Морфологические особенности публицистического стиля
1) Активны существительные с суффиксом иноязычного происхождения (организация, продукция, шовинизм, фашизм, штурмовщина) и т.д.
2) Частотны императивные формы глагола как средство активизации внимания.
3) 1-е лицо ед.ч. глагола и местоимения частотно в таких жанрах, как очерк, репортаж.
4) Субстантивация прилагательных.
5) Частотно употребление формы родительного падежа и цепочки генетивов (родительный падеж). Следует отметить, что морфология газетного стиля не даст ярких образцов стилевой закрепленности.
Синтаксические особенности публицистического стиля
На синтаксическом уровне тенденции к обобщенности и оценочности проявляется несколько по-иному, нежели в морфологии или лексике. Однако и здесь функционирование и развитие синтаксических форм определено именно этими тенденциями.
Действие названных тенденций выражается в развитии двух противоположно взаимосвязанных процессов:
1) Типизация и универсализация синтаксических конструкций; актуализации, связанные с проявлением и развитием не нейтральных, а эмоциально-экспрессивных, оценочных конструкций.
2) Тенденция к обобщенности многообразно проявляется в синтаксисе газетно-публицистического стиля: в упрощении, нивелировании (уничтожение) словосочетаний, в активизации свободных синтаксически и конструктивно закрепленных форм и в др. процессах.
Таким образом, в синтаксисе публицистики ощутимо проявляется тенденция к типизации синтаксических форм для выражения сходного содержания.
1. Значительный интерес представляют в этом плане конструкции с производными предлогами: в честь, в память, под знаком, при содействии, в результате, при помощи, на уровне, в силу, относительно, из среды и т.д.
Эти конструкция служат средством структурно-смыслового усложнения и вместе с тем «уплотнения предложения». С точки зрения структуры речи конструкции с производными предлогами представляют собой готовые словесные блоки, в которых содержание выступает синтаксически оформленным, что позволяет легко и быстро составить сообщение.
С синтаксической точки зрения анализируемые конструкции представляют собой своеобразные фразеологические модели с постоянной первой частью – существительное с предлогом и переменной последней частью − р.п. сущ. или словосоч. сущ. + прилагат. в р.п.
Многие конструкции с производными предлогами, типизируя передаваемое содержание, заключает в себе и оценку этого содержания. Все конструкции подразделяются на 3 категории: позитивно-оценочные, негативно-оценочные, нейтральные строевые: в атмосфере, под знаком, в условиях и т.д.
2. Тенденция к обобщенности проявляется и в обилии конструкций с отглагольными существительными, количество которых в СМИ не снижается. Причины этого: 1) имя отвлеченнее, обобщеннее, чем глагол, лишено конкретных красок; 2)использование отглаг. сущ. тесно связано и с типизацией публицистического стиля. Конструкции с отглаг. сущ. − это готовые словесные блоки. Роль глагола сводится здесь к соединению словесных блоков; 3) Благодаря семантической емкости и обобщенности значения конструкции с отглаг. сущ. оказываются в структурном отношении более гибкими, чем соответствующие им глагольные конструкции.
3. Для газетного синтаксиса характерны различные оценочные средства, которые можно объединить в несколько групп: 1) иностилевые структуры (в основном из разговорной речи);2) актуализированные (сегментированные и парцеллированные) конструкции; 3) эмоционально-экспрессивные средства построения целого высказывания (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия и др.).
Парцелляция − такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонациовально-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например: С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. Глеб Успенский.
Сегментация − деление речевого потока на составляющие его отрезки или элементы, т.е. членение предложения на смысловые части: Земля. На ней никто не тронет... Лишь крепче прижимайся к ней. К. Симонов).
4. Частотны именительные темы (Москва. На картах мира...)
5. Риторические вопросы.
6. Мотивированные повторы.
7. Восклицательные предложения.
Ораторская речь
Особое положение в публицистических жанрах и подстилях занимает ораторская речь. Ораторская речь − это речь публичная, направленная на убеждение, воздействие на ум и чувства слушателей. Ораторская речь строится по особой композиции, использует определенные выразительные и изобразительные средства.
Красноречие (ораторское искусство) имеет давнюю историю. Оно возникло еще в V в. до н.э. в Древней Греции и связано с такими именами, как Демосфен, Демокрит, Аристотель. Древнегреческие философы являлись также и теоретиками искусства красноречия − риторики, как тогда его называли. Аристотель назвал свой труд «Риторика», в котором изложил основные требования к ораторской речи. Главными из них считал ясность и понятность.
Дальнейшее развитие ораторского искусства связано с Римом (II -I вв. до н.э.) с именами Марка Туллия Цицерона, Марк Фабий Квинтилиана. Главной силой красноречия Цицерон считал содержание, которое облекается в яркую и доходчивую форму.
В средние века большое развитие получило религиозное красноречие. Одновременно существовала и светская, философская риторика.
В эпоху Возрождения (XVIII−XIX вв.) выросло два направления в ораторском искусстве: связанное с крестьянским движением (Ян Гус) и буржуазное (Жан Поль Марат, Максимилиан Робеспьер и др.).
Развитие риторики в России связано с именем М. В.Ломоносова и замечательной плеядой профессоров Московского и Петербургского университетов: А. Ф. Мерзляковым, Т. Н. Грановским, И. М. Сеченовым, В. О. Ключевским и др.
Разговорно-обиходная речь