Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?

А – Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б – Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В – Расстроюсь.

Г – Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?

А – Безусловно.

Б – Стараюсь.

В – Надеюсь.

Г – Не знаю.

Обработка результатов:

Стиль поведения Номера вопросов
АВТОРИТЕТНЫЙ Б В В Г В Г А Б Г Б
АВТОРИТАРНЫЙ А А Г В Б Б Б А А А
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ В Б Б Б А А Г В В В
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ Г Г А А Г В В Г Б Г

Интерпретация полученных данных:

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь вероятно идет о каком-то противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль: Вы осознаете свою роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль: Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительною, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.

Либеральный стиль: Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный («попустительский) стиль: Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у Вас иных забот не мало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большое участие и поддержку с Вашей стороны!

Опросник "Изучение самоорганизации семьи"

Инструкция:

опишите сейчас свою семью. Обведите наиболее подходящий для Вас вариант ответа и обведите его кружком.

Варианты ответов:

1 - почти никогда

2 - время от времени

3 - иногда

4 - часто

5 - почти всегда

Критерии оценки Баллы
1. Члены семьи просят друг у друга о помощи 1 2 3 4 5
2. В решении проблем следуют предложениями, выдвинутыми детьми 1 2 3 4 5
3. Мы одобряем друзей друг друга 1 2 3 4 5
4. Дети имеют свое мнение о дисциплине 1 2 3 4 5
5. Мы любим делать что-либо нашим близким семейным кругом 1 2 3 4 5
6. Разные люди в нашей семье берут на себя роль лидера 1 2 3 4 5
7. Члены семьи чувствуют, что им ближе те или иные члены собственной семьи, чем кто-то из внесемейного круга общений 1 2 3 4 5
8. Наша семья меняет способ разрешения проблем 1 2 3 4 5
9. Члены семьи любят проводить свободное время друг с другом 1 2 3 4 5
10. Родители и дети обсуждают друг с другом меру наказаний 1 2 3 4 5
11. Члены семьи чувствуют близость друг к другу 1 2 3 4 5
12. Дети в нашей семье принимают решения 1 2 3 4 5
13. Когда семья собирается что-то делать, то присутствуют все 1 2 3 4 5
14. В нашей семье правила меняются 1 2 3 4 5
15. Мы легко планируем дела, которые мы можем планировать вместе, всей семьей 1 2 3 4 5
16. Мы передаем ответственность за ведение дел по дому друг другу 1 2 3 4 5
17. Члены семьи советуются друг с другом в принятии решений 1 2 3 4 5
18. Трудно определить, кто в нашей семье главный 1 2 3 4 5
19. Очень важно в семье быть всем заодно 1 2 3 4 5
20. Трудно ответить, кто именно в семье выполняет повседневную домашнюю работу 1 2 3 4 5

Интерпретация:

При анализе результатов самооценки самоорганизации следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 20 до 100 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень семейной самоорганизации как критерия операционально-деятельностного компонента ВПС.

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

  • 20-29 баллов - очень низкий уровень семейной самоорганизации
  • 30-54 баллов - низкий уровень
  • 55-69 баллов - средний уровень
  • 70-100 баллов - высокий уровень

Анкета для родителей "Внутрисемейные взаимоотношения"

Уважаемые родители! Данная анкета позволит определить особенности взаимоотношений в Вашей семье. Надеемся на объективность и искренность!

1. Укажите данные о себе:

Ф.И.О. __________________________________________ состав семьи _______________

2. Согласованы ли у Вас в семье требования к взрослым? (нужное подчеркнуть):

а) да;

б) нет;

в) иногда.

3. Знаете ли Вы друзей своих детей, особенности их интересов?

а) да, знаю всех друзей;

б) нет;

в) некоторых.

4. Дайте характеристику своих отношений с детьми (одно из утверждений):

а) спокойные, ровные, доверительные;

б) требовательные;

в) не терпящие возражений.

5. Доверяют ли Вам дети, делятся ли секретами?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

6. Возникают ли конфликтные ситуации в Вашей семье, связанные с воспитанием детей?

а) очень часто;

б) иногда;

в) никогда.

7. Каким образом Вы разрешаете конфликтные ситуации?

а) наказываю физически;

б) запрещаю заниматься любимым делом;

в) советуюсь с психологом, воспитателем, учителем и т.п.;

г) действую интуитивно;

д) другое_____________________

Критерии оценки:

  • Да (5 баллов)
  • Иногда (3 балла)
  • Нет (1 балл)

Вопрос №6 получает следующую оценку: а) 1 балл; б) 3 балла; в) 5 баллов.

Вопрос №7 получает следующую оценку: а) 1 балл; б) 3 балла; в) 5 баллов; г) 3 балла.

Интерпретация:

При анализе результатов самооценки внутрисемейных взаимоотношений следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 10 до 30 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень внутрисемейных взаимоотношений как одного из критериев эмоционально-коммуникативного компонента ВПС.

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

  • 7-14 баллов - очень низкий уровень внутрисемейных взаимоотношений;
  • 15-20 баллов - низкий уровень внутрисемейных взаимоотношений, требующий существенной коррекции;
  • 21-27 баллов - средний уровень внутрисемейных взаимоотношений, требующий некоторой коррекции;
  • 28-35 баллов - высокий уровень внутрисемейных взаимоотношений, характеризующийся положительными тенденциями.

Наши рекомендации