Формы и разновидности культуры.
Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.
Типология культуры
Основа классификации | Типы культуры |
Связь с религией | Культуры религиозные и светские |
Региональная принадлежность | Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская |
Регионально-этническая особенность | Русская, французская и т. д. |
Принадлежность к историческому типу общества | Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества |
Хозяйственный уклад | Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура |
Сфера жизни общества или вид деятельности | Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры |
Связь с территорией | Сельская и городская культуры |
Специализация | Обыденная и специализированная культуры |
Уровень мастерства и вид аудитории | Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры |
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Народная – культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер, его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории. Как правило, произведения народной культуры анонимны и нередко передаются устно. Фольклор (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы), анекдоты, профессиональные субкультуры (военная, школьная), субкультуры различных возрастных групп.
Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг потребителей подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Создается привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами
Коммерческая выгода не является целью элитарного искусства: создатели, прежде всего, стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, приёмов и образов для массовой культуры.
Массовая культура (поп-культура) – культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации; культура общедоступная (стандартизация культуры), отражающая насущные духовные потребности широких масс, ритм жизни общества.
Произведения массовой культуры не рассчитаны на глубокое осмысление и не предъявляют каких-либо требований к общекультурному уровню потребителя.
Отличительная черта – коммерческий характер (произведения являются объектами купли-продажи и направлены на извлечение прибыли). Она транслируется СМИ и может оказывать серьезное влияние на формирование общественного и индивидуального сознания.
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
• Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени
• Произведения массовой культуры отражают ритм жизни общества и направлены на развлечение и отвлечение человека от повседневных проблем (массовая культура имеет развлекательный характер). Они помогают преодолевать стрессовые ситуации, решать некоторые психологические проблемы современного человека. Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке
• Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству.
Негативное:
• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»
• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей
• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
• Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.)
• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
• Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Экранная – культура, формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром.
Субкультуры(от лат. sub — под) – культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп (половозрастных (женская, детская, молодёжная), территориальных, профессиональных (научное сообщество, современный бизнес, военные), конфессиональных, этнических, криминальных и др.).
Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Господствующая культура определяет магистральное направление развития, а субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.
Контркультура(от лат. contra — против)
–социокультурная система противостоящая господствующей культуре, стремящаяся вытеснить её (в случае если локальная культура начинает претендовать на универсальность).
- ценностная система асоциальных групп населения (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
-новаторские элементы культуры
Диалог культур – взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими на заре истории человечества свой комплекс специфических черт. Культурная глобализация, взаимопроникновение и взаимообогащение, сохранение уникальности и самобытности. Взаимодействие культур должно осуществляться в форме диалога, в котором каждая культура участвует как равноправный партнёр, взаимно обогащая друг друга, не уничтожая при этом уникальность каждой из культур. Пример: открытие студии восточных танцев или единоборств в европейском городе.
Духовная жизнь
реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.