то последние соки, которые остаются в стебле и в головке цветка, быстро испаряются, и букет вянет.

Итак, цветы дарят без упаковки. Ее сохраняют только в тех случаях, когда, она использована для оранжировки, то есть является частью украшения букета. Например, если букет оформлен лентами, защипами, специальными украшениями. Но обычный целлофан, даже цветной; лучше снять.

Упаковке можно положить цветы на памятник, на мрамор­ную доску, то есть во время траурных обрядов.

Кстати, существует такое правило или скорее рекомендация: обертку можно оставить, если мы провожаем или встречаем какую-то делегацию, то есть если предназначенные для подарка цветы придется еще куда-то везти. В обертке они, естественно, сохранятся лучше. Это, пожалуй, единственный случай, когда допускается дарение цветов в обертке.

Итак, вы пришли в гости. В передней вам предлагают снять верхнюю одежду.

Кстати, уважаемые мужчины, если вы сопровождаете даму в гости, в кафе, в театр, на концерт, в ресторан, не за­будьте, пожалуйста, помочь ей снять верхнюю одежду и ухо­дя, соответственно, надеть ее. Это должен обязательно де­лать мужчина, который сопровождает даму. Не перепоручай­те это гардеробщику, даже если вы даете ему щедрые чаевые. Такое поведение оставляет у вашей спутницы не­приятный осадок, так как получается, что за большие чаевые мужчина перепоручает ухаживать за своей дамой совершенно чужому человеку, в данном случае гардеробщику. Этого де­лать категорически не стоит!

И опять мы в гостях. Хозяин дома должен помочь снять верхнюю одежду гостье, если она пришла одна, без мужчины.

Гости разделись и достают подарки. Например, хозяину дома приготовили бутылку виски и книгу. Хозяйке — коробку конфет и маленькую хрустальную вазочку для варенья. Как пра­вильно принимать подарки?

Подарок нужно тут же разведнуть. Почему? Дарителю всегда интересно и приятно наблюдать, какое впечатление произведет его презент, особенно если он его долго искал. Представьте себе, что вам подарили красивую старинную па­лехскую шкатулку, о которой вы мечтали. Гость ее купил в магазине по случаю и знает ваше увлечение Палехом. Ко­нечно, он приготовил вам сюрприз и будет очень разочаро­ван, если вы, поблагодарив, но не развернув подарок, поло­жите его вотведенное для Подарков место. И всё. Подарок нужно всегда развернуть при том человеке, который вам его вручил, и обязательно выразить одобрение или восхищение. При этом выразить благодарность и радость необходимо даже тогда, когда вам подарили совершенно не нужную вещь. Таков этикет.

Подарки никогда не вносятся в ту комнату, где сидят гости.

Кстати, во времена купечества был обычай на свадьбах хвастаться подарками, поэтому их выносили гостям. Но это было давно, сейчас это считается дурным тоном. Почему, вы, наверно, догадались. Но для убедительности приведем пример.

Допустим, вы смогли подарить виновнице торжества, своей, приятельнице, и цветы, и коробку конфет, и хрустальную вазу. А другая ее близкая подруга не в состоянии в этот раз потра­тить на подарок большую сумму денег. Она принесла одну розу и коробку конфет, может быть, ручку или маленький сувенир. Может быть, малообеспеченной подруге будет неловко перед другими гостями, которые подарили более дорогие подарки. Не нужно давать возможность гостям сравнивать свои подарки.

В ту комнату, где собираются гости, вносятся только цветы, которые никогда не ставятся на стол, но расставляются по всей комнате или в напольных вазах, или в каких-то других емко­стях.

Кстати, меня часто спрашивают, можно ли на ден

Наши рекомендации