Подготовительная работа с ребенком: ребенок в качестве советчика

В семейной групповой конференции участие детей[22] и взрослых воспринимается как должное. Целевой группой метода являются дети, оказавшиеся в трудной или небезопасной жизненной ситуации. Семейный совет проводится ради них, поэтому в данный момент семейная групповая конференция – это их самая важная встреча по принятию решения, которая проводится по вопросам благополучия детей и на которой составляется план, касающийся будущего для ребенка.

Что же думают сами дети по поводу такой встречи? Будут ли они чувствовать себя безопасно, когда их семья будет что-то обсуждать или спорить в их присутствии? Могут ли они на самом деле принимать участие? Прислушается ли кто-нибудь к ребенку во время обсуждений, особенно на этапе частного времени семьи?

Российский и зарубежный опыт применения семейных групповых конференций на практике показывает, что дети чувствуют себя спокойно и безопасно, если их окружают знакомые люди, если на встрече царит дружелюбная атмосфера. Присутствие значимых членов семьи играет важную роль для детей.

Чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, необходимо определить доверенное лицо для ребенка, так называемого «детского адвоката» из числа родственников, близких или друзей ребенка, чтобы этот человек оказывал поддержку во время встречи семьи. Ребенок точно знает, кто является таким человеком для него. Даже если участие вызывает у ребенка трудности, то поддерживающий его взрослый может помочь в подготовке ребенка к конференции и на самой конференции: он или она может выражать мнение ребенка и выступать от его лица, если последний попросит его об этом. Роль детского адвоката особенно важна на этапе личного времени семьи, когда обсуждение проходит без присутствия специалистов.

Независимый ведущий должен не только подробно и доступно объяснить роль детского адвоката, но и проверить, что ребенок понимает значимость и необходимость участия такого человека.

Каждого ребенка необходимо подготавливать для участия в семейной групповой конференции. Если есть такая возможность, ведущий проводит отдельную подготовительную работу с ребенком с разрешения родителей, обычно во время самого первого разговора родители присутствуют. Опасения, что семейные групповые конференции обременяют детей, не нашли своего подтверждения в зарубежных исследованиях. Как правило, дети хорошо знают, что происходит в семье; они привыкают к обсуждениям такого рода, а на таких разговорах ребенок присутствует один, без поддерживающего его человека[23].

Подготовительная работа с ребенком зависит от его возраста и от ключевого вопроса для встречи, она отличается от подготовительной работы со взрослым. Независимый ведущий тщательно подбирает вопросы. Он предлагает ребенку написать приглашения на семейный совет, выбрать человека, который сможет поддержать его, советуется по поводу еды и напитков. Дети также могут сказать, кого они хотят видеть на встрече: родственников, друзей или просто знакомых. В беседе дети могут выразить свои чувства, рассказать, что для них важно. Если они что-то не понимают, у них появляется тенденция пойти на поводу у взрослого и поддержать его мнение, но не потому, что они с этим согласны, а потому, что у них нет четкого представления, чего от них хотят. Дети не привыкли, что с ними советуются, обычно взрослые принимают решение за них.

В методе «семейные групповые конференции» есть ключевые советы для построения диалога с ребенком, такие как:

- спросить мнение ребенка;

- дать ребенку возможность выступить в качестве советчика;

- развить у ребенка чувство соучастия.

Чувство соучастия возникает во время открытого общения, которое происходит благодаря открытым, детальным вопросам – независимый ведущий определяет, что знает ребенок, чего он хочет. Такой разговор состоит из пяти этапов, которые называются «Пять ступеней разговора», и включает в себя:

1) исследование,

2) чувства,

3) мнение,

4) советы,

5) приготовление[24].

В диалоге с ребенком, независимый ведущий получает необходимую информацию для организации семейной групповой конференции с учетом мнения ребенка и убеждается в безопасности предстоящей встречи. Важно подбирать слова, более подходящие для возраста ребенка, продумывать соответствующие рамки разговора (не слишком широкие), не размышлять долго над вопросами (ребенок часто реагирует на последнюю часть информации, тогда как открытый вопрос обычно формулируется в первой части) и понять то, что невербальное общение объясняет многое. Главная цель разговора – это возможность предоставить ребенку роль советчика, понять его точку зрения на ситуацию и учесть его пожелания в проведении семейной групповой конференции. Умеренная настойчивость в постановке вопросов важна, так как эта информация помогает посмотреть на проблему с разных сторон.

Пять ступеней разговора, безусловно, очень полезны и в подготовке семьи, а также в подготовке референта и других специалистов. В основном в разговорах с детьми взрослые используют первые три ступени разговора, не касаясь вопросов о советах и приготовлениях. Независимый ведущий должен использовать все пять ступеней разговора, особенно последние две ступени. Ведь цель этого разговора – это не только представление независимого ведущего и возможность изложить информацию о семейной групповой конференции. Следует также предоставить ребенку роль советчика, чтобы получить от него информацию и принять во внимание его пожелания для проведения семейной групповой конференции.

