Три компонента политической культуры

Политическая культура

Термин политическая культура ввел в научный обиход немецкий философ И.Гердер. В политическую науку введен Гэбриелем Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Она и была названа политической культурой.

Cреди множества определений понятия культура, есть предельно лаконичное – «все, что не натура (природа), то культура». Политика явно не относиться к «натуре», следовательно она чисто культурный феномен. Означает ли это, что не существует феномен политического безкультурья - хотя упрек в его наличие традиционен. О чем идет речь? Самый простой ответ - о недостаточном уровне политической культуры, о ее несоответствии духу времени.

Однако все не так просто. Основная дилемма оценки любой политической культуры хорошо нам знакома по историческому спору славянофилов и западников. Не отвечающее времени состояние политической культуры - показатель ее отсталости или самобытности. Может это просто иной тип культуры. Ответ на этот вопрос потребовал построения сложной теории политической культуры, которой политология занялась в 50-60 годы 20 в.

В необходимости построения такой теории политологов убедили многочисленные неудачи прямого применения западных моделей политического реформирования для развивающихся государств. Модернизация архаических политических структур латиноамериканских, азиатских или африканских стран порождала слабые коррумпированные режимы, живущие под постоянной угрозой военных переворотов и диктатур. Одинаковые по форме политические институты по- разному функционируют в различных странах. Дело в специфике культуры, которая обуславливает глубинную мотивацию деятельности людей. Культура не просто фон, но фундамент, на котором должны быть укоренены политические институты. Если она их не принимает по причине не совпадения базовых ценностей, то никакой силой преодолеть эту несовместимость невозможно.

Понятие культура слишком широко и допускает неограниченное множество толкований. Для построения теории политической культуры пришлось существенно ограничить возможность интерпретаций.

С 60-70 гг. 20 века существует два основных подхода к политической культуре. Они обозначают культуру через систему ценностей, но:

1. Объективистский подход (Т. Парсонс, Д.Истон) делает акцент на объективной сущности этих ценностей и их способности скреплять политическую систему. Политические ценности существуют не только на ровне «духа народа». Они объективизируются в материальные образования - политических институтах (государство, партии, группы интересов), массовых формах поведения, применении силы и т.д. Воплотившись в подобны формы, политические ценности обретают самостоятельную жизнь относительно независимую от субъективных намерений людей.

2. субъективистский подход(Г.Алмонд, С.Верба) акцентирует внимание на процесс интернализации ценностей, их переводу во внутренний субъективный план, их проявлению в знаниях, убеждениях, эмоциях, оценках личности. При таком подходе политические ценности могут и не разделяться большинством членов общества, и, следовательно, они будут не укреплять политическую систему, а дестабилизировать. Однако такие ценности не исключаются из политической культуры, поскольку встроены в индивидуальные формы сознания и поведения людей.

В современной политологии преобладает субъективистский подход. Она трактуется как «субъективный поток политики», «историко-психологический фон», дух эпохи, наделяющий смыслом и значением политические институты. Главным объектом исследования в такой ситуации считается ориентация людей на определенные политические объекты, субъективные предпочтения тех или иных политических систем и ценностей.

Наиболее плодотворен подход синкретический.

Определение: Политическая культура - исторически сложившаяся система политических знаний, убеждений и норм, воплощающихся в политическом поведении людей и в практике функционирования политических институтов.

Политическая культура

Термин политическая культура ввел в научный обиход немецкий философ И.Гердер. В политическую науку введен Гэбриелем Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Она и была названа политической культурой.

Cреди множества определений понятия культура, есть предельно лаконичное – «все, что не натура (природа), то культура». Политика явно не относиться к «натуре», следовательно она чисто культурный феномен. Означает ли это, что не существует феномен политического безкультурья - хотя упрек в его наличие традиционен. О чем идет речь? Самый простой ответ - о недостаточном уровне политической культуры, о ее несоответствии духу времени.

Однако все не так просто. Основная дилемма оценки любой политической культуры хорошо нам знакома по историческому спору славянофилов и западников. Не отвечающее времени состояние политической культуры - показатель ее отсталости или самобытности. Может это просто иной тип культуры. Ответ на этот вопрос потребовал построения сложной теории политической культуры, которой политология занялась в 50-60 годы 20 в.

