Библиотечное дело в эпоху Средневековья.
В Западной Европе в эпоху средневековья библиотеки также обычно существовали при крупных монастырях и храмах. Книги в этих библиотеках использовались также редко, главной задачей библиотек все еще было их хранение. Именно этим библиотекам было суждено сыграть главную роль в сохранении античного наследия и сохранении преемственности в развитии образования, науки и культуры. Монастырские библиотеки стали появляться в Западной Европе в V – VI веках. Первые монастырские библиотеки не были похожи на античные, и чаще всего представляли собой весьма скромные по величине собрания (часто все книги умещались в одном сундуке). Среди них самой знаменитой, имевшей уникальное собрание документов, была библиотека монастыря Виварий, находившегося на юге Италии недалеко от Неаполя и основанного в 555 году сенатором, тайным советником остготского короля Теодериха Магном Кассиодором Сенатором (ок. 487 – 575 годы). Другой крупной библиотекой была библиотека бенедиктинского монастыря Боббио в Ломбардии.
Скрипторий (scriptorium) — помещение, где монахи переписывают манускрипты, для этого места предусмотрен специальный ритуал освящения. До XIII века книги переписывались исключительно монахами. Некоторые из них работали даже "на сторону", извлекая тем самым определенную выгоду. Но с XIII века переписыванием книг начинают заниматься также миряне и клирики.
В монастырях не только переписывали книги. Их также покупали, тратя на это большие средства. Книги являлись сокровищем (библиотекарь иногда назывался "thesaurarius" — "сберегающий богатство"), с ними следовало обходиться бережно, "чтобы не запачкать их грязью и копотью, или пылью, или какой-нибудь другой нечистотой". Если аббатству грозила опасность, именно книги следовало спасать в первую очередь. Разумеется, из-за малого количества книг монахи чаще всего брали их в библиотеке. И как любой другой библиотекарь во всем мире, bibliothecarius не мог не опасаться за свои сокровища (тем более что в те времена книги выдавали на долгий срок — 10–20 лет, и уже тогда читатели не всегда возвращали их обратно!).
Начиная с XI века в связи с ростом городов, торговых связей, развитием ремесел, требующих грамотных людей, открываются университеты. Старейший из них, Болонский, был открыт в 1119 г., Парижский в 1120 г. В начале XIII века открываются Кембриджский и Оксфордский университеты. При них были созданы мастерские по переписке книг, предназначенных в основном для обучения, и библиотеки. Университетские библиотеки создавались не только с целью хранения, но и использования книг. Тем не менее, в общественных хранилищах рукописи приковывались к полкам цепями, и только в отдельных случаях книги разрешалось брать на дом.
С середины XV века в связи с изобретением книгопечатания и общим развитием культуры возникают новые и быстро растут университетские библиотеки (Сорбонны, Пражского, Гейдельбергского и др.). Книга становится важнейшим элементом обучения в университете: преподаватель читал книгу, а студент слушал. Когда книги стали приковывать цепями к специально изготовленным пультам, ими смогли пользоваться и студенты. Постепенно сложилась и структура библиотеки, состоявшей из двух частей – так называемой «большой библиотеки» и «малой библиотеки». Первая был читальней, книгами из которой можно было пользоваться только на месте. Так, в Парижской Сорбонне имелось 26 пультов с прикованными к ним цепями книгами. При этом некоторые книги выдавались только профессорам. А в отдельных случаях даже и им не рекомендовалось обращаться к тому или иному труду. Вторая часть библиотеки предназначалась для хранения дублетов, которые можно было брать под залог на дом. В 1338 г. в библиотеке Сорбонны согласно каталогу имелось 1720 книг, 300 из которых были прикованы цепями в «большой библиотеке».
Изобретение книгопечатания изменило библиотечное дело. На смену рукописным кодексам пришла печатная книга в той форме, в которой она дошла и до XXI века, библиотека же перестала выполнять функцию скриптория, бывшею на протяжении тысячелетия принципиально важной для нее. С этого времени функция книгопроизводства окончательно отделяется от функции сбора и хранения книги, а типографии и издательства становятся отдельными от библиотеки учреждениями. В этот период библиотека перестает быть архивом и становится самостоятельным учреждением, выполняющим свои, только ему присущие функции.