Российской праздничной культуры

Принимая во внимание полисемантичность понятия «праздник» в современном научном дискурсе и анализируя различные методологические подходы к исследованию этого феномена, автор выделяет несколько концепций. Для наиболее полного раскрытия сущности феномена «праздник» мы обратились к рассмотрению следующих подходов: праздник в контексте антиномии «праздник – повседневность» или же «праздник как повседневность»; игровая концепция праздника; праздник как социальный институт. В результате выясняется исследовательская установка каждого из подходов, их возможности в анализе этого феномена и методологические границы.

Рассмотрение праздника в его противопоставлении повседневности позволяет обозначить его выделенность из жизненного потока, присущее ему специфическое восприятие окружающего мира и отнесенность к сфере сакрального. Напротив, когда праздник не ставится в оппозицию повседневности, а оказывается растворен в ней, он утрачивает тем самым свое смысловое наполнение.

Исследование праздника в рамках игровой концепции раскрывает его бытование в форме игры и функционирование по установленным правилам в сочетании с импровизацией. В то же время подчеркивается, что праздник и игра не тождественны, и хотя праздник имеет игровой характер, он представляет собой самостоятельный феномен.

Рассмотрение в научном дискурсе праздника как социального института дает основания оценить социальную значимость этого явления: праздник обеспечивает сплоченность общества и внутригрупповую идентичность, а также способен выполнять функцию регуляции социальных отношений. В рамках данного диссертационного исследования данные социологических опросов использованы как эмпирический материал для анализа причин укоренения либо отторжения конкретных праздников.

Анализ отдельных аспектов бытования праздника в культуре, представленных в рамках существующих концепций, позволяет сде лать вывод, что данные концепции не объясняют причин закрепления одних праздников в праздничном календаре и обществе, и отторжения других, становящихся не более чем «пустым» днем, в лучшем случае – выходным. На наш взгляд, ответ на этот вопрос возможен лишь при условии помещения праздника в контекст культурно обусловленной памяти о прошлом. Такой подход предполагает рассмотрение не только исторической канвы событий, ставших основой праздника, но и того, как именно память об этих событиях была переработана и зафиксирована в празднике. С этой точки зрения проблема актуализации и передачи культурной памяти в празднике имеет особое значение. Обращение же к осмыслению проблемы укоренения праздника в культуре социума становится весьма эффективным при рассмотрении праздника как формы культурной памяти.

Праздники представляют собой особое явление в культурной жизни любого народа, обеспечивающее преемственность, духовную связь между поколениями. Праздники оказывают решающее влияние на формирование мировоззрения, чувства национальной идентичности, патриотизма. Праздничная культура выражает ценностные ориентации различных групп населения, а также служит отражением особенностей исторического развития государства.

Праздник создает единое пространство, объединяющее его участников, он всегда одновременно обращен и к каждому человеку в отдельности, и ко всей массе участвующих в нем людей, в процессе переживания праздничного события у человека возникает чувство общности и сопричастности к культуре в целом, формируются навыки непосредственного межличностного общения, что, в свою очередь, в значительной степени определяет особенности праздничного поведения [9, с. 182].

Именно поэтому современная российская праздничная культура может рассматриваться в качестве своего рода индикатора состояния нашей страны – как в духовном, так и в социальном и даже политическом отношениях – на данном этапе ее исторического развития. События прошедшего столетия – конец Российской империи, Революция и гражданская война, становление советской государственности и тоталитарный режим, Вторая мировая война, распад Советского Союза и фор-мирование новой России – наложили существенный отпечаток на праздничную культуру нашей страны, став источником как трудностей в данной сфере, так и перспектив дальнейшего развития праздничных традиций.

В частности, современное состояние российской праздничной культуры характеризуется таким явлением как дифференциация, предполагающая одновременное существование в ее составе весьма разнородных элементов, следствием чего становится хаотичность и отсутствие стройной системы праздничного календаря, а также отсутствие возможности упорядочивания общественного досуга в различных системах праздников.

Более того, оценивая современное состояние российской праздничной культуры, мы должны констатировать такую черту как разрушение системы праздников и праздничных традиций, приво-дящее к разрыву преемственности и ослаблению культурной связи между поколениями, разрушению синтетического единства социально-культурного пространства нашей страны, общей неопределенности статуса религиозно-праздничной культуры, нескоординированности и, зачастую, противоречивости новых государственных праздников, неопределенности отношения россиян к советской праздничной культуре и ее месту в общем культурном процессе, а также увеличении количества разнообразных привнесенных извне праздников [6, с. 3].

