Компоненты социального статуса

Компонент Его характеристика
Статусные права и обязанности Определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать
Статусный диапазон Установленные рамки, в которых осу­ществляются статусные права и обязан­ности индивида
Статусные символы Внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных стату­сов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика)
Статусный образ (имидж) Совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом
Статусная идентификация Определение степени соответствия инди­вида своему статусу

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и об­щество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».

Престиж— оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социаль­ных функций, которые выполняет человек и система ценнос­тей, характерная для данного общества.

Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но глав­ное, что определяет социальный статус, социальное положе­ние, авторитет и престиж личности, — это образование, ква­лификация и другие личные и социально "значимые качества.

Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений; выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.

Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распреде­ление индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и по­литической организации.

Образец задания

ВЗ. Установите соответствие между видом статуса и отде­льным статусом личности: к каждой позиции, данной в пер­вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТУСЫ СТАТУСОВ

ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУС0В

A) русский 1) достигаемый

Б) люмпен (приобретаемый)

B) командир полка 2) предписанный Г) мужчина

Д) профессор вуза

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

Ответ: 21121.

Тема 4. Социальная роль

Социальный статус личности прежде всего оказывает вли­яние на ее поведение. Модель поведения, ориентированную на данный ста­тус, принято называть социальной ролью.

Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязаннос­тей.

Выделяют следу­ющие социальные роли:

— психосоматические (гр. soma — тело) — поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека;

— психодраматические — поведение личности зависит от требований социального окружения;

— социальные — личность ведет себя так, как этого ожи­дают от представителя той или иной социальной категории.

В социологии существует понятие ролевой набор — сово­купность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой ма­неры поведения и общения с людьми и является, таким обра­зом, совокупностью непохожих на другие отношений. В роле­вом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные — роли пассажира, пе­шехода, покупателя, зрителя и др. Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Роли определяются ожиданиями людей. Например, в об­щественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обя­зан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-свое­му выполняет социальную роль.

При всех различиях социальные роли объединяет норма­тивная структура, в которой выделяются следующие ком­поненты: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; оценка выполнения данной роли; меры поощрения или наказания, стимулирующие пра­вильное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль — это своеобразный об­разец поведения, требуемый от носителя определенного ста­туса. Претендуя на данный статус, человек должен выпол­нять все ролевые требования, закрепленные за этой социаль­ной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отли­чать реальное ролевое поведение, которое означает не соци­ально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя кон­кретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

По мнению социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

— биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;

— личностный образец, определяющий комплекс пове­денческих характеристик, необходимых для успешного вы­полнения роли;

— характер принятой в группе роли и особенности со­циального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

— структура группы, ее сплоченность и степень иденти­фикации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут появ­ляться определенные трудности, связанные с необходимос­тью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социаль­ных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

— внутриролевые — конфликты, при которых требова­ния одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обраще­ние с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

— межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям дру­гой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязан­ностей);

— личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жиз­ненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Образец задания

I B5. I Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязаннос­тей. (2) Социальная роль — это нормативно одобряемый, со­циально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенеси­те в бланк ответов.

       

Ответ: АААБ.

Наши рекомендации