Централизация и децентрализация управленческих полномочий
Полномочия в организации обычно распределяются неравномерно и могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее этажах. Тогда в первом случае имеет место их централизация, а во втором — децентрализация.
Централизация - сосредоточение большинства управленческих полномочий в руках высшего руководства организации.
Децентрализация - сосредоточение большинства управленческих полномочий в низовых подразделениях.
Все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что высшие руководители располагают ограниченным временем, знаниями, опытом, квалификацией, могут одновременно решать лишь определенное число проблем. При полной же децентрализации каждый будет действовать на свой страх и риск, независимо от других, и организация может потерять управляемость. Поэтому централизация в одном случае требует одновременной децентрализации в другом.
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:
- необходимость распределения дефицитных ресурсов. Чем меньше ресурсов и больше желающих их получить, тем на более высоком уровне должны приниматься соответствующие решения;
- срочность проблем, величина риска и возможных потерь, связанных с принятием общеорганизационных решений. Чем они выше, тем на более высоком уровне соответствующие вопросы должны рассматриваться;
- степень централизации определяется необходимостью обеспечить единообразие в действиях организации. При значительной децентрализации сделать это весьма затруднительно;
- еще одним фактором, определяющим степень централизации, является размер организации. Чем она крупнее, тем сложнее координировать работу ее отдельных подразделений. Поэтому в крупных фирмах необходима децентрализация полномочий и предоставление подразделениям максимальной самостоятельности.
Степень централизации характеризуется долей решений, принимаемых на высших ступенях управления организацией; уровнем принятия важных решений; частотой привлечения подчиненных к участию в управленческой деятельности и т.д.
Централизация и децентрализация полномочий имеют как достоинства, так и недостатки.
Достоинства централизации:
- легче концентрировать усилия персонала на главных направлениях деятельности;
- экономия затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников);
- сосредоточение принятия решений в руках высших руководителей, лучше знающих общее положение дел, имеющих больший кругозор, знания, опыт;
- рациональное использование имеющегося управленческого персонала.
Однако централизация имеет свою оборотную сторону.
Недостатки централизации:
- затрачивается много времени на передачу информации (последняя должна сначала поступать к высшему руководству и только потом направляться тем, кто в ней нуждается; прямые же связи недопустимы). При этом значительная часть ее теряется или искажается;
- важнейшие решения принимаются высшими руководителями, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию. В то же время исполнители, которым она хорошо знакома, не могут на нее влиять, поскольку устранены от выработки и принятия решений, которые они получают в принудительном порядке. В результате решения оказываются недостаточно качественными и из-за отсутствия заинтересованности неэффективно реализуются.
Рост организации, числа подразделений, степени их самостоятельности, усложнение производственных и информационных связей между ними, увеличение в геометрической прогрессии числа принимаемых решений и т.п. сегодня обусловили общую тенденцию к децентрализации управления.
Децентрализация позволяет:
- быстро разрабатывать и принимать самостоятельные инициативные решения, в том числе при участии непосредственных исполнителей;
- более точно отражать в этих решениях положение дел;
- отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки.
Недостатки децентрализации:
- дублирование деятельности;
- снижение преданности главному предприятию;
- принятие решения выгодных для подразделения, но не для предприятия в целом;
- невнимание к деятельности других подразделений.
В современных децентрализованных организациях высшим руководством принимаются решения о главных целях, утверждении долгосрочных планов, распределении ресурсов между подразделениями, оценке их деятельности, совершенствовании системы управления. Причем все крупные решения оно предварительно согласует с низовыми менеджерами.
Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом — централизацией. Таким образом, возникают своего рода маятниковые колебания, придающие управлению дополнительную гибкость и устойчивость.
Централизация может быть и выборочной, предполагающей, что наряду с предоставлением подразделениям большой свободы действий их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации. Становясь его заместителями, они вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.
4. Виды управленческих полномочий. Ответственность
Выделяется несколько видов полномочий:
А) Распорядительные полномочия позволяют принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть общими, линейными и функциональными.
- общими полномочиями обладает высшее руководство организации, определяющее основные направления ее деятельности.
- линейные полномочия дают возможность руководителям предписывать своим непосредственным подчиненным, что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели, а также координировать их работу.
Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления деятельностью основных подразделений организации, труда персонала, оценки, поощрения и наказания сотрудников, поддержания благоприятного морально-психологического климата.
В учебном заведении, например, такими полномочиями обладают деканы факультетов, руководители отделений, на предприятиях — начальники цехов, участков.
- функциональные полномочия сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами, то, как действовать, чтобы достичь целей.
Для сохранения единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Обычно такими полномочиями обладают главные специалисты фирмы (главный бухгалтер, главный экономист) и руководители соответствующих служб (например, плановой, кадровой).
Функциональными полномочиями в учебном заведении обладает заведующий учебной частью, который составляет обязательное для преподавателей расписание, рекомендует методы проведения занятий, воспитательной работы.
Б) Обладатели рекомендательных (консультативных) полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, как лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но, в отличие от предыдущего случая, эти советы не являются инициативными, обязательными для исполнения. Рекомендательными полномочиями обладают разного рода специалисты, референты, консультанты и т.д. В учебном заведении это могут быть, например, специальные преподаватели-методисты.
В) Можно говорить о представительских полномочиях, дающих возможность действовать от имени высшего руководства. В их рамках выделяют:
- контрольно-отчетные полномочия, предоставляющие возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, анализировать ее, делать выводы и доводить их до сведения администрации. Часто такими полномочиями обладают сотрудники центральной бухгалтерии, кадровой службы, а также представители общественных организаций (профессиональных союзов);
- координационные полномочия заключаются в том, что лицо или подразделение, которое ими наделяется, имеет право согласовывать деятельность других участников управления. Координационными полномочиями обладают разного рода комитеты и комиссии;
- переговорные полномочия на заключения внешних сделок, урегулирование конфликтов и прочее;
- согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает свое официальное отношение к принимаемым решениям. Такие полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который проверяет соответствие решений действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагает их исправить. В противном случае он не ставит под документом своей визы, свидетельствующей о его правильности с юридической точки зрения. Блокирующими, или параллельными, полномочиями обладает главный бухгалтер. Без его согласия, оформляемого личной подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, вообще не может появиться.
Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т. е. необходимости отдавать отчет за принятые решения и их последствия.
Различают два вида ответственности:
1. Общая ответственность предполагает создание условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности. Например, руководитель отвечает за то, чтобы правильно распределить задачи среди подчиненных.
2. Функциональная ответственность связана уже с выполнением конкретной работы.
Полномочия и ответственность должны совпадать по объему. Если полномочия превышают ответственность, открывается свобода для произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу их активной деятельности из-за боязни негативных последствий для себя.