Спортивно-оздоровительная работа
Физкультурно-оздоровительная деятельность в детском саду направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Физкультурно-оздоровительная деятельность до декабря осуществляется инструктором по ФК на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами (воспитателями, специалистами) - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания;
- информационно-просветительской (работа с семьей и персоналом детского сада);
- спортивно-досуговой (приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях, посещение детьми спортивных кружков в свободное время и воспитание потребности в движении и активном образе жизни);
- социально-психологической (обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника) - реализацией ее в ДОУ занимаются прежде всего педагог-психолог посредством специально организованных занятий, а также - воспитатели и специалисты в текущем образовательном процессе;
- образовательной здоровьесберегающей деятельности(воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его) - в осуществлении «здоровьесберегающей деятельности» задействованы практически все сотрудники детского сада.
Эффективность применения вышеперечисленных форм зависит как от профессионализма медицинского и педагогического персонала, так и от ряда условий: логичности, системности, целесообразности, адресности здоровьесберегающей деятельности.
Организация медико-профилактической деятельности наиболее технологична, осуществляется системно и имеет точные сроки проведения. В оздоровительных мероприятиях одно из значимых мест отводится закаливающим процедурам. В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора.
Так, с первой младшей группы мы начинаем приучать ходить детей в облегченной одежде (воздушные ванны). Затем воздействие воздушных ванн на малышей расширяется (постепенное оголение конечностей, обучение элементам обширного умывания). Начиная со средней группы, обучаем детей полосканию рта кипяченой водой, противовоспалительными травами, хождению босиком по массажным дорожкам.
С воспитанниками всех возрастных групп проводим бодрящую гимнастику после сна в сочетании с воздушными ванными, влажное обтирание, оздоровительную гимнастику.
Обязательным оздоровительным моментом в работе ДОУ является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно.
Наилучшим образом представлено физическое воспитание как одна из наиболее разработанных, обязательных и привычных форм по оздоровлению.
Физкультурно-оздоровительная работа включает занятия физической культуры, утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные досуги один раз в месяц, организацию двигательной активности в свободной деятельности.
Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Мы используем следующие виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое),коррекционно-развивающее (предполагает включение специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей). А также нами в работе используются организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, , праздники, развлечения.
Характерной особенностью проведения всех занятий по ФК является исключение возможности перегрузки детей, их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма.
Ежедневно с детьми проводятся утренняя, бодрящая (гимнастика после сна), дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз.
Утренняя гимнастика способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без с обязательным введением дыхательных упражнений и коррекционная гимнастика (включает 3-4 специальных упражнения в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей).
Бодрящая гимнастика – это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода споты, на развитие мелкой моторики.
Гимнастика для глаз – используется для профилактики близорукости, дыхательная гимнастика эффективно укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, повышает выносливость при физических нагрузках на занятиях ФК.
Спортивно-досуговая деятельность - предусматривает ежемесячное проведение спортивных досугов и спортивных праздников.
Эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.
Оздоровительная работа усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия ФК) проводятся в часы наименьшей инсоляции.
При осуществлении летней оздоровительной работы в ДОУ коллектив придерживается следующих принципов:
- комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
- непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
- использование простых и доступных технологий;
- формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- интеграция программы профилактики закаливания в семью;
- повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима.
Работа ДОУ в летний период также включает создание условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей.
Ежегодно медперсоналом и педагогами детского сада проводится обследование физического здоровья детей (диагностика психофизического, эмоционального состояния и физических качеств детей). Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья детей, перенесенные ими заболевания, эмоциональный настрой, намечается план соответствующей работы по их оздоровлению. Сюда входит создание условий для двигательной активности (в т.ч. соблюдение физкультурно-оздоровительного режима), организация рационального питания, система закаливания воспитанников детского сада.
Для каждого возраста в детском саду установлен режим двигательной активности детей. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.