Тема 7. Управленческая структура
Подразделения и звенья управления. Управленческие ступени
Норма управляемости
Управленческое взаимодействие и его формы (коммуникационные структуры в управлении)
Подразделения и звенья управления. Управленческие ступени
Под управленческой структурой организации можно понимать упорядоченную совокупность звеньев управления, находящихся в относительном соотношении и взаимосвязи.
Звенья управления представляют собой организационно обособленные должности и подразделения, обладающие необходимой материально-технической базой для выполнения административных функций. Звенья управления находятся в определенной взаимной связи и соподчинении.
Совокупность звеньев определенного уровня образует управленческую ступень. Например, в качестве таковой можно рассматривать первое лицо организации и его заместителей; руководителей основных подразделений; низовых руководителей, непосредственно контактирующих с исполнителями.
Выделяют звенья общего управления (дирекция), звенья линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности), звенья функционального управления (например, плановый отдел).
Формирование управленческой структуры связано с разделением труда.
Рост числа членов организации, выполняющих разнообразные виды деятельности, требует координации специалиста. Это означает, что наряду с горизонтальным разделением труда, появляется вертикальное — между руководителями и исполнителями, к также руководителями разных уровней. Таким образом, структура управления имеет горизонтальный и вертикальный срез.
Организации, где имеется только один руководитель (т е. подразделения здесь отсутствуют), а все остальные являются исполнителями, обладают одноуровневой структурой управления. При наличии нескольких подразделений возникает необходимость в лице или органе, который координировал бы их деятельность. Это делает структуру управления двухуровневой.
Если подразделений много, их приходится объединять в группы, в каждой из которых будет самостоятельный орган управления, а для осуществления общего руководства создается самостоятельный отдел.
Таким образом, структура управления продолжает расти в соответствии с увеличением числа подразделений, превращаясь из «плоской» в «высокую». Сегодня в крупных западных фирмах число уровней управления достигает 12—15.
Норма управляемости
Управленческая структура зависит, прежде всего, от масштабов организация и разнообразия осуществляемых ею видов деятельности. То и другое определяет количество подразделений, работу и взаимные связи, которые необходимо контролировать. Причем если число подразделений растет в арифметической прогрессии, объем звеньев управления увеличивается в геометрической.
Другим моментом, влияющим на управленческую структуру, является так называемая норма управляемости, определяющая предельное число подчиненных, которыми можно успешно руководить. Ее средняя величина составляет 7—10 человек, в том числе на высших этажах организации — 4-5, а на нижних, при выполнении простых работ, может достигать 20—30 человек. (Обратите внимание, что учебная группа или класс объединяют именно столько людей.)
Иногда норму управляемости толкуют, например, с точки зрения знания руководителем подчиненных по имени или в лицо. Тогда ее величина может быть от 100 до 1000 человек соответственно. (Это обстоятельство, помимо всех прочих, обусловливает предельные размеры современных предприятий.)
Таким образом, норма управляемости - это предельное число работников, которыми в данных условиях можно эффективно руководить.
Низкая норма управляемости позволяет руководителю поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними информацией, вовремя давать советы, оказывать помощь. В то же время здесь есть опасность того, что он будет излишне вмешиваться в дела сотрудников, опекать, ограничивать их самостоятельность. При высокой же норме управляемости руководитель перегружен текущей работой и часто теряет из виду перспективу.
На практике величина нормы управляемости зависит от очень многих обстоятельств:
1) характер деятельности организации или подразделения. Чем она сложнее, труднее, важнее, чем разнообразнее задачи, методы их решения, серьезнее последствия для организации, тем больше руководитель должен контролировать подчиненных и тем ниже может быть норма управляемости, и наоборот;
2) уровень знаний, личных способностей, умения быстро работать, заинтересованности подчиненных и руководителя; наличия у последнего времени. Чем лучше здесь положение дел, тем большим числом подчиненных он может одновременно управлять;
3) новизна задач, количество возможных неожиданных и неопределенных ситуаций, в которых подчиненным может потребоваться помощь руководителя. Чем их больше, тем меньше должна быть норма управляемости;
4) организация управленческой деятельности. Если изо дня в день в размеренном темпе с помощью стандартных приемов выполняется одна и та же работа, исполнители имеют четкие задачи, располагают помощниками, необходимым количеством технических средств, руководителям не приходится уделять каждому много времени. Поэтому норма управляемости может быть высокой;
5) уровень организационной культуры и культуры межличностных отношений, состояние морально-психологического климата; чем они благоприятнее, тем норма управляемости может быть выше;
6) территориальная разбросанность исполнителей, оторванность их от руководства, надежность связи с ним. Если руководителю установить контакт с подчиненными сложно, норма управляемости должна быть сравнительно низкой;
7) величина прав, которыми наделены исполнители. Чем их больше, тем меньше нужно руководителю осуществлять текущий контроль, тем выше, следовательно, может быть численность подчиненных под его началом;
8) физические и психологические возможности участников управленческого процесса, например память, объем внимания, быстрота реакции. Чем они больше, тем меньше и реже руководителю нужно давать указаний, тем выше может быть норма управляемости.
Все эти факторы взаимодействуют между собой и либо компенсируют, либо усиливают друг друга.
Помимо масштабов, характера деятельности организации, принятой в ней нормы управляемости, на конкретную структуру управления влияют несколько групп факторов:
- технологические факторы. В условиях всеобщей автоматизации производства, когда не нужно постоянное присутствие человека, структура бывает более простой, чем там, где производственный персонал велик и занят выполнением сложных ручных операций;
- на структуру управления немалое влияние оказывают экономические факторы. Например, сгруппировав сходные виды деятельности в единое подразделение, руководимое единым органом управления вместо нескольких прежних, можно значительно снизить соответствующие затраты;
- структура управления не может не находиться под влиянием социальной структуры и взаимоотношений между людьми. Так, если в организации недостает лиц с необходимым уровнем образования и квалификации, попытка создать то или иное подразделение или должность вряд ли увенчается успехом, даже если потребность в них несомненна. И наоборот, они могут быть и ненужными, но, тем не менее, создаются, поскольку кого-то нужно пристроить на хорошее место.
