Концептуально-методологический анализ феномена телесной (физической) культуры
Уже отмеченная выше полисемантичность понятия «физическая культура», его далеко не однозначные содержательные трактовки могут быть сведены к нескольким типологическим единицам:
а) физическая культура как реальность, которая включает всю мате-
риальную среду, преобразованную и сформированную человеком
в соответствии со своими потребностями, возможностями, ценно-
стями. Сюда же включается и сам человек как элемент в единой
системе связей этого материального мира;
б) физическая культура как система ценностей, деятельностей и их
результатов, связанных с различными видами физической активно-
сти человека (в том числе, и его физическим трудом, оздоровлении-
ем и пр.;
в) физическая культура как комплекс различных видов человеческой
моторики, встроенной в другие виды социальной деятельности,
в процесс социализации индивида, его обучение, овладение раз
личными навыками и умениями;
г) физическая культура как набор упражнений, средств воздействия
на телесную природу человека, как инструмент ее модификаций;
д) физическая культура как спортивная деятельность, связанная с со
стязательностью, соревновательностью и выявлением максималь
ных возможностей человека.
При всем многообразии скрывающихся за этой типологией подходов, наиболее часто выдвигаются два основания для определенной трактовки физической культуры, ее отнесения к сфере культуры как таковой. Первое из них — это факт целенаправленности, осознанности воздействий на телесную природу человека, что, по мнению сторонников такого подхода, уже делает эту деятельность принадлежащей к сфере культуры (см., например, [106]). Во втором случае, акцент
3. Анализ феномена телесной культуры
делается не на характере воздействий, а на их объекте — теле, моторике человека без уточнения особенностей проистекающих из этих воздействий последствий.
Пожалуй, наиболее широкое распространение получили трактовки физической культуры как области деятельности, специфика которой в непосредственном развитии и совершенствовании физических качеств, навыков, умений человека. Вариации этого подхода определяются тем, рассматривается ли физическая культура как средство воздействия (набор упражнений), как результат этих воздействий (сформированные физические качества — сила, ловкость и пр.), как условия для обеспечения этого процесса (его инфраструктура, оборудование и т. п.) Но так или иначе, акцент в этом случае делается на материальную (материализованную) сторону деятельности, связанной с телесными качествами человека.
Однако рассмотренная выше трактовка феномена культуры делает необоснованными подобного рода определения физической культуры. Не само по себе материальное содержание, а характер ценностных оснований осуществляемой здесь деятельности, направленной на использование, поддержание, формирование телесности; характер понимания смысла и значимости объекта воздействия, его трактовка на базе определенных нормативов и идеалов существенно различает цивилизационный (социально-утилитарный, целерациональный) и собственно культурный (ценностно-ориентированный) уровни бытия телесности.
Исходя из предшествующего анализа соотношения социального и культурного, введенных выше базовых понятий и их определения, соматическая культура может быть определена как сфера гармонизации естественно-природного и социально-преобразуемого в человеке, как область ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.
Это общеконцептуальное понимание соматической (физической) культуры может быть развернуто в ряде вытекающих из него выводов, которые в совокупности позволяют охарактеризовать особенности соматической культуры, ее место в общекультурном пространстве:
1. Поскольку взаимодействие природного и социального, естественного и «рукотворного» лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам действующий человек — это всегда, прежде всего, «человек телесный», то телесная культура необходимо выступает как базовый, фундаментальный слой культуры5), как ее интегрирующее звено, абсорбирующее различные формы и механизмы «встраивания»
5) Эта характеристика детально рассматривается в работе Н. Н. Визитея «Физическая культура личности» (Кишинев, 1986).
Глава 3. Теоретико-методологические основания
природного начала в социокультурную систему и адаптации социально-требуемого к естественным основам человеческого существования.
2. Телесно-духовное единство, продуцируемое подлинной физиче-
ской культурой и лежащее в ее основе, свидетельствует о ее высоком
потенциале производства личности как целостности, реального сопря-
жения его изначально противостоящих качеств. Именно в контексте фи-
зической культуры может быть максимально раскрыт потенциал челове-
ка как существа не только сформированного, но и явленного парадигме
культуры; не только воспринимающего, но и воплощающего ценности
культуры в этой явленности целостного, т. е. культурного субъекта.
3. Нарушение баланса между природно-данным и социально-фор-
мируемым в человеке ведет либо к соматизации, «оживотниванию»
индивида, либо к его «социологизации» за счет подавления, уничи-
жения естественного начала в нем; и то, и другое есть разрушение
соматической культуры, выход за ее «систему координат».
4. Уровень культурного бытия телесности «снимает» социальный
слой ее функционирования, что прежде всего относится к системе обес-
печения оптимальности режима самого этого функционирования, со-
хранения естественных механизмов бытия телесности как необходимо
го условия ее культуросообразной актуализации: больное, разрушенное
тело — слабо подходящее основание для коммуникации и самовыраже-
ния. (Это вовсе не означает «вынесения за скобки» культуросообразных
телесных практик людей с дефектами, инвалидов и т. п. Напротив, трак-
товка физической культуры как индивидуально — окрашенной формы
активности, как возможности индивидуально-личностного осуществле-
ния, проявления своей самости, на наш взгляд, снимает долгое время
«неразрешимую» проблему необходимого достижения физического со-
вершенства как некоторого заданного идеала, что было характерно
не только для уже упоминавшихся «программных установок», но и для
задолго предшествовавших им учений утопистов — см., к примеру,
«Город солнца» Т. Кампанеллы.)