Еще одной проблемой, свойственной современной российской праздничной культуре, становится одновременное сосуществование в культурологическом пространстве множества разнородных, но равноправных субъектов, каждый из которых формирует собственные культурные автономии, к числу которых относятся, конечно же, и праздники [6, с. 3]. Такое положение не только формирует противоречивость отдельных элементов праздничной культуры, но и вызывает хаотичность и отсутствие стройной системы праздничного календаря, имеющие своим следствием разрушение целостной системы праздников и праздничных традиций России.

Тем не менее, несмотря на все трудности, возникающие сегодня в сфере праздничной культуры, мы можем утверждать, что для данной сферы характерны и позитивные черты, к числу которых относятся ее полисемантичность, космополитизм, объединение в единое синтетическое целое традиций, возникших в различные периоды истории нашей страны. Современная российская праздничная культура представляет собой весьма сложное явление, которое не может быть объективно оценено лишь с одной стороны, а ее проблемы зачастую самым тесным образом оказываются связанными с перспективами ее развития.

Одним из наиболее характерных в данном отношении явлений становится воздействие на праздничную культуру современной России масс-медиа как один из важнейших сегодня компонентов духовной сферы. Благодаря медийному компоненту социокультурного пространства человек вступает во взаимодействие с культурой, привнесенной извне (смотрит зарубежные фильмы, читает иностранные книги, отмечает еще зарубежные праздники) [5]. В сфере праздничной культуры результатом действия масс-медиа становится размывание границ национальной принадлежности, проникновение во все более широкие слои населения идеи и принципов мультикультурализма, что еще более остро ставит перед нами проблему собственной идентичности, которая для нашей страны является сегодня одной из наиболее актуальных: в течение последних пятнадцати – двадцати лет чрезвычайное значение на территории России приобретает вопрос о целях историко-культурного процесса, о необходимости поиска критериев национальной идентичности, национальной идеи, которая объединила бы дифференцированное население страны в единое целое.

С другой же стороны, данный процесс приводит к позитивным изменениям в сфере праздничной культуры. Действительно, поиск национальной идентичности приводит нас к осознанию того, что именно праздничная культура является одним из важнейших связующих звеньев между поколениями нашего общества, связывая друг с другом различные этапы в истории развития государства. Праздничная культура, иными словами, репрезентирует сегодня национальнокультурную идентичность этноса [1], выполняя функции самоидентификации индивида и социокультурной интеграции социума, выступая в качестве некоей внешней реализации и персонификации смысловых точек культуры.

Именно поэтому вместе с процессами обновления в общественно-политической и экономической сферах сегодня для нашей страны наиболее характерными оказываются и процессы обновления праздничного календаря, трансформации современной праздничной культуры, оказывающейся самым тесным образом связанной с механизмами установления принципов государственно-наци-ональной идентичности современного российского общества. Данная черта становится выражением присущего политической власти стремления утвердиться, в том числе, и во внешних формах повседневной культуры, в праздниках и связанных с ними традициях. В то же время, установление новых принципов праздничной культуры не имеет в качестве своего источника исключительно политическую власть. Напротив, законодательное установление новых праздников находится в тесной связи с изменениями, происходящими в общественном сознании граждан нашей страны – нельзя заставить праздновать что-либо, можно лишь создать условия, которые, в соответствии со сложившийся на определенный момент социокультурной ситуацией, повлекут определенные изменения в культуре государственного праздника, «праздник имеет место, пока он празднуется» [2].

В связи с этим, состояние современной российской праздничной культуры может оцениваться нами как довольно неустойчивое. Отчасти причину тому мы обнаруживаем в ограничении культурно-философских смыслов праздника, сужении семантического его поля. По мнению В.П. Козловского «культурные смыслы только тогда являются подлинными смыслами, когда выступают в качестве условий соединения человеческого бытия и опыта с миропорядком и разумностью жизненного мира, где как разумность, так и миропорядок являются таковыми только благодаря живому опыту и общению индивидов, общности их бытия» [3, с.89]. Принимая во внимание данное положение, мы можем говорить о том, что для современной праздничной культуры России становится характерной ситуация, когда при четком разграничении общества на активную и пассивную части, культурно-философский смысл праздника становится весьма ограниченным. Данное ограничение проявляется, в частности, в сужении пространственных и временных характеристик отдельных элементов праздничной культуры. Праздничная культура сближается с феноменом театрального представления, одной из основных особенностей которого является недолгая продолжительность его существования: представление длится до тех пор, пока оно имеет место в репертуаре театра [8, с. 58] – точно так же, праздник празднуется до тех пор, пока он является элементом праздничного календаря, прочно удерживающим позиции в общественном сознании.