Дети могут проявлять нежелание участвовать в семейном совете. Во-первых, необходимо признать нежелание, но убедиться, что ребенок понимает, что такое семейная групповая конференция. Можно воспользоваться печатными материалами при разговоре и попытаться узнать, что вызывает у него сложности и как их можно преодолеть.

Во-вторых, можно найти и другие способы привлечения детей к участию. Если ребенок все-таки не хочет приходить на встречу, то можно попросить его написать письмо, записать аудио- или видеокассету. В таком случае ведущий выяснит, кто с согласия ребенка прочитает письмо или проиграет кассету во время встречи.

Полученный в процессе проведения семейной групповой конференции опыт помогает всей семье и ближайшему окружению ответственно относиться к своим поступкам, данный метод способствует формированию ответственности у всех участников встречи.

В методе «семейные групповые конференции слово «ответственность» - это одно из ключевых слов (например, передача полномочий и ответственности семье). Что такое ответственность?

Ответственность – это волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Л.С. Славина, Р.С. Немов). Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой[25].

Каким же образом участие ребенка в семейной групповой конференции помогает ему формировать новое для себя отношение к происходящему и новое ответственное поведение?

Встреча организуется взрослыми людьми, то есть находится под контролем взрослых, именно взрослые отвечают за формирование атмосферы доверия и безопасности. Независимый ведущий говорит об этом участникам, он же следит за соблюдением правил. Ребенку важно, что взрослый несет свою долю ответственности за процесс. Решения, принятые на встрече, будут контролироваться в большей степени взрослыми. Ребенок знает об этом, и это значительно снижает его тревогу по поводу будущего.

Ребенок находится в зоне внимания взрослых, в том числе тех, кто для него является авторитетом. То, что встреча строится в уважительном тоне, что чувства и состояние ребенка принимаются во внимание, – это показатель собственной значимости для ребенка.

Обсуждение чувств самого ребенка, его переживаний по поводу трудной жизненной ситуации, помогает ему осознать важность переживаний и потребностей, как своих собственных, так и других людей. Независимый ведущий акцентирует внимание на том, что действительно хочет сделать ребенок в данной ситуации, какой вклад он может привнести для принятия решения в сложившейся ситуации.

Ребенок сам принимает решения о своем участии во встрече и о приемлемости того или иного результата семейной групповой конференции. Он сам решает, на что он готов пойти, на что нет. Он сам осуществляет принятое решение. Ведущий обязательно ставит на этом акцент.

Помимо всего прочего, ребенок получает еще одно подспорье в формировании нового поведения – письменный план, где четко, с указанием времени и места, расписаны его будущие действия. Ребенку действительно трудно самому структурировать свою жизнь. Хорошо, если в документе будут оговорены конкретные действия близких людей, которые помогут соблюдать достигнутые договоренности (например, что мама будет ему напоминать, когда он должен пойти на дополнительные занятия; папа вовремя его разбудит). Необходимость такой поддержки наиболее полно учитывается при проведении семейных групповых конференций, где семья максимально вовлекается в процесс составления плана по выходу из кризисной ситуации.

Семейные групповые конференции не предполагают, что в результате их использования дети станут ответственно себя вести. Метод создает такие условия развития для ребенка, чтобы он стал себя вести настолько более ответственно, насколько он готов на данном этапе своей жизни[26].

Голос каждого ребенка должен быть услышан – это своеобразный девиз семейной групповой конференции. Большинство взрослых верят в то, что они знают мнение ребенка и его желания. Им не нужен совет от детей, так как они знают, что будет для них лучше. Взрослые не привыкли обращаться за советом к ребенку или договариваться с ним о чем-то. А ведь дети тоже могут объяснять, выражать свои мнения и чувства, давать советы или рекомендации. Все зависит он нас самих, от взрослых: мы должны учиться слушать и слышать детей, быть открытыми для общения с ними. Это необходимо для того, чтобы сделать встречу семьи встречей ребенка настолько, насколько это только возможно.


«Пять ступеней разговора» независимого ведущего с ребенком

1. Исследование

× Что такое семейный совет?

× Причина проведения семейной групповой конференции (СГК).

× Причины для беспокойства из-за предстоящей СГК.

× Волнующие моменты (вопросы).

2. Вопрос о чувствах

Стоит спрашивать ребенка о чувствах относительно встречи, а не о том, что случилось. Ребенок должен понять, что его воспринимают серьезно и что к обсуждаемому вопросу относятся с должной серьезностью.

× Какие возникают чувства при мыслях о семейном совете?

× Какое значение имеет эта СГК для ребенка.

3. Вопрос о мнении

× Составление списка потенциальных участников с контактными данными.

× Выяснение, вызывает ли участие определенных людей какие-то позитивные или негативные чувства. Если так, то с чем это связано.