5. Телесная культура — это не область непосредственной «рабо
ты с телом», как традиционно принято считать хотя именно телесно-
двигательные качества человека являются здесь предметом интереса;
как сфера культуры, это прежде всего работа с «духом» человека, его
внутренним, а не внешним миром: без сформированного ценностного
отношения к телу невозможна никакая подлинно культурнаядеятель-
ность, практика, направленная на тело, осуществляемая в связи с телом
и на основе тела. Физическая культура — это прежде всего сфера
утверждения человеческого смыслателесности в пространстве социума
и уже затем — формирования и применения адекватных ему средств.
6. Культурное бытие телесности определяется, прежде всего, не ее
орудийным использованием для достижения некоторой внешней цели,
3. Анализ феномена телесной культуры
а наполнением ее внутреннимсодержанием, осмыслением ее как внешней формы внутреннего мира, его воплощения, что выявляет как коммуникативный смысл телесности, ее способность быть посредником в диалоге двух «я», так и ее индивидуально — личностный потенциал, служащий самораскрытию, самореализации индивида.
Физическая культура личностиможет быть, таким образом, определена как потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально — (ориентированного на взаимодействие с другим) и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных, в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.
Физическая культура обществав таком измерении может быть понята как совокупность ценностей и норм, реализуемых посредством соответствующих деятельностей, которые обеспечивают необходимые предпосылки и условия (экономические, социальные, мировоззренческие и пр.) для формирования этой потребности личности и возможностей ее реализации.
Рассмотрение телесности, двигательной деятельности человека в парадигме культуры встраивает их в пространство смыслов, символов, креативности. Если для характеристики двух предыдущих уровней бытия телесности мы использовали такие метафоры, как «быть телом» и «иметь тело», то уровень культуры может быть охарактеризован через понятие «творитьтело», где термин «творить» аккумулирует рассмотренные выше особенности культуросообразной деятельности.
Таким образом, на основе теоретико-методологического анализа телесной (физической) культуры, она может быть в целом охарактеризована как интегративное образование, объединяющее нормы, ценности, смыслы, регулируемые ими деятельности и их результаты, связанные с формированием, сохранением и использованием телесно-двигательных качеств человека на основе нравственно-ориентированных представлений об их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и красоте.
Проведенный методологический анализ человеческой телесности как социокультурного феномена, особенностей телесной культуры как особого уровня бытия телесности в социокультурном пространстве может послужить основой для содержательно-теоретического рассмотрения проблемы, анализа ее отдельных аспектов.
Глава 4
«Человек телесный» в системе социальных деятельностей и отношений
В каком бы своем качестве, в какой бы ипостаси ни рассматривался человек, он всегда оказывается своего рода «точкой пересечения»: индивидуальных особенностей и социальных детерминаций, природно-заданных устремлений и культурных нормативов, традиций; потребности самоосуществления и ограничивающих его обстоятельств. Будучи включенным в социокультурное пространство, он волей-неволей оказывается, с одной стороны, под воздействием множества социальных факторов, объективно воздействующих на его тело, на всю его природ-но-данную основу (нередко вопреки его воле и желанию), а с другой — в ситуации выбора своего «телесного поведения», включающей осознание характера разнообразных социальных влияний на тело, выбор системы «защиты» от них или, напротив, их культивирования и кончая целенаправленным формированием своего физического имиджа в соответствии со сложившимися нормами, традициями или же вопреки им. Во взаимодействии внешних воздействий и целенаправленных (т.е. в определенном смысле внутренне порожденных) усилий индивида тело человека и обретает свое социальное и культурное бытие.
«Привязанность» человеческого тела к социальной системе может быть уподоблена его существованию в эпицентре своеобразной социокультурной «розы ветров», экологические, экономические, со-циоструктурные, правовые, политические, идеологические и прочие «лучи» которой сходятся на нем, порождая его реактивно-адаптивные проявления, поддерживающие, утилитарно-продуктивные или же креативные «телесные практики» человека. По определению М.Дугласа, наше тело всегда представляет собою своеобразную «социальную структуру», являясь отражением различных социальных тенденций, которые влияют на то, «как мы воспринимаем физическую сторону нашего существа и как контролируем ее, как мы используем тело и как обращаемся с ним, как мы владеем телом и как к нему относимся» [330, р. 99].
Отмеченное выше многообразие реальных форм взаимодействий, взаимосвязей телесности с ее социокультурным окружением, результаты предшествующего методологического анализа проблемы позволяют
1. Телесность как феномен общественной жизни 121
выделить некоторые принципиальные направления рассмотрения телесности в системе социальных деятельностей и отношений: а) взаимосвязь социальной детерминированности тела и его роли в социокультурном процессе; б) социальная обусловленность целей и задач, провозглашаемых в связи и по поводу телесного бытия человека; в) характер нормативно-ценностных предписаний в отношении тела, их обоснование; г) особенности формирования соматических ориентации, интересов и потребностей, а также характер и степень их деятельно-практического осуществления. Перечисленные ракурсы и определили направленность анализа проблемы в данной главе.