Принципы управленческого контроля
Эффективное управление организацией невозможно без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении.
Контроль является одной из основных функций управления.
Контроль - деятельность по формированию стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.
По степени охвата объекта контроль может быть сплошным или выборочным (при проверке большой партии изделий объекты отбираются и испытываются наугад), требовать или не требовать разрушения последних, происходить в нормальном или усиленном режиме. Контроль осуществляется руководителем, специально назначенными для этого лицами (контролерами), а также самими работниками (самоконтроль).
Контролю подлежат, прежде всего, важнейшие характеристики производственного, технического, кадрового потенциала, финансового состояния фирмы, промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий, показатели расходования ресурсов, экономическая эффективность и качество, величина запасов и прочее.
Контроль решает в системе управления несколько задач:
1. Помогает изучить положение дел в организации и обнаружить в ее внутренней или внешней среде факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее деятельность.
2. Позволяет отследить нечетко выраженные тенденции развития, их направление, глубину и соответственно скорректировать планы.
3. Помогает своевременно выявить неизбежные в работе любой организации нарушения и изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять необходимые меры для их устранения.
4. Результаты контроля служат основой оценки и вознаграждения персонала.
5. Ориентирует, на что нужно обращать особое внимание в дальнейшем.
В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки. К ним можно отнести контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку; тотальный контроль, порождающий несамостоятельность и иждивенчество людей; отсутствие информирования контролируемых о результатах; поверхностный контроль из-за недоверия, например, за отлучками с рабочего места.
Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами:
1. Привлечение максимального числа сотрудников, то есть, прежде всего, контроль должен быть всеохватывающим, т. е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней. Речь, разумеется, идет не о мелочности, требовании проверять все; это дорого и практически невозможно. Здесь нужен разумный подход, позволяющий вместе с тем получить полную и объективную картину происходящего.
Такой контроль не под силу одному человеку или даже небольшой группе людей. К нему нужно привлекать весь персонал организации или его значительную часть, ибо лучший контроль — это самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.
2. Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, заданную приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств.
3. Направленность на предотвращение ошибок. Главная цель контроля не поиск, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому контроль представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.
4. Гибкость. Эффективный контроль должен увязываться не только с процессом планирования, но и с изменениями в структуре организации и системе управления ею, поэтому важным требованием, предъявляемым к нему, является гибкость.
5. Своевременность. Контроль должен быть своевременным, позволять устранять нарушения прежде, чем они примут опасные размеры, иначе он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным.
6. Экономичность. Важным требованием к системе контроля является экономичность. Последняя означает, что выгоды, приносимые контролем, должны превышать затраты на его проведение. Поэтому минимизируются все связанные с контролем издержки: на технические средства, сбор, переработку и хранение информации. Отсутствие экономического эффекта от контроля свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией.
7. Индивидуализированность. Эффективный контроль индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.
8. Ориентированность на человека означает не только объективность контроля, но и его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения», создание благоприятного морально-психологического климата. А это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности его проведения.
В то же время желательно избегать чрезмерного контроля над людьми, тем более из недоверия к ним, ибо, кроме пустой траты средств и лишних эмоций, это ничего не дает. С другой стороны, слабый контроль, а тем более бесконтрольность являются признаком, свидетельствующим о безразличном отношении руководства к работникам и делам организации. Нужно иметь в виду, что возможность лишний раз побеседовать с руководителем, установить с ним тесный контакт, обсудить всевозможные проблемы соответствует желанию большинства исполнителей.
9. Наконец, контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса, а цель его — должна быть понятной всем.