Глава1. Понятие психологической культуры личности

Аннотация

Данная работа актуальна, так как в работе подчеркнуто, что настало время перехода от общей депсихологизации к психологической культуре подрастающего поколения.

В работе отмечается, что способность к самовоспитанию имеет два основных условия, которые в наиболее подробной форме удерживают основную концепцию психологической культуры, психологического образования.

Первое условие: - человек, который подрастает должен получить основы знаний о строительстве собственного мира, которые станут базой его психологического тезауруса. Без освоения системы психологических понятий человеку просто «нечем размышлять» о собственной личности, своей эмоционально – волевой сфере, познавательной деятельности, индивидуально – психологических особенностях. Для того чтобы эти знания «работали» на осознание, они должны быть особым образом поданы, выработаны и освоены. Интеграция психологических знаний в структуре личности, их включение в мотивационно – потребностную и когнитивные сферы, можно обеспечить только при определенных методологических условиях передачи знаний.

Второе условие: - обеспечение «технологичности» психологических знаний, которые осваивает человек, который подрастает, и решительного перехода от информационной пассивности к рефлексивно – деятельностной парадигме обучения психологии.

Работа состоит из четырех основных глав, в которых особое значение принадлежит проблеме социально – психологической ситуации развития личности с учетом психологической культуры и межличностным взаимодействиям в микросреде, а также структурно – функциональной организации системы саморегуляции личности подростка, что еще раз подчеркивает тот аспект, что эта работа построена так, чтобы будущие психологи могли воспользоваться полученными знаниями как теоретическим и практическим руководством для организации работы с подростками и юношами, родителями и педагогами.

Таким образом, работа обладает рядом достоинств, которые нельзя не отметить:

Во-первых, каждая глава посвящена отдельным темам, соответствует особенностям психологической структуры учебно-познавательной деятельности студентов.

Во-вторых, общая структура работы отражает установившиеся образовательные стандарты, которым должны соответствовать знания студентов по психологии в ВУЗе.

В-третьих, надо отметить научную тщательность и добросовестность, с которой автор подошел к написанию работы. Это выражается во всем – начиная от корректности формулировок и заканчивая соблюдением библиографических стандартов

Работа рекомендуется к защите, так как новизна работы позволит поднять психологическое образование, которое строится как расширение или углубление общей психологической культуры подрастающего поколения и которое должно вести к созданию у личности психологической рефлексии, которая в свое время поможет ему научиться регулировать собой и своим поведением, а при помощи социально-психологической адаптации переживать трудные моменты, связанные с неблагоприятными факторами микросреды.

Оглавление

Введение. 5

Глава1. Понятие психологической культуры личности.. 10

Глава 2. Историческое формирование психологической культуры личности.. 11

2.1 Архетипическое восприятие как основа формирования психологической культуры.. 11

2.2 Формирование психологической культуры личности под влиянием психологической культуры этноса и психологических субкультур. 14

Глава 3. Формирование психологической культуры личности.. 15

Глава 4. Основные функции общей культуры человека.. 18

Заключение. 19

Список использованных источников. 21

Введение

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что обучение идет впереди психического развития человека и ведет его за собой. Новый уровень самостоятельности и самореализации личности требует от взрослых новых подходов к подросткам, к юношам и особенно к студентам-первокурсникам, создания благоприятных условий для их творческой деятельности в сфере познания и общения при личностном самоопределении.

Именно демократическая система образования призвана создать психолого-педагогические условия, направленные на гуманное отношение к личности в образовательном процессе на основе его научного изучения; реализацию в образовательном процессе диалоговых форм обучения и воспитания, где именно психологическая культура выступает в дальнейшем развитии воспитания самостоятельных инициативных творческих людей.

Наша современная молодежь – это независимая личность, способная к постоянному самоопределению в различных социальных ситуациях развития, а формирование у них психологической культуры делает их культурными и духовно богатыми, иначе может произойти формирование негативных черт личности – социальная зависимость, агрессивность, нетерпимость к противоположным взглядам, низкому уровню общения и т.д.

