Библиотеки и библиотекари Древнего Мира.
Возникновение библиотек как хранилищ памятников письменности относится к III тысячелетию до н.э. При раскопках старых городов государств Древнего Востока – Ассирии, Вавилонии, Урарту – археологи находят специальные помещения для хранения книг, а иногда и сами книги. Впрочем, памятники письменности тех времен могут быть названы «книгами» весьма условно: это были глиняные черепки, свитки папируса или пергамента.
Библиотеки на протяжении многих веков служили науке, образованию и культуре. Первые сведения о существовании библиотек относятся ко времени расцвета культуры народов Двуречья, находившихся на территории современного Ирака, ко времени существования государства Шумер. Древнейшие тексты датируются примерно 3000 годом до н.э. Наиболее древние тексты Месопотамии написаны на шумерском языке. Первые библиотеки возникли как собрания различного рода государственных, хозяйственных и других документов. Эти учреждения выполняли функции библиотек и архивов.
Следующий этап в развитии библиотек – дворцовые библиотеки или библиотеки правителей. Самой древней из числа дошедших до наших дней, считается библиотека, владельцем которой был царь Хеттского царства – Хаттусилис III (1283 – 1260 годы до н.э.). В начале ХХ века археологи обнаружили здесь около 11 тысяч клинописных табличек, свидетельствующих о том, что в этой библиотеке имелись официальные документы (царские послания и обращения), летописи, ритуальные тексты. В отличие от шумерских табличек, на этих «книгах» указаны имя автора, его адрес и титул, и даже имя переписчика. Есть основания утверждать, что существовал и каталог, составленный по именам авторов. Особенностью хеттских табличек является авторство литературных и научных произведений. Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов хеттской библиотеки, в которых были пометки об утраченных документах. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это свидетельствует о порядке, который поддерживался библиотекарями в хранилище глиняных книг.
Самая крупная и известная из библиотек Древнего Мира – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (668-631 до н.е.). В этой клинописной библиотеке, включавшей в себя богатейшее собрание вавилонской литературы, по разным оценкам хранилось от десяти до тридцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: "Дворец царя царей". Библиотека Ашшурбанипала имела универсальный характер. В фонде хранились списки царей, царские послания, списки стран, рек, гор, материалы коммерческого характера, работы по математике, астрономии, медицине, словари и труды по грамматике. В отдельном помещении находились религиозные тексты.
Имеются сведения о «раскрытии» фонда библиотеки. На специальных плитках указывалось название произведения (по его первой строке), комната, где оно находилось, и полка, на которой оно хранилось. Для письма использовались глиняные таблички. «Книги»-таблички хранились в специальных глиняных кувшинах. На каждой полке имелась глиняная «этикетка», величиной с мизинец, с названием той или иной отрасли знания.
Письмо, книга высоко почитались в Египте, библиотеки считались средоточием мудрости. У египтян был бог луны и мудрости – Тот, он же покровительствовал писцам; богиня Сешат – покровительница библиотек; бог познания Сиа. Профессия писца была очень почетной, недаром знатные вельможи и чиновники любили, чтобы их изображали в позе пишущего, со свитком в руках. Есть данные, косвенным образом свидетельствующие, что люди, выполняющие обязанности библиотекарей (хотя это и не были библиотекари-профессионалы в современном понимании), тоже были окружены почетом: на берегу Нила обнаружены гробницы двух библиотекарей – отца и сына, служивших при фараоне Рамзесе (около 1200 г. до н. э.). Это говорит о том, что в Древнем Египте должность библиотекаря подобно многим другим государственным должностям была наследственной.
Со второй половины XIV века до н.э. в Древнем Египте при храмах существовали библиотеки, обслуживающие жрецов. Эти библиотеки назывались «дом книги» (или «божий дом книги») и «дом жизни». Первое понятие, которое употреблялось вплоть до начала эпохи Птолемеев, относилось к храмовым библиотекам. Должность хранителя библиотеки («дома жизни») была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать только допущенные к обладанию «высшими знаниями».
Одной из наиболее известных храмовых библиотек была библиотека при храме Рамессеум, основанном около 1300 года до н.э. фараоном Рамзесом II (ок. 1290 – 1224 годы до н.э.). При входе в библиотеку Рамзеса была надпись – «Аптека для души». На двери и стенах библиотеки изображались боги, покровительствующие письму, познанию, библиотекам. В книгохранилище были религиозные произведения, пророчества, сказки, повести, медицинские трактаты, дидактические поучения, труды по математике.
