Сферы (области) культуры: наука, искусство, религия и др.

Тема 1.6. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

— биологизаторская — происхождение искусства из по­требности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, нахо­дящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы­сокой творческой деятельности;

— игровая — причины возникновения искусства в потреб­ности расходования человеком нерастраченной в трудовой де­ятельности энергии, в необходимости тренировки для усвое­ния социальных ролей;

— магическая — искусство — форма различных видов ма­гии, внедренной в повседневную деятельность еще первобыт­ного человека;

— трудовая — искусство — результат труда: полезные ка­чества произведенных предметов становятся объектом худо­жественного наслаждения.

Искусство — практическая деятельность человека, на­правленная на освоение и создание эстетических ценнос­тей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: ис­кусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства — человек, его отношения с окру­жающим миром и другими индивидами, а также жизнь лю­дей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме худо­жественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа про­исходит процесс художественного обобщения, выделения су­щественных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведе­ние, имеющее видовую и жанровую определенность и осу­ществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную кон­цепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр); скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная); декоративно-приклад­ное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообраз­ных функций, по поводу содержания которых между сторон­никами различных теорий ведутся споры.

Функции искусства

Наименование функции Ее содержание
Общественно-преобра­зующая Оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества
Художественно-кон­цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс­ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по­требности человека
Утешительно-компен­саторная Восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности
Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврис­тическая Отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке

Образец задания

С8. I Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключев­ский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (фило­софии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (вы­сказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмот­рению вопросов, которые раскрываются с опорой на зна­ния, полученные при изучении курса обществознания (от­вечайте на вопросы типа: С какими основными компонен­тами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собст­венное понимание проблемы и отношение к ней (отвечай­те на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказывани­ем? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? По­чему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен(на) привести? Какие теоретические обобщения мне следу­ет учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвер­дить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться кор­ректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужден­ностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что ка­жется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, кото­рый определит ее содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно раз­вернутое изложение вашего собственного мнения в отно­шении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социаль­ного опыта:

Тезис — то, что требуется доказать

Аргументы — факты, примеры, доводы, суждения

Выводы — в силу каких доказательств ваш тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые свя­заны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема при­обретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или раз­ных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых поня­тий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты реше­ния проблемы.

Наши рекомендации