Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения

Наименование подхода (теории) Его сущность
Естественно-био­логический или расово-антропо-логический подход Признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной ра­сы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и на­родностей
Марксистская теория Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопре­деление вплоть до отделения, идею их пол­ного равноправия, пролетарский интерна­ционализм
Социокультур­ный подход Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры об­щества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными со­циальными институтами. Этническая об­щность — важный источник самодвижения и саморазвития
Пассионарная теория этноге­неза (происхож­дение, развитие этноса) Рассматривает этнос как природное, био­логическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обита­ния. История человечества — цепь много­численных этногенезов. Источник возник­новения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоак­тивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, ода­ренные, талантливые люди

Виды этнических общностей

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовс­кой).

• Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхожде­ния, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — исторически сложившаяся общность лю­дей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — в этнокультурном смысле исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этничес­кого самосознания. В государственном смысле нация рассматривается не как этническая общность, а как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество (совокупность) граждан данного государства.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племе­ни, нации, доходя до уровня нации-государства.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количест­венные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (при­нижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этни­ческих групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой соли­дарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она созда­вала необходимые условия для совместной деятельности лю­дей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутс­твовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других свя­зей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценнос­ти, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними со­циально-психологические характеристики сознания и пове­дения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-эт­нической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осозна­ние своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, истори­ческих судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поко­ления в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувс­твует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе ко­торой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

— необходимо сохранять свою особенность, неповтори­мость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

— необходимо психологически не отгораживаться от дру­гих наций и народов, не превращать государственные грани­цы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Производным от понятия «нация» является термин наци­ональность, который употребляется в русском языке как на­именование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классичес­кой нацию межэтническую, в которой на первый план выхо­дят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокуп­ностью (сообществом) граждан того или иного государс­тва. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Образец задания

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „________" (1) и «этнос» сходны, поэтому их оп­ределения аналогичны. В последнее время все чаще использу­ется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса. Для_______(2) главное основание объединения людей в одну_______(3) — кровно-родственные связи и общее______________(4). С возникновением государств появляются__________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями терри­ториально-соседского типа. В период буржуазных обществен­но-экономических отношений формируются_______(6) — этносоциальный организм, объединенный связями культур­ного, языкового, исторического, территориально-политичес­кого характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите вни­мание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) происхождение Е) народность

Б) племя Ж) национальность

B) общность 3) раса

Г) нация И) диаспора

Д) народ

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

           

Ответ: ДБВАЕГ.

Наши рекомендации