Письмо девятое, в котором мы расскажем тебе о том, как тебе вести себя воспитанно со своим ребенком

Всего два или три поколения назад дети не имели естественного для каждого человека права непринужденно выражать свои чувства и мысли. Детям не разрешалось вмешиваться в нашу жизнь. Прежде, в большинстве случаев от них требовалось быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала только лишь привычку к порядку и повиновение под угрозой наказания. И мы знаем, что те времена были и в политическом плане авторитарными и достаточно жестокими в житейском плане. То есть можно с большой достоверностью предполагать, что чем более демократично воспитываются дети, тем они, когда вырастут, будут строить более демократическое общество. И мы видим, что по мере того, как гуманистические идеи, особенно по воспитанию, проникают в общество, оно меняется. Также вполне определенно можно сказать, что чем более гуманен ты будешь к своим детям, тем более гуманно они будут относиться к тебе тогда, когда вырастут.

Каков он – мир детства?

Сейчас, когда мы намного лучше знаем и понимаем мир детства и исходим из того, что это совершенно особый, живущий по иным законам, самостоятельный мир, непохожий на наш, мы гораздо охотнее позволяем детям радоваться жизни и не вынуждаем их взрослеть раньше времени. Но это положение возлагает на родителей намного большую ответственность, чем оно было в период «запретного» воспитания.

Всякий человек есть творец своей судьбы.

Саллюстий.

Ведь так просто оценить действия ребенка с взрослой позиции и заставить его действовать в тех рамках, которые для нас привычны. Но в позиции терпимости родителям приходится входить в забытый ими мир детства, понять его законы и адекватно взаимодействовать с ребенком. Понятно, что это трудно.

Но только в этом случае может вырасти гармоничный человек, которому во взрослом состоянии не надо будет обращаться к психотерапевту. И мы надеемся, что папа когда-нибудь доживет до времени, когда его профессия станет не нужна (правда, как ему кажется для этого придется прожить лет 500. Ну, что-ж, придется прожить!) Во всяком случае, сынок, мы надеемся, что папе не придется лечить своих собственных внуков.

Когда появляется разум у ребенка?

Одна из самых важных принципиальных ошибок при воспитании – это отношение к ребенку, как к неразумному созданию. А он, БЕЗУСЛОВНО, является ЛИЧНОСТЬЮ, конечно же, не такой развитой, как взрослый человек. Но у него уже в это время есть сложная внутренняя жизнь, он на своем уровне оценивает окружающее на основе той шкалы ценностей, которая НА ЭТО ВРЕМЯ у него есть. У него в это время есть потребности и верования, влечения и цели. Поэтому золотое, самое главное правило в общении с ребенком – уважение к личности, даже если этой личности всего один год.

Уважением к его личности является и то, что если ты что-либо сделаешь не так, ошибешься в воспитании ребенка, то, извинишься перед ним. Большинство людей совершенно не воспитанно относятся к своим детям. Например, часто ли родители говорят своему ребенку: «Пожалуйста!» и «Спасибо!»?

Твои взгляды на жизнь и взгляды на это же ребенка не обязательно будут совпадать. У ребенка может быть свое мнение на то или иное событие жизни. И это надо уважать, даже если ты знаешь (или тебе кажется, что ты знаешь?) что оно ошибочно. Извиняться перед ребенком – на деле признать его равенство. После этого он поймет, что родители не боги, что они могут ошибаться. И если им можно делать ошибки, то и ему это можно, ничего страшного в этом нет.

Опять же, если ты признаешь, что ребенок личность и имеет свои права, то и он должен понять, что другие члены семьи имеют свои права. И если они считаются с его правами, то и он должен это делать. Достичь каких-либо договоренностей с ним в таком случае будет намного проще.

Понятно, что и в этом деле надо знать меру. Слишком дружеские отношения с ребенком могут привести к тому, что он может решить, что он действительно равен взрослым. И он решает наши проблемы, а не его воспитывают. И тогда с его стороны может возникнуть пренебрежение к родителям. Отношения должны быть дружескими, но как между старшим и младшим товарищем. В этом случае можно принять своего ребенка таким, каков он есть, но помогать ему стать лучше, как это принято делать между друзьями.

Наши рекомендации