Российские библиотекари новейшего времени.

Уже в первые годы советской власти возникли основы принципиально иного подхода к организации библиотечного дела: библиотека стала важнейшим социальным институтом. На основе национализированных фондов были созданы новые библиотеки. А в тех научных библиотеках, которые продолжали свою деятельность в новых условиях, были проведены коренные изменения относительно порядка обслуживания читателей. И главным нововведением явилось то, что научные библиотеки были открыты для массового читателя через межбиблиотечный абонемент. Увы, пришедшие на смену старым зубрам молодые полуграмотные библиотекари наделали немало ошибок, что привело к гибели части фондов крупных научных библиотек. С этого времени престиж профессии библиотекаря начинает медленно, но верно угасать, хотя доверие и уважение к этому труду в стране держится еще долго. Но все-таки библиотечное дело было поставлено на научную основу, начали открываться специальные высшие учебные заведения для подготовки библиотекарей.
Впрочем, сам труд библиотекаря стал все чаще сводиться к справочно-библиографическим обязанностям и управленческим задачам вроде комплектования фондов иностранной литературы, разработки инструкций по каталогизации, составлению региональных сводных каталогов. Вместо свободного творца библиотекарь становился внутриведомственным чиновником. После Великой Отечественной войны окончательно сформировалась сеть научных и специальных библиотек, но в библиотечном деле снова назревал кризис. Библиотеки и их работники катастрофически отставали от мирового уровня как в техническом, так
и в научном отношении.
1990-е годы принесли немало и плохого, и хорошего. Библиотеки стали не только закрываться, но и исчезать вообще. Например, вместе с обкомами и райкомами исчезли их библиотеки — а в них были неплохие фонды. Сотни предприятий меняли форму собственности, перепрофилировались, закрывались, объявляли себя банкротами и прекращали финансировать свои библиотеки. Большинство профсоюзных и ведомственных библиотек были закрыты.
Но с тех же девяностых годов начался новый этап. Стало происходить техническое переоснащение библиотек и превращение их в культурные центры на основе новых технологий. Библиотеки становились центрами информации. Как говорится в одном современном заявлении библиотекарей: «Мы сами — весьма разнородная группа и обслуживаем еще более разнородные сообщества. Однако все мы согласны с тем, что, несмотря на существующие различия, есть нечто, объединяющее нас в монолит, — это то, что мы все библиотекари. Наш единый язык — язык информации. Наше общее поле деятельности — сообщество читателей в школах, университетах, в публичных библиотеках и на предприятиях. Наша общая работа — обеспечение свободного доступа к информации всем, кто в ней нуждается».

Сегодня сотрудник библиотеки должен обладать знаниями в области современных информационных, компьютерных технологий. В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к профессии, модифицируются программы образовательных учреждений, студенты обучаются работе с широким спектром электронных ресурсов. Образование, предоставляемое библиотечными вузами, становится более многогранным. Выпускники вузов востребованы в различных сферах информационной деятельности.

III. Заключение.

Сегодня никто не будет отрицать, насколько важным для человечества стало появление письменности. И наш народ чтит память двух просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Это были очень образованные и мудрые люди. Кирилл, владевший многими языками, отказавшись от предложенных ему высоких должностей, занял скромное место библиотекаря, а спустя годы составил алфавит для славянских народов. Мы видим, как уже в далекие времена были разнообразны функции библиотекаря. Подвиг, который совершили солунские братья, подтверждает уникальность данной профессии.

А сегодня библиотека – это место встреч и общения, а не только получения информации. Именно поэтому расширяется сфера деятельности библиотекаря.

Мы живем в век вездесущей рекламы. Люди думают и помнят в первую очередь о том, что им недавно встречалось в СМИ, Интернете, городской среде. Именно поэтому библиотеки сегодня вынуждены прилагать специальные усилия, чтобы присутствовать в медийном поле. Проще говоря, привлекать к себе внимание, создавая поводы для публикаций в прессе, фотовидеорепортажей в социальных сетях, «сарафанного радио». Увы, похоже, для многих молодых и взрослых людей справедливо утверждение: нет в рекламе – нет в сознании. Кажется молодой читатель готов к исчезновению библиотек: ведь есть книжные магазины, онлайн-библиотеки, электронные книги, буккроссинг. Значит, нам надо вплотную заняться продвижением книги, чтения, чтобы благодаря разным информационным поводам регулярно появляться в поле зрения сограждан, напоминая, что библиотека жива, востребована и доступна.

Использованная литература:

Богданова И. Ф. Библиотеки: от античных до электронных [Электронный ресурс] / И. Ф. Богданова – Электрон. текстовые данные // Культура народов Причерноморья. - 2006. - № 77. - С. 32-45. - Библиогр. : 19 назв. - рус. – Режим доступа : http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/6832

Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек[Текст]/ Б. Ф. Володин. – СПб. : Профессия, 2002. – 351 с. Каневский Б.П. Библиотека [Текст] // Б. П. Каневский. - БСЭ. – 3-е изд. – М., 1972. – Т. 3. – С. 300 -303.

Голубенко Н. Б. Введение в библиотечное дело[Электронный ресурс] / Н. Б. Голубенко — Электрон. текстовые данные. — М. : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 170 c. — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/39546. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

Лопатина Н. В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: теоретико-методологический анализ [Электронный ресурс] : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Н. В. Лопатина. – М. : [Б. и.], 2015. – Режим доступа : http://files.msuc.org/diss/01/Lopatina_dis_d01.pdf

Матвеева И. Ю. Библиотечная инноватика [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов 1 курса дневного и заочного отделений, обучающихся по направлению 071200.68 Библиотечно-информационные ресурсы / И. Ю. Матвеева — Электрон. текстовые данные. — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2010.— 128 c.— Режим доступа : http: // www.iprbookshop.ru/56392. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

Мулен Лео Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.) [Электронный ресурс] : гл. IX / Л. Мулен.Режим доступа : http://www.rulit.me/books/povsednevnaya-zhizn-srednevekovyh-monahov-zapadnoj-evropy-x-xv-veka-read-105604-1.html

Рубанова Т. Д. История библиотечного дела. Древний мир – Средние века – Эпоха Просвещения [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. Д. Рубанова — Электрон. текстовые данные. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2003. — 113 c. — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/56414. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

Использованы материалы сайтов:

http://www.library.ru/ - информационно-справочный портал создан и ведется специалистами Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Российской государственной юношеской библиотеки при поддержке Минкультуры и Роскультуры РФ. Портал включает три основных раздела - "Библиотекам", "Читателям", "Мир библиотек". На портале размещен каталог сайтов российских и зарубежных библиотек и организаций, работающих в библиотечной сфере.

http://sb.litera-ml.ru/articles/32/181 – журнал «Современная библиотека» – научно-практический журнал о библиотеках, чтении, книгах, об актуальных проблемах развития библиотечно-информационных и образовательных учреждений, внедрении современных информационных телекоммуникационных технологиях в библиотеках, школах, информационных и культурных центрах, о чтении, книгах и людях профессии.

Наши рекомендации