Как следствие, в обществе рождаются социокультурные проблемы, связанные прежде всего с депсихологизацией и низкой психологической культурой – правовой нигилизм, актуализм, социальная агрессивность, а отсюда – преступность, проституция, наркомания, что влечет за собой духовный кризис, поэтому и необходимы немедленная коррекция задач и уточнение основных принципов образования и воспитания. В их основы, на мой взгляд, необходимо положить общие человеческие ценности, выработанные в ходе развития цивилизации, в том числе и ценность психологической культуры. Предполагаю, что такими опорными ценностями могут выступать вечные и гуманные качества человека, главными из которых являются моральные, культурные и интеллектуальные достоинства.

Образовательные, моральные ценности могут стать важнейшими критериями психологической культуры и воспитанности нашего молодого поколения. Кроме того, на любом возрастном этапе становление личности зависит от определенной социальной ситуации развития, которую создают отношения и контакты в микросреде. Каждый возраст, в том числе и юношеский, имеет свои неповторимые качества и возможности для развития творческих способностей и усвоения богатств мировой, национальной и психологической культуры. В итоге наши студенты должны получить целостную модель и представление о многообразии психологических приемов, которые помогут им справляться с различными социальными ситуациями.

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук (археологии, этнографии, психологии, истории, социологии).

Понятие «психологическая культура» личности было введено А.А. Бодалевым, которое, с его точки зрения, включает 3 элемента:

1. Умение разбираться в людях;

2. Умение эмоционально откликаться на их поведение и состояние;

3. Умение выбирать по отношению к каждому из них адекватный способ обращения.

Важным моментом развития «психологической культуры» является «разведение 2 уровней психологической культуры личности»: доконцептуального; концептуального.

Доконцептуальный уровень представляет собой определенную совокупность: «житейские» психологические понятия, житейская психологическая деятельность.

Концептуальный уровень имеет 2 слоя: теоретических понятий и построенный на их основе практический слой.

Психологическая культура – это форма трансляции социального опыта, которая является способом социализации личности, т.е. психологическая культура есть самообновляющееся в процессе человеческой деятельности социальное бытие индивида.

История психологии и культуры в той степени «разумна», в какой она способна к метаморфозу – развитию через снятие отрицательных асимметричных форм бытия.

Психологическая культура – это своего рода принцип связи человека с предметом, способом его вхождения в общественную жизнь, механизмом самосознания и саморазвития, осмысливание своей неотделимости от других и собственной автономности и уникальности.

Психологическая культура – это характеристика ментальности, установки сознания, его нацеленность вовне, на мир, и внутрь себя, на собственные глубины души.

Психологическая культура – это то, что позволяет внести в мир и в личность смысл, человеческое значение, она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества и личности в целом.

Быть психологически культурным – это значит «уметь» пользоваться средствами психологической науки, которая может вооружить человека с микросредой, будь это саморегуляция, адаптация и т.д.

В своей работе «Психологическое образование подрастающего поколения» Я.Л. Коломинский отмечает и подчеркивает, что настало время перехода от общей депсихологизации к психологической культуре подрастающего поколения. Он пишет: «Способность к самовоспитанию имеет 2 основных условия, которые, на наш взгляд, в наиболее подробной форме удерживают основную концепцию психологической культуры, психологического образования.

Первое условие – человек, который подрастает, должен получить основы знаний о строительстве собственного мира, которые станут базой его психологического тезауруса. Без освоения системы психологических понятий человеку просто «нечем размышлять» о собственной личности, эмоционально-волевой сфере, познавательной деятельности, индивидуально – типологических особенностях.

Второе условие – обеспечение «технологичности» психологических познаний, которые осваивает подрастающий человек, и решительного перехода от информационно-пассивной к рефлексивно-деятельной парадигме обучения психологии.