В Египте для письма использовался папирус. Книги из него хранились в ящиках и трубкообразных сосудах. Многие папирусы дошли и до наших дней, но целостных библиотек не сохранилось, поскольку папирус – материал менее стойкий, чем глина. С появлением папируса писцов-библиотекарей становилось все больше. Таким образом, библиотеки Древнего Мира выполняли функцию сбора и хранения документов, а библиотекари того времени были и писцами, и сборщиками, и хранителями документов. Архивное начало выражено в том, что документы имелись только в единственном экземпляре. Эти документы переписывались, о чем свидетельствует имя переписчика; работа была длительной и дорогостоящей. Документы систематизировались, в библиотеках также существовали каталоги. Кроме того, библиотеки Древнего мира не выполняли и функцию обеспечения доступа к фондам библиотеки, ими мог пользоваться очень ограниченный круг «посвященных». В плане обслуживания библиотека Древнего Мира обеспечивала доступ к фондам очень ограниченного круга пользователей: на Древнем Востоке – самого правителя и его окружения, в Древнем Египте – жрецов и узкого круга посвященных.
В период античности в Древней Греции появляется слово «библиотека» от греческих слов biblion (книга) и theke (хранилище). Античную библиотеку можно рассматривать и как общедоступную (для читателей определенного круга), и как учреждение, служащее науке. Основание первой крупной библиотеки в Древней Греции относят к IV веку до н.э. и связывают с именем Аристотеля (384 – 323 годы до н.э.). Ему принадлежала уникальная библиотека, насчитывавшая около 40 тысяч свитков. В создании этой библиотеки принимал участие один из самых знаменитых его учеников – Александр Македонский.
Библиотеки античности становятся в известном смысле общедоступными, правда, только для определенных слоев общества. Они начинают также выполнять роль скрипториев – учреждений, не только изготавливавших копии документов, но и имевших обязательства предоставлять копии, гарантирующие подлинность текстов. В это же время появляются библиотеки, в значении, близком к современному.
Самым богатым и известным книжным собранием античности была Александрийская библиотека царей Птолемеев, основанная в начале III века до н.э. царем Египта Птолемеем I Сотером (323 – 283 годы до н.э.). Александрийская библиотека была самой богатой и наиболее полной библиотекой того времени. Главной задачей библиотеки был сбор всей греческой литературы и переводов произведений других народов на греческий язык, причем самой разной – от произведений греческих трагиков до поварских книг.
Представляете, какую нужно было иметь эрудицию (да и физическую выносливость!), чтобы обслуживать восьмое чудо света — Александрийскую библиотеку, состоявшую более чем из 700 000 свитков рукописных книг! А ведь работало там всего несколько человек. Им приходилось быть в буквальном смысле универсалами, поскольку в Александрийской библиотеке, помимо книгохранилища и читальных залов, находились также обсерватория, зоологический и медицинский музеи — их обслуживание тоже входило в обязанности библиотекарей.
Возглавляли Александрийскую библиотеку крупнейшие учёные: Эрастосфен, Зенодот, Аристарх Самосский и другие. В Александрийской библиотеке были разработаны правила классификации и инвентаризации фондов. Один из руководителей библиотеки Каллимах составил огромный библиографический словарь “Таблицы и описание учителей (или поэтов) по векам и от древности”. Хотя из 120 томов до нас дошли лишь небольшие фрагменты, частые упоминания “Таблиц...” в древнегреческих документах позволяют судить о содержании и значении проделанной работы. Описывая книги, Каллимах приводил начальные слова каждого произведения, а затем сообщал все известные ему сведения об авторе. При библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Составленный Каллимахом каталог библиотеки регулярно пополнялся. Александрийская библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира. Читатели приезжали работать со свитками и получать копии интересующих их работ из многих частей эллинского мира.
Для работы библиотекарей была характерна четкая специализация - они вели учет новых поступлений, работали с фондом, занимались обеспечением сохранности книг (в Александрийской библиотеке была создана уникальная система обеспечения сохранности библиотечного фонда; прежде всего, была обеспечена его защита от сырости). У библиотекарей имелись помощники, в обязанности которых входил учет новых рукописей, разбор и рассмотрение манускриптов, копирование текстов. Были люди, которые следили за порядком, за предохранением рукописей от моли и сырости.
В соответствии с системой классификации научная литература подразделялась на пять разделов: «История», «Риторика», «Философия», «Медицина», «Законодательство». Был также выделен особый раздел - «Разное». Внутри каждого раздела книги располагались по именам авторов, прилагалась краткая биография автора и список его трудов. Рядом с названием каждой работы указывались первые несколько слов текста, количество свитков и число строк в каждом свитке.
Работа в библиотеке была четко организована: служители вели четкий учет новых поступлений, работали с фондом, занимались обеспечением сохранности фонда, классификацией и инвентаризацией. Фонд делился на основной и дублетный; дублеты хранились в другом здании на другом конце столицы.