Формирование набора аттитюдов
Вы, надеюсь, заметили, что в предыдущем параграфе было использовано выражение "адекватный набор аттитюдов". Это было сделано потому, что явно невозможно достичь идеала - охватить все аттитюды испытуемого. При таком положении дел в процессе конструирования объективных тестов важно определить, какие аттитюды должны войти в набор. Cattell и Warburton (1967) утверждают, что это может быть сделано первоначально a priori продуманным отбором аттитюдов, о которых можно судить, что они, вероятно, относятся к наиболее важным побуждениям (напр., голод и половое влечение) , а затем позже эмпирически дополнять другими аттитюдами (для которых побуждения лишь интуитивно угадываются либо даже неизвестны) в процессе исследований с переменными - маркерами повторяющихся побуждений. Эта проблема вновь указывает на значительные трудности, с которыми сталкивается разработчик тестов при изучении мотивов.
В исследованиях Кэттелла и его коллег (описанных в Cattell и Warburton, 1967; Cattell и Child, 1975) подвергнуты изучению около шестидесяти аттитюдов, каждый из которых, похоже, насыщен как эргом, так и чувством. Это поясняется нижеследующими примерами. (Тем не менее, прежде чем будут описаны эти примеры, следует осознать, что этот подход имеет ограничения: наши гипотезы могут быть неверными, и можно не заметить чрезвычайно важные переменные.) Например, (1) Я хочу быть таким человеком, которого каждому хотелось бы видеть рядом с собой. Это выявление эрга стадности (потребности в обществе, в общении) и чувства по отношению к самому себе, самоощущения. (2) Я хочу пойти домой и отдохнуть после трудного дня. Этим аттитюдом измеряется эрг стремления к отдыху и чувство к своему дому. (3) Я хочу видеть, что смертность из-за несчастных случаев и болезней сократилась. Здесь мы имеем дело с выявлением эрга страха.
Примеры объективных тестов
О конструировании объективных тестов сказано уже достаточно. Были приведены все принципы и методические указания, и единственное, что остается - это дать несколько примеров. Я выбрал их из "Сборника объективных тестов" Cattell и Warburton (1967). Они были отобраны, чтобы показать как изобретательность, с которой были разработаны тесты, так и разнообразие тех, что сконструированы к настоящему времени. Кроме того, выбор указывает и на трудности при разработке объективных тестов. Вот названия некоторых из 400 объективных тестов, разработанных к настоящему времени:
Желание подшучивать действием
Готовность принимать быстрые решения в процессе адаптации к темноте
Амплитуда голоса при нормальных условиях по сравнению с условиями задержанной обратной связи (искусственно создаваемой отсрочкой в поступлении звука собственного голоса)
Знание общественного этикета
Базовая скорость метаболизма
Эйдетическое воображение
Вычеркивание букв (задание на внимательность), сравниваемое в двух ситуациях
Готовность имитировать звуки, издаваемые животными
Критическая частота слияния мигающих кадров
Скорость появления негативных последовательных образов
Предпочтение раскрашивать цветными карандашами свои собственные, а не предъявляемые рисунки
Частота тремора в решающей ситуации
Продолжительность смеха над шутками
Расширение зрачка после испуга
Большее количество беспокойных движений при ожидании, измеренное фиджетометром
Скорость копирования изображения (эскиза, чертежа)
Высота башни из кубиков (для детей 6 лет)
Внимательность при следовании подробным инструкциям
Точность в завершении гештальта
Расстояние, которое проходит палец испытуемого по тесту-лабиринту, при электрошоке и без него
Эти названия дают прекрасное представление о богатейшем разнообразии разработанных тестов. Сейчас некоторые из них будут описаны более подробно. Это высветит существующие проблемы и сделает понятным, почему я не советую предпринимать легкомысленные попытки разработки таких тестов.
