Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Каждой сфере жизни общества присуща определенная са­мостоятельность, они функционируют и развиваются по зако­нам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловлива­ют друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государ­ство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не те­ряет своей ведущей функции.

Вопрос о соотношении основ­ных сфер общественной жизни и выделении одной приоритет­ной является дискуссионным. Существуют сторонники опре­деляющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро эко­номических отношений, удовлетворяет самые насущные, пер­вичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве при­оритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники это­го подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют из­менения в сознании людей, переход к иным духовным ценнос­тям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов яв­ляется подход, приверженцы которого утверждают, что каж­дая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Социальный институт- это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества.

Функции социального института:

ü организуют деятельность людей в определенную систему ролей и статусов, устанавливают нормы поведения в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

ü вырабатывают и применяют систему санкций (правовых, моральных и др.);

ü упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

ü обеспечивают стандартное поведение людей в типичных социальных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены офи­циально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Бизнес

Рынок

Собственность

Семья – обеспечивает биологическое и социальное воспроизводство населения, устанавливает образцы поведения; применяет систему санкций (правовых, моральных); упорядочивает, координирует индивидуальные действия людей, придаёт им организованный и предсказуемый характер.

Детство

Материнство

Образование –целенаправленная передача накопленных обществом знаний, опыта следующим поколениям

Наука

Искусство

Религия

СМИ

Государство –организация и осуществление публичной власти в обществе.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающая­ся система характеризуется следующими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных со­циальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связа­ны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отноше­ний, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способ­ность своей активной совместной деятельностью создавать и вос­производить необходимые условия собственного существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, не­завершенность и альтернативность развития.Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Человек есть универсальный компо­нент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкно­вение соответствующих потребностей, интересов, целей, воз­действие таких социальных факторов, как общественное мне­ние, официальная идеология, политические установки и тра­диции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моде­лей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

ТЕМА I.2. Многовариантность общественного развития

План ответа по теме «Многовариантность общественного развития».

1) Подходы к классификации обществ:

· Критерии

· Типы обществ

2) Критерии выделения обществ различных типов

· Наличие письменного языка

· Уровни управления обществом и степень его дифференциации

· Общественно-экономическая формация

· Уровень развития общества

· Технико-технологический фактор

3) Основные признаки обществ разного типа, выделенных по технико-технологическому фактору.

.В обществознании существует несколько подходов к классификации обществ.

Наши рекомендации