На уровне содержания методологии и преподавания это означает необходимость решения двух неразрывно связанных задач: в первую очередь необходимо вызывать у юной личности острую заинтересованность к собственному внутреннему миру, которая реализуется в стремлении к самопознанию, рефлексии, соноисследованию и т.д.

Мы призываем формировать «рефлексирующую личность».

Я.Л. Коломинский отмечает: «Психолог призван не только отвечать на вопросы, что нужно учить в себе, но и учить тому, как это делать, научить методам и приемам рефлексивной деятельности, точнее сформировать у человека навыки такой деятельности».

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «психологическая культура» - это как синоним понятий: «разведение», «возделывание», «выращивание души человека», поселение в его душе механизмов, способных бороться с проблемами, регулировать их, социально и психологически адаптироваться, т.е. окультуривание, приведение в состояние, соответствующее интересам и запросам людей.

Только тогда психологическая культура поможет студентам управлять собой и своим поведением, а при помощи социально-психологической адаптации переживать трудные моменты, связанные с новой ситуацией развития. Под социальной ситуацией развития понимается система отношений между ребенком и средой. Однако среду не следует рассматривать как условие, которое благодаря заключенным в нем известным качествам и свойствам уже тем самым чисто объективно определяет развитие ребенка. Всегда надо учитывать, какое отношение существует между ребенком и средой на данном этапе развития. Л.С. Выготский выделил в качестве «единицы» психологического анализа возрастной периодизации понятие «переживание» каких-либо особенностей среды, оно определяет то, какое они будут иметь влияние на ребенка, на его дальнейшее развитие.

Зная и умея пользоваться психологической культурой личности, также можно адаптироваться к любой социальной среде развития, т.к. адаптация – приспособление строения и функций организмов клеток к условиям среды, а процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.

Подводя итог вышесказанного, перефразируя фразу «никто не обладает культурой, но каждый должен хотеть ей обладать», можно сказать так: «Психологической культурой обладают не многие, прежде всего специалисты, но хорошо было бы, если бы специалист передал свой психологический опыт и умения всем, кто хочет обладать психологической культурой».

Заключение

Резюмируя, можно построить следующие психологические предпосылки построения культурно образовательной парадигмы.

Переживаемый обществом период реформирования его фундаментальных основ с необходимостью предполагает переосмысление детерминант эффективности всех его институтов. Лишь при постижении сути происходящего, его природы, выявления наиболее слабых мест становится возможным научно образованное управление проистекающими процессами, определение государственной политики в области разрешения наиболее злободневных проблем.

Выдвижение категории «личность» в качестве центральной составляющей образовательного процесса обусловлено, прежде всего, тем, что она является одновременно и его субъектом и объектом. И отнюдь не случайно подчеркнутое выше акцентирование внимания на образовательных парадигмах, ориентированных в третьем тысячелетии именно на формирование активной, познающей, саморазвивающейся личности. Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы личности в человекознании и обществознании, объективный рост судеб исторического процесса от решений отдельной личности приводит, как это подчеркивает А.Г. Асмолов, к необходимости ее изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки. В противном случае велик риск окончательного потопления психологического знания о личности в бесконечном море эмпирических фактов. Многогранность феноменологии личности проявляется в простом перечне различных проявлений человека: мотивах его деятельности, индивидуальных биохимических свойствах, социальных ролях, типах высшей нервной деятельности, физической внешности, идеалах, способностях, аффектах, вкусах, особенностях характера, мировоззрении, нравственном облике, самосознании, самооценке, потребностях, влечениях, продуктах творчества, одаренности, интеллекте, локусе контроля, эго-протяженности, социальном опыте, поведенческом стиле, «я» - концепции, саморегуляции.

В заключение хочется еще раз отметить, что психологические знания, должны не только даваться, но и должны быть усвоены, а затем и творчески быть применены в реальной жизни, т.к. психологическая культура личности является одним из важнейших условий развития и саморазвития. Она включает в свою структуру систему современных знаний о психике подрастающих поколений, о их психических умениях, которые обеспечивают возможность самопознания, самосовершенствования и налаживания оптимального межличностного взаимодействия с окружающими людьми: именно это даст возможность старшеклассникам сознательно подходить к определению своего дальнейшего жизненного пути.