ЖЕЛАНИЕ ПОДШУЧИВАТЬ ДЕЙСТВИЕМ
Это объективный тест из разряда опросников. Испытуемый выражает свое желание подшучивать действием. Основанием для разработки этого теста послужило предположение о том, что застенчивые испытуемые должны быть расположены к таким невербальным шуткам. Факторные исследования подтвердили это предположение, а кроме того оказалось, что и уверенным в себе, не проявляющим застенчивости испытуемым также нравятся эти действия. Последнее - неожиданное открытие.
Этот тест показывает сложности проектирования объективных тестов, поскольку следовало бы ожидать, что этот тест будет насыщен фактором эксвии, так как экстравертам нравятся такие шутки, а интровертам нет.
ГОТОВНОСТЬ ПРИНИМАТЬ БЫСТРЫЕ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ТЕМНОТЕ
При проведении этого теста испытуемый находится в темной комнате. Затем включается яркий свет, и ему предлагают смотреть на белый экран. Потом говорят, что когда свет выключится, он увидит букву. Испытуемый должен назвать букву, как только ее увидит. Используются три буквы. Измеряемой переменной является время, которое проходит до того, как буква будет названа. Основанием для разработки этого теста явилось предположение о том, что испытуемые с доминированием процесса торможения должны демонстрировать более быструю адаптацию к темноте.
Этот тест не сложен, не требует дорогостоящего оборудования, но он пригоден в основном для индивидуального применения, хотя возможна и групповая форма с использованием оборудования лингвистической лаборатории. Kline и Gale (1969) показали, что с помощью такой процедуры можно удачно использовать проективный тест "Картинки Блэкки" (Blurn, 1949) для группового тестирования (без потери элемента неразглашения тайны, связанного с индивидуальным тестированием и существенного при проведении данного объективного теста).
БАЗОВАЯ СКОРОСТЬ МЕТАБОЛИЗМА
В этом тесте величина минимального потребления испытуемым кислорода за шесть минут преобразуется в калории/час на квадратный метр поверхности тела. Первоначально полагали, что этот тест будет иметь отношение к витальности (exuberance), реактивности, мобилизационной силеорганизма и экстраверсии. Действительно, он насыщен первыми тремя факторами, но также - фактором застенчивости и непрактичности.
Как вынужденно свидетельствуют Cattell и Warburton (1967), совсем не просто теоретизировать с какой-либо степенью точности и ответственности о психологических аспектах физиологических функций.
БЕСПОКОЙНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ИЗМЕРЕННЫЕ ФИДЖЕТОМЕТРОМ
Фиджетометр - это вращающееся кресло с электрическими контактами в различных местах, которые замыкаются при движениях. Показателем является общее количество движений, зарегистрированных в течение фиксированного промежутка времени. Конструкция этого кресла такова, что испытуемые не замечают в ней ничего необычного. Основанием для разработки этого теста явилось предположение о том, что тревожные (anxious) люди должны совершать больше суетливых, беспокойных движений, как и те, у кого высокая степень базальной тревоги. На деле же исследования так ни разу и не показали зависимости между показателями по этому тесту и фактором тревожности, хотя для базальной тревоги это имело место.
Фиджетометр - это хороший пример объективного теста с той точки зрения, что его показатели трудно фальсифицировать, и в то же время можно легко и точно обрабатывать. Он также с очевидностью показывает проблемы, существующие для объективных тестов, так как подходит только для индивидуального использования и, несмотря на изобретательность, с которой он был реализован (хотя в действительности это электрифицированная модель прибора, изобретенного еще Гальтоном), он лишь незначительно насыщен только одним фактором. Такой тест должен был бы быть лучше!
На этих примерах в полной мере показаны опасности и трудности, возникающие на пути объективного тестирования. Было у же сказано достаточно, чтобы позволить разработчику тестов продвигаться далее. но я должен опять повторить свое предупреждение: этот путь не для слабодушных. Разумеется, самые лучшие тесты личности - независимые от культурных особенностей испытуемых, объективные, те, получаемые с помощью которых показатели трудно исказить. Объективные тесты удовлетворяют этим требованиям. Однако, чтобы получить такой тест, необходимо приложить огромные исследовательские усилия.