- наконец, структура управления во многом определяется характером основной деятельности. Структура управления производственными подразделениями будет, понятно, совсем не такой. Для управления производственными подразделениями нужна иная структура, чем для управления научной организацией.
Таким образом, норма управляемости — предельное число работников, которыми в данных условиях можно эффективно руководить. Зависит она от характера, уровня знаний и умений подчиненных, их психологических и физических особенностей, взаимоотношений, уровня организационной культуры, новизны и сложности задач, масштабов организации; характера деятельности; разнообразия видов деятельности; нормы управляемости; особенности технологии; личных связей; ресурсов.
3. Управленческое взаимодействие и его формы (коммуникационные структуры в управлении)
Звенья управленческой структуры соединены системой коммуникационных каналов. В совокупности они образуют вертикальный срез управленческой структуры. Посредством коммуникационных каналов осуществляется взаимодействие между ними.
Классификация взаимодействий:
1. По содержанию такое взаимодействие может быть:
- информационным, в рамках которого участники управленческого процесса обмениваются сведениями, необходимыми для принятия решений;
- административным, в процессе которого вышестоящие звенья управленческой структуры передают нижестоящим полномочия, распоряжения, инструкции, рекомендации, осуществляют контроль.
По своему назначению административное взаимодействие бывает координационным и интеграционным. С помощью первого, которое осуществляют такие органы, как комитеты, целевые группы и т. п., обеспечивается согласование интересов отдельных звеньев управления и их самостоятельные действия направляются в общее русло. С помощью второго происходит объединение частей управленческой структуры в единое целое и их подчинение руководящему центру организации;
- техническим, проявляющимся через участие субъектов управления в организационной деятельности, например, сбор, фиксацию информации, хранение, выдачу документов, ведение делопроизводства.
2. По характеру взаимодействие может быть:
- прямым, которое основывается на контактах сторон, в процессе которых, например, руководитель отдает распоряжения подчиненному;
- косвенным, подразумевает, что одна сторона создает условия, при которых другая, несмотря на отсутствие каких бы то ни было команд, выполняет требующиеся от нее действия. Здесь можно упомянуть разного рода правила, инструкции и прочее.
- непосредственное, когда при контактах между участниками управления отсутствует промежуточное звено, однако сегодня в крупных организациях оно возможно в ограниченных масштабах. В большинстве случаев руководители контактируют с исполнителями опосредованно, скажем, через заместителей или низовых руководителей.
Сами коммуникационные каналы различаются:
А) прежде всего, техническими возможностями: пропускной способностью, т.е. реальным объемом и скоростью действий (например, передача сведений), которые могут осуществляться за единицу времени, величиной возможных потерь информации и прочее.
Б) направленностью коммуникации. Она может быть односторонней, когда, например, управленческая информация движется только в одном направлении — от источника к получателю (доска приказов, расписание занятий), или двусторонней как, скажем, при беседе. Здесь возникает так называемая обратная связь, и получатель информации может продемонстрировать отправителю свое отношение к ней.
Коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают между собой должности или подразделения, а вторые — частных лиц. По формальным каналам осуществляются передача только официальной информации; по неформальным — как официальной, так и личной.
Если коммуникационные каналы соединяют разные уровни управления, они являются вертикальными. По вертикальным каналам сверху вниз передаются команды и инструкции, а в обратном направлении — отчеты о проделанной работе и, если позволяет сложившийся стиль управления, советы и рекомендации руководству.
Поскольку работники разных уровней не всегда хорошо понимают и представляют себе работу друг друга, возможны значительные потери информации при обмене. Исследования показывают, что в крупных организациях при переходе от одного уровня к другому теряется до 30% информации, а в целом по цепочке при движении сверху вниз ее потери достигают 80%, а снизу вверх — 90%.
Коммуникационные каналы, связывающие управленцев одного уровня, называются горизонтальными. Они обеспечивают возможность оперативной координации текущих действий. Так как сотрудники одного уровня управления, даже работающие в разных подразделениях, лучше понимают проблемы друг друга (не в последнюю очередь благодаря неформальным контактам), потери информации здесь не столь велики — обычно не более 10%.
Каналы, связывающие субъектов, относящиеся не только к разным уровням, но и к различным частям организации, могут быть названы диагональными. Обычно они предназначены для осуществления информационных и технических связей между участниками различных комитетов, комиссий, специальных групп, занимающих разные по уровню должности. Большинство таких каналов сегодня относятся к разряду неформальных или полуформальных.
Совокупность каналов, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления, образует его коммуникационную структуру. Последняя может быть глобальной, когда охватывает организацию в целом, и локальной, если относится только к одной ее части, например подразделению.
Взаимодействие только через центральное звено означает, что коммуникационная структура является централизованной, а само это звено выступает не только в качестве посредника, но источника и контролера коммуникаций.
В то же время структура коммуникаций может быть полицентричной, предполагающей наличие нескольких равноправных субъектов, осуществляющих концентрацию и перераспределение информации, или децентрализованной, когда большая ее часть (обычно по содержанию второстепенная) минует центральное звено.
Наличие в коммуникационной структуре параллельных и пересекающихся каналов свидетельствует о ее сложности. Это дает гарантию, что желаемое взаимодействие состоится даже в условиях тех или иных сбоев и неполадок в ней. Но в сложной структуре заложена потенциальная возможность искажения информации.