Аннотация

Данная работа актуальна, так как в работе подчеркнуто, что настало время перехода от общей депсихологизации к психологической культуре подрастающего поколения.

В работе отмечается, что способность к самовоспитанию имеет два основных условия, которые в наиболее подробной форме удерживают основную концепцию психологической культуры, психологического образования.

Первое условие: - человек, который подрастает должен получить основы знаний о строительстве собственного мира, которые станут базой его психологического тезауруса. Без освоения системы психологических понятий человеку просто «нечем размышлять» о собственной личности, своей эмоционально – волевой сфере, познавательной деятельности, индивидуально – психологических особенностях. Для того чтобы эти знания «работали» на осознание, они должны быть особым образом поданы, выработаны и освоены. Интеграция психологических знаний в структуре личности, их включение в мотивационно – потребностную и когнитивные сферы, можно обеспечить только при определенных методологических условиях передачи знаний.

Второе условие: - обеспечение «технологичности» психологических знаний, которые осваивает человек, который подрастает, и решительного перехода от информационной пассивности к рефлексивно – деятельностной парадигме обучения психологии.

Работа состоит из четырех основных глав, в которых особое значение принадлежит проблеме социально – психологической ситуации развития личности с учетом психологической культуры и межличностным взаимодействиям в микросреде, а также структурно – функциональной организации системы саморегуляции личности подростка, что еще раз подчеркивает тот аспект, что эта работа построена так, чтобы будущие психологи могли воспользоваться полученными знаниями как теоретическим и практическим руководством для организации работы с подростками и юношами, родителями и педагогами.

Таким образом, работа обладает рядом достоинств, которые нельзя не отметить:

Во-первых, каждая глава посвящена отдельным темам, соответствует особенностям психологической структуры учебно-познавательной деятельности студентов.

Во-вторых, общая структура работы отражает установившиеся образовательные стандарты, которым должны соответствовать знания студентов по психологии в ВУЗе.

В-третьих, надо отметить научную тщательность и добросовестность, с которой автор подошел к написанию работы. Это выражается во всем – начиная от корректности формулировок и заканчивая соблюдением библиографических стандартов

Работа рекомендуется к защите, так как новизна работы позволит поднять психологическое образование, которое строится как расширение или углубление общей психологической культуры подрастающего поколения и которое должно вести к созданию у личности психологической рефлексии, которая в свое время поможет ему научиться регулировать собой и своим поведением, а при помощи социально-психологической адаптации переживать трудные моменты, связанные с неблагоприятными факторами микросреды.

Оглавление

Введение. 5

Глава1. Понятие психологической культуры личности.. 10

Глава 2. Историческое формирование психологической культуры личности.. 11

2.1 Архетипическое восприятие как основа формирования психологической культуры.. 11

2.2 Формирование психологической культуры личности под влиянием психологической культуры этноса и психологических субкультур. 14

Глава 3. Формирование психологической культуры личности.. 15

Глава 4. Основные функции общей культуры человека.. 18

Заключение. 19

Список использованных источников. 21

Введение

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что обучение идет впереди психического развития человека и ведет его за собой. Новый уровень самостоятельности и самореализации личности требует от взрослых новых подходов к подросткам, к юношам и особенно к студентам-первокурсникам, создания благоприятных условий для их творческой деятельности в сфере познания и общения при личностном самоопределении.

Именно демократическая система образования призвана создать психолого-педагогические условия, направленные на гуманное отношение к личности в образовательном процессе на основе его научного изучения; реализацию в образовательном процессе диалоговых форм обучения и воспитания, где именно психологическая культура выступает в дальнейшем развитии воспитания самостоятельных инициативных творческих людей.

