Тема 2. Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности

1. Социально-педагогическая деятельность в контексте современной науки.

2. Социально-педагогическая деятельность как фактор социального воспитания. Объект и субъект социально-педагогической деятельности.

3. Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности.

4. Ценностные понятия в содержании социального воспитания в школе.

Социально-педагогическая деятельность оказывает формирующее воздействие на становление личности в обществе и является одним из ведущих факторов ее социального воспитания.

Профессиональная социально-педагогическая деятельность –это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграциюв нем.

Профессионально-компетентной является такая деятельность социального педагога, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическое взаимодействие, реализуется личность социального педагога и достигаются хорошие результаты – превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи.

Социально-педагогическая деятельность в каждом образовательном учреждении имеет свою специфику. И эту специфику нужно знать и понимать для того чтобы профессионально и грамотно решать проблемы социального воспитания, профилактика, реабилитации детей и подростков.

Независимо от специфики учреждения в социально-педагогической деятельности можно выделить следующие направления:

· Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на ребёнка.

· Организация воспитательно-образовательного взаимодействия.

· Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях.

· Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы.

Гуманистическая направленность социально-педагогической деятельности предполагает ориентацию воспитания на ребенка и рассматривает ребёнка как главную ценности в системе чело­веческих отношений, главной нормой которых является гуман­ность. Такая деятельность требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповеда­ния и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных за­дач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориен­тированы на результат социального воспитания.

Первая группа задач связана с формированием гуманисти­ческого мировоззрения. В процессе решения этих задач проис­ходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеж­дений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направ­лена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализа­ции мотивов и стимулирования нравственного поведения де­тей.

В соответствии с вышеназванными задачами можно опреде­лить содержание социального воспитания школьников.

Другим подходом к определению содержания социального воспитания может быть классификация задач по видам деятельности уча­щихся. В данном случае мы говорим о выделении воспитатель­ных задач, связанных с организацией познавательной, трудо­вой и досуговой деятельности детей. Задачи ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов дея­тельности.

Третий подход, как и в первом случае, ориентирован на ре­зультат социального воспитания, способствующий формированию социаль­ности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений, в экономической, политической и ду­ховной сферах.

Основные принципы социально-педагогической деятельности:

· индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности;

· групповая поддержка самого человека и его ближай­шей микросреды (семьи, школы, общины) в физичес­ком, психическом и социальном становлении личности;

· общественная защита прав каждого ребенка и взрос­лого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального ста­туса;

· практическая забота о сохранении физического и пси­хического здоровья в данной микросреде;

· последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека;

· организация разносторонней социально приемлемой груп­повой и досуговой деятельности (физической, познава­тельной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой);

· обеспечение и поддержка успешного субъект-субъект­ного взаимодействия подрастающего человека в окружа­ющем социокультурном пространстве;

· реадаптация человека в изменившемся социуме посред­ством усиления степени его самостоятельности и само­контроля ситуации.

Наши рекомендации