Другими словами, сегодня важнейшим элементом праздничной культуры должны стать не бессмысленные установления, но действительно актуальные традиции и духовные ценности, являющиеся связующим звеном между самыми различными слоями и социальными группами российского общества, объединяющие его в единое целое. Глубинные основания праздничной культуры определяются не установлениями «сверху», а сохранением традиционных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Наиболее «жизнеспособными» являются всенародные праздники, опирающиеся на глубинный опыт, духовные ценности наших предков. Именно этим обстоятельством объясняется, в конечном счете, и столь длительное существование основных традиций российского праздничного календаря – Нового года. Рождества, Масленицы, которые, несмотря на все перемены, происходившие в ходе историко-культурного развития страны, сохранили не только внешнюю оболочку, но и смысл, определявший их специфику в ранние периоды истории России.

Таким образом, современная российская праздничная культура отражает ценности и смыслы, свойственные российскому менталитету – то общее, что сохраняется в общественном сознании независимо от всех политических и социально-экономических изменений, происходящих в государстве, в праздничной культуре «традиция превалирует над инновацией, поскольку в празднике отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология» [4, с. 8].

С данной точки зрения, праздничная культура представляет собой феномен, одной из основных сущностных характеристик которого является способность к репрезентации содержания культурной памяти народа, а также возможность трансляции ее смыслов, передачи семантической наполненности тех или иных торжественных мероприятий из поколения в поколение. Праздничная культура, кроме того, закрепляясь в культурной традиции народа в форме некого институционализированного действа, являет собой специфический, символически переработанный образ прошлого, событий истории страны [7, с. 9].

Именно поэтому каждый элемент современной российской праздничной культуры может рассматриваться в качестве особого историко-культурного и общественно-политического события, имеющего положительную значимость для большинства членов нашего общества. В то же время праздники и праздничная культура в целом требуют постоянной поддержки со стороны представителей государства, общественных организаций, социальных групп, отдельных индивидов в силу того, что праздники, не имеющие прочной опоры в культурной памяти общества не получают в нем признания и широкого распространения.

Сама же праздничная культура современной России должна рассматриваться нами как своеобразное отражение политики памяти, направленной на сохранение определенных моментов нашего исторического прошлого (на примере Нового года), возрождение духовных традиций (на примере Дня народного единства), искоренение общественных устоев советского периода (День Великой Октябрьской революции), а также постоянное возобновление связи между поколениями (День Победы).

Современная российская праздничная культура до сих пор находится под достаточно сильным влиянием культуры советского периода. Тем не менее, мы можем указать на принципиально новую тенденцию развития праздничной культуры нашей страны, становящуюся все более и более характерной в течение последних десятилетий. Речь идет о формировании основ новой культурной памяти, по-иному осмысляющей события прошлого, создающей новые принципы общественного сознания, новую историко-культурную и национальную идентичность. Граждане современной России, чье детство пришлось на 90-е и последующие годы должны рассматриваться как носители новой коммуникативной памяти, составляющей основу праздничной культуры, отличной от той, в рамках которой существовали предшествующие поколения.

Современная праздничная культура как особый феномен духовной жизни российского общества является фактором семейной, дружеской, профессиональной, конфессиональной интеграции, обеспечивая соединение разрозненных индивидов в единое социокультурное целое.

Праздничная культура является формой выражения национальных ценностей и традиций, сформированных в хо-де многовекового развития общества, особой интегральной системой, соединяющей в своей структуре самые разнообразные атрибуты духовной жизни народа и выражающей важнейшие особенности его развития.

Современная российская праздничная культура является средством фиксации в структурах общественного сознания историко-культурной самобытности народа, способом социальной интеграции, при помощи которого происходит объединение представителей различных конфессиональных и этнических групп, сосуществующих на территории нашей страны, в единое социокультурное целое. В индивидуальном плане праздничная культура нашей страны способствует сегодня наиболее эффективному протеканию процесса выражения психологических и духовных состояний отде-льных людей. Особенно данное влияние ощутимо в периоды переживания индивидом разного рода переломных периодов возрастного развития.

Благодаря этим чертам, современная российская праздничная культура представляет собой особое сочетание традиций и инноваций, механизм обеспечения национальной и политической самоидентификации отдельных индивидов и общества в целом, направленность не только на традиционные российские ценности, но и общечеловеческую аксиологическую систему, выражающую характерные для современного мира в целом принципы гуманизма, толерантности. Для современного этапа развития духовной культуры нашей страны свойственно расширение социально-культурных функций праздника, который сегодня является одним из эффективных средств социализации индивида, его адаптации и инкультурации. Кроме того, праздничная культура способствует процессу освоения новых культурных форм и способов жизнедеятельности человека в социуме, создавать тем самым условия для консолидации народов России.

Наши рекомендации