В необходимости построения такой теории политологов убедили многочисленные неудачи прямого применения западных моделей политического реформирования для развивающихся государств. Модернизация архаических политических структур латиноамериканских, азиатских или африканских стран порождала слабые коррумпированные режимы, живущие под постоянной угрозой военных переворотов и диктатур. Одинаковые по форме политические институты по- разному функционируют в различных странах. Дело в специфике культуры, которая обуславливает глубинную мотивацию деятельности людей. Культура не просто фон, но фундамент, на котором должны быть укоренены политические институты. Если она их не принимает по причине не совпадения базовых ценностей, то никакой силой преодолеть эту несовместимость невозможно.

Понятие культура слишком широко и допускает неограниченное множество толкований. Для построения теории политической культуры пришлось существенно ограничить возможность интерпретаций.

С 60-70 гг. 20 века существует два основных подхода к политической культуре. Они обозначают культуру через систему ценностей, но:

1. Объективистский подход (Т. Парсонс, Д.Истон) делает акцент на объективной сущности этих ценностей и их способности скреплять политическую систему. Политические ценности существуют не только на ровне «духа народа». Они объективизируются в материальные образования - политических институтах (государство, партии, группы интересов), массовых формах поведения, применении силы и т.д. Воплотившись в подобны формы, политические ценности обретают самостоятельную жизнь относительно независимую от субъективных намерений людей.

2. субъективистский подход(Г.Алмонд, С.Верба) акцентирует внимание на процесс интернализации ценностей, их переводу во внутренний субъективный план, их проявлению в знаниях, убеждениях, эмоциях, оценках личности. При таком подходе политические ценности могут и не разделяться большинством членов общества, и, следовательно, они будут не укреплять политическую систему, а дестабилизировать. Однако такие ценности не исключаются из политической культуры, поскольку встроены в индивидуальные формы сознания и поведения людей.

В современной политологии преобладает субъективистский подход. Она трактуется как «субъективный поток политики», «историко-психологический фон», дух эпохи, наделяющий смыслом и значением политические институты. Главным объектом исследования в такой ситуации считается ориентация людей на определенные политические объекты, субъективные предпочтения тех или иных политических систем и ценностей.

Наиболее плодотворен подход синкретический.

Определение: Политическая культура - исторически сложившаяся система политических знаний, убеждений и норм, воплощающихся в политическом поведении людей и в практике функционирования политических институтов.

Три компонента политической культуры

Политическая культура включает в себя : (1) определенные политические ценности, (2) способность людей их создавать, (3) усваивать и пользоваться политическими ценностями.

Классическая культурная триада отдает первое место производству политических ценностей.

Изобретение древними греками демократической формы правления, обоснование Новым временем необходимости существования неотчуждаемых прав и свобод человека, практика создания федеративных государств - все это акты творения политической культуры. Они создавались как инструменты регуляции политических отношений и доказали свою практическую эффективность. Они стали политическими ценностями, то есть превратились в нормы и регуляторы политических отношений как на объективном, так и субъективном внутреннем уровне.

Не все политические ценности имеют столь выраженное нормативное значение.

Есть ценности абстрактного характера- свобода, политическая справедливость, равенство и т.д. Они всегда вызывают споры- отражают ли они свойства объективной социальной реальности или они есть лишь субъективная интерпретация той реальности. Их создание не приписывается конкретному автору, они - результат деятельности общности, социума, который творит политическую культу как осознанно-целенаправленно, так и бессознательно.

Сотворение политических ценностей – всего лишь половина дела. Что толку от самого совершенного политического института если не уметь им пользоваться.

Политические ценности предполагают их интернализацию, принятие в качестве собственного убеждения, если не большинством, то значимой частью населения. Тогда они становятся мотивом политического поведения, фактором политической культуры.

Феномен политической культуры не сводится только к духовным проявлениям политической жизни, но включает в себя как минимум три компонента;

· культура политического сознания (знания, представления, убеждения, идеология, установки, ценности).

· культура политического поведения (обычаи, традиции, нормы, формы политического участия, стандарты профессиональной политической деятельности).

· культура функционирования политических институтов (эффективность и стабильность избирательной, партийной, государственной систем, способов решения политических конфликтов, практика принятия важных политических решений).

Выделенные подсистемы политической культуры состоят из множества элементов. Они представляют собой ее формальную структуру. В каждом конкретном случае специфика своя - она определяется сложностью каждого элемента, их конфигурацией, соответствием не политическим сторонам жизни общества.

Пример основных элементов:

· знание политической реальности

· политические ценности, ценностные ориентации и оценки состояния и перспектив политической системы и ее элементов

· политический опыт, воплощенный в знаниях и умениях, традициях и т.д.

· политическая вера, убежденность в истинности своих знаний

· общепринятые модели политического поведения

· нормы политического поведения

· средства политической коммуникации

· соотношение гражданского общества и политической системы.

Наши рекомендации