Диагностика организационной культуры
2.1 Этапы и инструменты диагностики организационной культуры
Целью диагностики организационной культуры является систематическая интерпретация существующих культурных симптомов с помощью определенных инструментов, а результатом – визуализация существующей корпоративной культуры.
Диагностика организационной культуры выделяет следующие этапы:
· предварительное обсуждение проекта, разработка программы исследования;
· сбор информации;
· визуализация существующей корпоративной культуры.
К инструментам диагностики организационной культуры относятся: анализ документов, обход фирмы, анкетный опрос, наблюдение, интервью, эксперимент.
При анализе документов необходимо уделить внимание следующим основным направлениям:
1. История развития организации.
· Рекламные проспекты, содержащие информацию об истории фирмы (например, выпущенные к юбилею компании).
· Основные цифры, ставшие вехами в развитии компании (рост численности персонала, размеров доходов, рыночной доли, инвестиций).
2. Стратегические документы компании.
· Сформулированные политика фирмы, стратегия, кадровая политика.
· Отчеты о работе
· Протоколы заседаний руководства фирмы.
3. Организационная структура.
· Организационные диаграммы.
· Примеры должностных инструкций.
4. Управление персоналом.
· Кадровая политика.
· Документы по адаптации персонала.
· Программы обучения персонала.
· Выборочные показатели персонала (средний стаж работы на предприятии, средний возраст работников, уровень текучести).
· Общие условия занятости на предприятии.
5. Системы планирования и контроля.
· Инструменты планирования.
· Годовые планы и бюджеты.
· Отчеты (например, квартальные).
6. Внутренние и внешние системы коммуникаций.
· Внутренние средства информации, корпоративные издания.
· Рекламные материалы.
· Примеры объявлений о вакансиях.
· Результаты внутрифирменных исследований (например, социально-психологического климата).
· Примеры выступлений работников (например, поздравление президента компании с Новым годом).
Существенную помощь при диагностике корпоративной культуры оказывает спонтанный обход фирмы. При этом необходимо обратить внимание на следующие организационные культурные индикаторы:
· «Внешность» фирмы
· «Проходная»
· Обход фирмы (сопровождение)
Следующим инструментом диагностики корпоративной культуры выступает анкетирование персонала. Главными темами в данном случае являются:
· основные ориентации фирмы,
· стратегия фирмы,
· сильные и слабые стороны организации,
· совместная работа,
· информация / коммуникации,
· особенности типичных сотрудников,
· механизмы карьеры,
· социально-психологический климат,
· представление руководства,
· «паспортичка».
Следующим важным инструментом диагностики корпоративной культуры является включенное наблюдение, в частности наблюдение заседаний. При этом желательно сконцентрироваться на следующих трех основных моментах: содержание разговора, ритуалы и символический менеджмент, действия участников.
В рамках действий участников необходимо обратить внимание на то, кто регистрирует участников, кто с кем разговаривает, кто кого перебивает, кто молчит, кто ехидничает и т. д.. При анализе ритуалов и символических действий обычно отмечают: положение участников (кто и где сидит по отношению к руководителю), порядок ведения совещания (введение, объявление регламента и содержания встречи), мимика участников, атмосфера совещания, наличие конфликтного поведения, критика, доверие/недоверие между участниками, ролевое поведение.
Интересным инструментом диагностики корпоративной культуры выступает клиническое интервью. Под этим термином, введенным Э. Шейном, понимается активное наблюдение заседаний. Причем активность заключается в том, что во время обсуждения какой-либо проблемы наблюдатель может задавать вопросы и предлагать варианты решения, попросту вмешиваться. При этом интересна сама реакция организации на эти вмешательства.
Существенный вклад в познание корпоративной культуры вносит такой метод получения информации, как интервью. При определении круга лиц, с которыми вы будете беседовать, следует обратить внимание на следующие категории работников:
· лица, которые занимают ключевые посты в организации;
· типичные «выразители» общественного мнения;
· президент спортклуба;
· лица, ответственные за прием рекламаций;
· секретари;
· самые «старые»/«молодые» сотрудники организации;
· секретарь директора;
· комендант;
· внутренний контролер;
· лицо, выполняющее самую неприятную работу в организации.
Число работников, которых следует опросить, равно примерно 25 человекам из 500 работников. Вопросы в интервью могут касаться различных тем. Например, вопросы о самом работнике (кем он работает? как долго? и т. д.), вопросы о корпоративной культуре (какая она?), провокационные вопросы (почему вы здесь работаете? и т. д.).
Кроме перечисленных основных методов диагностики корпоративной культуры можно отметить и некоторые дополнительные возможности получения такого рода информации:
· опрос клиентов и поставщиков;
· фотография рабочего дня руководителей;
· участие в собрании трудового коллектива;
· групповое интервью;
· эксперимент (например, симуляция рекламации).
Все приведенные методы должны дать наиболее полную картину существующей в организации культуры.