Тема 2. Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности
1. Социально-педагогическая деятельность в контексте современной науки.
2. Социально-педагогическая деятельность как фактор социального воспитания. Объект и субъект социально-педагогической деятельности.
3. Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности.
4. Ценностные понятия в содержании социального воспитания в школе.
Социально-педагогическая деятельность оказывает формирующее воздействие на становление личности в обществе и является одним из ведущих факторов ее социального воспитания.
Профессиональная социально-педагогическая деятельность –это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграциюв нем.
Профессионально-компетентной является такая деятельность социального педагога, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическое взаимодействие, реализуется личность социального педагога и достигаются хорошие результаты – превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи.
Социально-педагогическая деятельность в каждом образовательном учреждении имеет свою специфику. И эту специфику нужно знать и понимать для того чтобы профессионально и грамотно решать проблемы социального воспитания, профилактика, реабилитации детей и подростков.
Независимо от специфики учреждения в социально-педагогической деятельности можно выделить следующие направления:
· Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на ребёнка.
· Организация воспитательно-образовательного взаимодействия.
· Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях.
· Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы.
Гуманистическая направленность социально-педагогической деятельности предполагает ориентацию воспитания на ребенка и рассматривает ребёнка как главную ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Такая деятельность требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
Можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат социального воспитания.
Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.
Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.
Третья группа предполагает создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.
В соответствии с вышеназванными задачами можно определить содержание социального воспитания школьников.
Другим подходом к определению содержания социального воспитания может быть классификация задач по видам деятельности учащихся. В данном случае мы говорим о выделении воспитательных задач, связанных с организацией познавательной, трудовой и досуговой деятельности детей. Задачи ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов деятельности.
Третий подход, как и в первом случае, ориентирован на результат социального воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений, в экономической, политической и духовной сферах.
Основные принципы социально-педагогической деятельности:
· индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности;
· групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы, общины) в физическом, психическом и социальном становлении личности;
· общественная защита прав каждого ребенка и взрослого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального статуса;
· практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде;
· последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека;
· организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой);
· обеспечение и поддержка успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве;
· реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.