Глава 4. Основные функции общей культуры человека
Выделяют следующие основные функции общей культуры человека:
Репродуктивно-трансляционная – сохранение и передача того нового во взглядах, традициях, теориях, методах, способах деятельности, ценностях, а также достижение определенного личностного культурного уровня, которое создало бы преемственность поколений, не позволило бы последующим поколениям скатиться назад и подготовило бы условия для прогресса человечества.
Конструктивно-адаптационная – обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей, обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств.
Регулятивно-коррекционная – обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.
Развивающая – активизация процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.
Проектировочно-ориентационная – ориентирование, планирование в процессах жизненного самоопределения, сознательное проектирование, «построение» человеком своей жизни, судьбы, разрешение возникающих в жизни кризисов.
Гармонизирующе-профилактическая – гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой «Я-концепции», состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной жизни человека, повышение качества жизни, степени удовлетворенности.
Продуктивно-порождающая – обеспечение прогресса, обновления индивидуального и общественного человеческого бытия во всех сферах жизни.
Общая культура личности имеет множество видов, каждый из которых в той или иной мере выполняет названные выше функции.
Заключение
Резюмируя, можно построить следующие психологические предпосылки построения культурно образовательной парадигмы.
Переживаемый обществом период реформирования его фундаментальных основ с необходимостью предполагает переосмысление детерминант эффективности всех его институтов. Лишь при постижении сути происходящего, его природы, выявления наиболее слабых мест становится возможным научно образованное управление проистекающими процессами, определение государственной политики в области разрешения наиболее злободневных проблем.
Выдвижение категории «личность» в качестве центральной составляющей образовательного процесса обусловлено, прежде всего, тем, что она является одновременно и его субъектом и объектом. И отнюдь не случайно подчеркнутое выше акцентирование внимания на образовательных парадигмах, ориентированных в третьем тысячелетии именно на формирование активной, познающей, саморазвивающейся личности. Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы личности в человекознании и обществознании, объективный рост судеб исторического процесса от решений отдельной личности приводит, как это подчеркивает А.Г. Асмолов, к необходимости ее изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки. В противном случае велик риск окончательного потопления психологического знания о личности в бесконечном море эмпирических фактов. Многогранность феноменологии личности проявляется в простом перечне различных проявлений человека: мотивах его деятельности, индивидуальных биохимических свойствах, социальных ролях, типах высшей нервной деятельности, физической внешности, идеалах, способностях, аффектах, вкусах, особенностях характера, мировоззрении, нравственном облике, самосознании, самооценке, потребностях, влечениях, продуктах творчества, одаренности, интеллекте, локусе контроля, эго-протяженности, социальном опыте, поведенческом стиле, «я» - концепции, саморегуляции.
В заключение хочется еще раз отметить, что психологические знания, должны не только даваться, но и должны быть усвоены, а затем и творчески быть применены в реальной жизни, т.к. психологическая культура личности является одним из важнейших условий развития и саморазвития. Она включает в свою структуру систему современных знаний о психике подрастающих поколений, о их психических умениях, которые обеспечивают возможность самопознания, самосовершенствования и налаживания оптимального межличностного взаимодействия с окружающими людьми: именно это даст возможность старшеклассникам сознательно подходить к определению своего дальнейшего жизненного пути.