Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.
Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции.
Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.
Социальный институт- это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества.
Функции социального института:
ü организуют деятельность людей в определенную систему ролей и статусов, устанавливают нормы поведения в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
ü вырабатывают и применяют систему санкций (правовых, моральных и др.);
ü упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
ü обеспечивают стандартное поведение людей в типичных социальных ситуациях.
Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Бизнес
Рынок
Собственность
Семья – обеспечивает биологическое и социальное воспроизводство населения, устанавливает образцы поведения; применяет систему санкций (правовых, моральных); упорядочивает, координирует индивидуальные действия людей, придаёт им организованный и предсказуемый характер.
Детство
Материнство
Образование –целенаправленная передача накопленных обществом знаний, опыта следующим поколениям
Наука
Искусство
Религия
СМИ
Государство –организация и осуществление публичной власти в обществе.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими чертами:
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.
ТЕМА I.2. Многовариантность общественного развития
План ответа по теме «Многовариантность общественного развития».
1) Подходы к классификации обществ:
· Критерии
· Типы обществ
2) Критерии выделения обществ различных типов
· Наличие письменного языка
· Уровни управления обществом и степень его дифференциации
· Общественно-экономическая формация
· Уровень развития общества
· Технико-технологический фактор
3) Основные признаки обществ разного типа, выделенных по технико-технологическому фактору.
.В обществознании существует несколько подходов к классификации обществ.