Наша современная молодежь – это независимая личность, способная к постоянному самоопределению в различных социальных ситуациях развития, а формирование у них психологической культуры делает их культурными и духовно богатыми, иначе может произойти формирование негативных черт личности – социальная зависимость, агрессивность, нетерпимость к противоположным взглядам, низкому уровню общения и т.д.

Как следствие, в обществе рождаются социокультурные проблемы, связанные прежде всего с депсихологизацией и низкой психологической культурой – правовой нигилизм, актуализм, социальная агрессивность, а отсюда – преступность, проституция, наркомания, что влечет за собой духовный кризис, поэтому и необходимы немедленная коррекция задач и уточнение основных принципов образования и воспитания. В их основы, на мой взгляд, необходимо положить общие человеческие ценности, выработанные в ходе развития цивилизации, в том числе и ценность психологической культуры. Предполагаю, что такими опорными ценностями могут выступать вечные и гуманные качества человека, главными из которых являются моральные, культурные и интеллектуальные достоинства.

Образовательные, моральные ценности могут стать важнейшими критериями психологической культуры и воспитанности нашего молодого поколения. Кроме того, на любом возрастном этапе становление личности зависит от определенной социальной ситуации развития, которую создают отношения и контакты в микросреде. Каждый возраст, в том числе и юношеский, имеет свои неповторимые качества и возможности для развития творческих способностей и усвоения богатств мировой, национальной и психологической культуры. В итоге наши студенты должны получить целостную модель и представление о многообразии психологических приемов, которые помогут им справляться с различными социальными ситуациями.

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук (археологии, этнографии, психологии, истории, социологии).

Понятие «психологическая культура» личности было введено А.А. Бодалевым, которое, с его точки зрения, включает 3 элемента:

1. Умение разбираться в людях;

2. Умение эмоционально откликаться на их поведение и состояние;

3. Умение выбирать по отношению к каждому из них адекватный способ обращения.

Важным моментом развития «психологической культуры» является «разведение 2 уровней психологической культуры личности»: доконцептуального; концептуального.

Доконцептуальный уровень представляет собой определенную совокупность: «житейские» психологические понятия, житейская психологическая деятельность.

Концептуальный уровень имеет 2 слоя: теоретических понятий и построенный на их основе практический слой.

Психологическая культура – это форма трансляции социального опыта, которая является способом социализации личности, т.е. психологическая культура есть самообновляющееся в процессе человеческой деятельности социальное бытие индивида.

История психологии и культуры в той степени «разумна», в какой она способна к метаморфозу – развитию через снятие отрицательных асимметричных форм бытия.

Психологическая культура – это своего рода принцип связи человека с предметом, способом его вхождения в общественную жизнь, механизмом самосознания и саморазвития, осмысливание своей неотделимости от других и собственной автономности и уникальности.

Психологическая культура – это характеристика ментальности, установки сознания, его нацеленность вовне, на мир, и внутрь себя, на собственные глубины души.

Психологическая культура – это то, что позволяет внести в мир и в личность смысл, человеческое значение, она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества и личности в целом.

Быть психологически культурным – это значит «уметь» пользоваться средствами психологической науки, которая может вооружить человека с микросредой, будь это саморегуляция, адаптация и т.д.

В своей работе «Психологическое образование подрастающего поколения» Я.Л. Коломинский отмечает и подчеркивает, что настало время перехода от общей депсихологизации к психологической культуре подрастающего поколения. Он пишет: «Способность к самовоспитанию имеет 2 основных условия, которые, на наш взгляд, в наиболее подробной форме удерживают основную концепцию психологической культуры, психологического образования.

Первое условие – человек, который подрастает, должен получить основы знаний о строительстве собственного мира, которые станут базой его психологического тезауруса. Без освоения системы психологических понятий человеку просто «нечем размышлять» о собственной личности, эмоционально-волевой сфере, познавательной деятельности, индивидуально – типологических особенностях.

Второе условие – обеспечение «технологичности» психологических познаний, которые осваивает подрастающий человек, и решительного перехода от информационно-пассивной к рефлексивно-деятельной парадигме обучения психологии.