× Обсуждение возможных решений для составления семейного плана (по желанию).

4. Вопрос о советах

× Кого пригласить?

× Кто выступит в роли детского адвоката? Кто поднимет настроение и поможет выразить чувства?

× Рядом с кем хочет сидеть ребенок на СГК?

Безопасность:

× Ребенок должен выбрать «детского адвоката». Если ребенок выбирает поддержку другого ребенка, нужно убедиться, что ребенок выберет также поддержку взрослого.

5. Вопрос о приготовлениях

× Обсуждение места, даты и времени проведения СГК.

× Учет индивидуальных пожеланий (например, игрушки).

× Предложение помочь в подготовке СГК (например, написание приглашений или оформление помещения).

× Предложение по организации чаепития (еда и напитки).

× Возможность держать связь на случай появления вопросов.

Если ребенок оформляет приглашения для участников семейного совета, то необходимо включить следующую информацию (в этом помогает независимый ведущий):

× Что-то лично от ребенка, например, рисунок: «Вы хотите прийти на мой семейный совет?»

× Указать цель встречи.

× Обозначить место, дату и время встречи.

× Описать правила и этапы встречи.

× Предложить взять с собой что-то к чаепитию.

3.4. Сотрудничество со специалистами при подготовке семейной групповой конференции

Для многих специалистов в Европе семейные групповые конференции - это дополнительный метод, новый инструмент в работе с семьей. Во время проведения семейных групповых конференций присутствию специалистов придается большое значение. Цель данного метода – собрать воедино профессиональные и индивидуальные знания и ресурсы. Предоставляя четкую и необходимую информацию, специалисты дают широкому кругу семьи возможность составить безопасный план, добавив в него свои личные знания о ситуации.

На подготовительном этапе необходимо определиться, кто из специалистов сможет присутствовать на конференции. Наверняка не все специалисты знакомы с методом «семейные групповые конференции» и особенностями его работы. Перед независимым ведущим стоит двоякая задача: во-первых, рассказать о семейных групповых конференциях; во-вторых, сотрудничать со специалистом по определенному вопросу.

Для решения первой задачи независимый ведущий может рассказать о характеристиках, отличающих этот метод от других форм работы, а также о технологии процесса.

Независимый ведущий рассказывает о роли специалистов в этом процессе, объясняет, чем они могут помочь. Важно, чтобы на первом этапе конференции (этап «Обмен информацией») специалисты подчеркнули сильные стороны семьи, а затем предоставили информацию об услугах в соответствии с ее нуждами и потребностями. Предоставленные сведения могут быть использованы семьей при составлении плана, поэтому желательно отразить основные положения в письменном виде. Следует обратить внимание на форму подачи информации. Сведения об услугах должны быть конкретными, краткими, они предоставляются доступным для семьи языком. Работа строится в режиме вопрос – ответ, специалисты представляют информацию, а семья задает уточняющие вопросы.

На одной из семейных групповых конференций в Мурманске по вопросам употребления наркотиков молодой девушкой присутствовал специалист из наркологического диспансера. Будучи наркологом, она предоставила четкую, детальную информацию по вопросу семьи, ответила на все их вопросы. Тем не менее, присутствие этого специалиста вызвало огромный дискомфорт у семьи: нарколог открыто демонстрировала свое неуважение семье, вела себя агрессивно и относилась скептически к желанию молодой девушки вылечиться. Ситуацию удалось урегулировать, а подготовке специалистов в дальнейшем независимый ведущий стал уделять больше внимания.

Существенным на этом этапе работы будет положительное отношение специалистов к семье. Агрессивный, подавленный работник переносит свое состояние на семью, а напротив благоприятный климат способствует созданию доверительных отношений между сторонами.

Специалистам не стоит умалять значение своего присутствия на конференции. Доверить семье составление безопасного плана для детей – это не то же самое утверждение, что профессиональные знания бесполезны. Как раз наоборот. Семье может быть необходима информация по законодательству, по услугам или каким-либо другим ресурсам. Другими словами, изменение взаимоотношений «клиент – специалист», передача полномочий семье должны быть понятны как самой семье, так и специалистам.

Семейные групповые конференции – это одна из возможностей для сотрудничества семьи и специалистов. Личные знания бабушек и дедушек, тети и дяди, друзей также важны, как и профессиональные знания учителей, психологов, социальных работников и других специалистов. А когда эти два вида знаний и опыта соединены воедино, можно надеяться, что условия для жизни детей могут быть улучшены как на краткосрочный, так и на долгосрочный период времени.

«Один из положительных моментов – в семью пришли специалисты, а не наоборот, что с большой вероятностью может внести положительную динамику во взаимоотношения членов семьи и усилить их социальную активность», - прокомментировал специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Мурманской области.

Работая со специалистом, независимый ведущий может воспользоваться рекомендациями к диалогу при работе со взрослым, а также представленной указанная выше схемой «Пять ступеней разговора».

Наши рекомендации