На уровне содержания методологии и преподавания это означает необходимость решения двух неразрывно связанных задач: в первую очередь необходимо вызывать у юной личности острую заинтересованность к собственному внутреннему миру, которая реализуется в стремлении к самопознанию, рефлексии, соноисследованию и т.д.

Мы призываем формировать «рефлексирующую личность».

Я.Л. Коломинский отмечает: «Психолог призван не только отвечать на вопросы, что нужно учить в себе, но и учить тому, как это делать, научить методам и приемам рефлексивной деятельности, точнее сформировать у человека навыки такой деятельности».

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «психологическая культура» - это как синоним понятий: «разведение», «возделывание», «выращивание души человека», поселение в его душе механизмов, способных бороться с проблемами, регулировать их, социально и психологически адаптироваться, т.е. окультуривание, приведение в состояние, соответствующее интересам и запросам людей.

Только тогда психологическая культура поможет студентам управлять собой и своим поведением, а при помощи социально-психологической адаптации переживать трудные моменты, связанные с новой ситуацией развития. Под социальной ситуацией развития понимается система отношений между ребенком и средой. Однако среду не следует рассматривать как условие, которое благодаря заключенным в нем известным качествам и свойствам уже тем самым чисто объективно определяет развитие ребенка. Всегда надо учитывать, какое отношение существует между ребенком и средой на данном этапе развития. Л.С. Выготский выделил в качестве «единицы» психологического анализа возрастной периодизации понятие «переживание» каких-либо особенностей среды, оно определяет то, какое они будут иметь влияние на ребенка, на его дальнейшее развитие.

Зная и умея пользоваться психологической культурой личности, также можно адаптироваться к любой социальной среде развития, т.к. адаптация – приспособление строения и функций организмов клеток к условиям среды, а процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.

Подводя итог вышесказанного, перефразируя фразу «никто не обладает культурой, но каждый должен хотеть ей обладать», можно сказать так: «Психологической культурой обладают не многие, прежде всего специалисты, но хорошо было бы, если бы специалист передал свой психологический опыт и умения всем, кто хочет обладать психологической культурой».

Глава1. Понятие психологической культуры личности

Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции. Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения. Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности. При этом невозможно повысить уровень психологической культуры человека в отдельности и общества в целом, не изучив как объект ее саму. Понятие психологической культуры находится в одном ряду с такими понятиями, как культура труда, культура быта, культура поведения, культура общения, физическая культура, культура воспитания, культура врачевания.

Психологическая культура представляет собой предмет психокультурологии - междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией. В психокультурологии могут быть выделены разделы [2, 75]: - психологическая культура чувств и эмоций; - психологическая культура познания и интеллекта; психологическая культура воли и саморегуляции; - психологическая культура сознания и самосознания; - психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности. Главным предметом психокультурологических исследований должно быть описание и объяснение форм использования представлений о психике (донаучных и научных), способов ее практического изучения, регулирования и развития. Такое описание необязательно происходит в психологических терминах. Более того, определенные виды воздействий вообще могут не относиться к сфере психики. Разумеется, и познание, и регулирование, и развитие психики - все, что входит в сферу психологической культуры, детерминировано не только психологическими факторами и не может быть объяснено с помощью одних психологических закономерностей. Познание, регулирование и развитие психики невозможны лишь на основе психологических подходов и методов. Необходим учет и использование социальных, биологических, этнологических, антропологических и многих других законов, подходов и методов.

Факторами, обусловливающими специфику психологической культуры личности, являются этнические особенности психики, культурно-исторические традиции, экономический уклад и экономическое состояние общества и индивидуума, географические и экологические особенности страны проживания. На психологическую культуру личности кроме этих факторов влияют также уровень общей культуры, знания о психике, образ жизни, характер трудовой деятельности, черты микросоциума, к которому принадлежит человек [3, 94].

Наши рекомендации