Теоретико-методологические основания социокультурного анализа телесности
Множественность потенциальных и уже реализуемых гуманитарной наукой подходов к изучению человеческого тела, разнообразие соматических представлений и ориентации, имеющих глубокие исторические корни, свидетельствует о том, что вряд ли можно найти в ней такую предметную область, для которой тело человека было бы (по сути, но к сожалению, пока не всегда «по факту») незначимым объектом исследования. Вполне правомерными выглядят такие направления в его изучении, как онтология тела и гносеологические аспекты его изучения, как аксиология телесности (включая этику тела и его эстетику) и его семантика, как социология тела и психологические аспекты его исследования, как семиотика телесности и ее этнокультурное изучение...
Разнохарактерность подходов к рассмотрению человеческой телесности, исследовательских ракурсов и парадигм свидетельствует как о неоднородности теоретико-методологических посылок, принимаемых исследователями за основание, так и о многослойности, многоаспект-ности самого изучаемого феномена. В соответствии с задачами данной работы, из этого «пересекающегося множества» необходимо выделить собственно социокультурное направление анализа, обозначить соответствующую ему конфигурацию исследовательского процесса, уточнить его ключевые характеристики, наиболее значимые понятия, логику построения.
Осознавая масштабность задачи рассмотрения телесности человека в социокультурном пространстве, что в большой степени связано связано с многол и костью, «многоэтажностью» самого этого пространства, мы вынужденно ограничим анализ теми штрихами к социокультурному «портрету» телесности, акцентировкой тех его ракурсов, которые видятся нам как наиболее значимые и эвристичные для достижения целей данного конкретного исследования.
Отправной точкой для решения этой задачи может быть признан тот вполне очевидный факт, что включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для самой его телесности, превращающейся из биологического
Глава 3. Теоретико-методологические основания
феномена в явление социокультурное, приобретающей — в дополнение к своим природным атрибутам — свойства и «окраску» социального, культурного толка.
Наиболее явственным этот факт становится при сравнительном анализе влияния, которое оказывают на человеческое тело различные по своему характеру системы социальных отношений, культурных ценностей, субкультурных ориентации и т.д. Тело человека, которое, казалось бы, представляет собою одну и ту же природную данность, приобретает при этом совершенно различные смыслы, ценностные акценты, ориентации и иные социокультурные атрибуты. Означивание тела и отношение к нему, его оценка и использование, характер контроля и офаничении в отношении различных соматических проявлений, особенности отражения «человека телесного» в различных философских концепциях, религиозных учениях, в произведениях искусства, с одной стороны, и в обыденных представлениях, с другой, — все это своего рода «производные» от особенностей социокультурных структур, от динамики и направленности их изменений.
«Потребность есть и пить, способность плакать и смеяться, необходимость переносить боль и болезни остаются постоянными, однако их биологические предпосылки в различных культурах окрашены различным социальным оттенком. Идеалы красоты, оценки соотношения духовной и физической силы, чувства стыда и стеснения, разделение физических и умственных состояний на здоровые или нездоровые, контроль состояния аффекта — все это только некоторые примеры высокой общественной изменчивости отношения к телу» [309, с. 70].
1. Методологические принципы и теоретические предпосылки изучения тела человека как социокультурного феномена
Анализ телесности как социокультурного феномена, факторов ее модификаций, а также особенностей восприятия, оценки, использования предполагает рассмотрение следующих проблемных блоков:
1. Объективные воздействия на телесность человека: телесность
в системе экологических факторов; телесность и особенности обра
за жизни, социально-экономического уклада отдельных социальных
групп; система социальных институтов и телесность.
2. Образы «человека телесного» в структуре обыденных предста
влений и специализированного знания: выделение телесности как осо
бого объекта отражения, формирование представлений о ее фаницах
и атрибутах; ценностный «ранг» проблем, связанных с телом, в системах
ценностей общества, группы, индивида; смысловая, знаковая, симво
лическая интерпретация телесности; функциональные трактовки телес
ности: целерациональный и ценностно-ориентированный подходы.
1. Методологические принципы изучения тела человека
3. Соматическая социализация и инкультурация как целенапра-
вленный процесс трансляции, освоения и развития ценностей, знаний
и навыков, связанных с телесным бытием человека: факторы сома-
тической социализации, их изменений в динамике общества; агенты
и механизмы соматической социализации; особенности соматической
инкультурации в различных культурных и субкультурных пространствах.
4. Деятельно-практическое отношение к телесно-двигательным ха-
рактеристикам как актуализация содержания, смысла, направленности
соматических представлений и ориентации, их объективация: кон-
троль, ограничения, «дисциплинирование» тела человека в социальной
практике; инструментальное и экспрессивное использование сомати-
ческих, двигательных характеристик человека; преобразование, це-
ленаправленное формирование телесных характеристик, двигательных
навыков на основе принятых ценностей, норм, идеалов, образцов.
Осуществление социокультурного анализа тела на основе предложенной «рабочей схемы» предполагает, в свою очередь, уточнение той концептуальной «системы координат», которая определяет содержательное наполнение обозначенных ракурсов проблемы, тех методологических принципов, которые должны быть учтены в контексте именно социокультурного исследования. К ним мы прежде всего и обратимся.
Как известно, особенности сознания и поведения человека не первичны, а производны от соционормативной культуры общества, которая, в свою очередь, связана с особенностями социальной структуры и образа жизни людей. Это объясняет необходимость обращения к социальным макроструктурам, которые образуют матрицу становления и функционирования сознания, формирования представлений и оценок, относящихся к человеческой телесности, в отличие от довольно распространенной позиции значительного сужения того контекста, в пределах которого рассматриваются эти процессы. Социологи, социальные психологи нередко «не идут дальше непосредственного социального окружения индивида, прежде всего сферы общения "лицом к лицу", где отправной точкой чаще всего выступает сам индивид». Однако «восприятия важны для социологического и социально-психологического анализа не в качестве независимых переменных, а в качестве опосредованных» [391, р. 29].
Анализ должен строится «сверху вниз» (от макроструктур), а исходной единицей анализа должен быть не индивид, а социальное целое, его конфигурации в значимых для исследуемого феномена отношениях. Это является одной из особенностей социокультурного исследования в отличии от биолого-психологического. Существование социальной и культурной дифференциации в рамках каждого конкретного социума определяет необходимость выявления особенностей отдельных
Глава 3. Теоретико-методологические основания
«соматических субкультур»: половых, возрастных, этнических, конфессиональных и т.д. Такой подход позволит выявить структурные особенности соматических представлений, ценностных ориентации в этой сфере, характерных для того или иного типа общества.
Что касается динамики, характера изменений в осознании человеком телесности, в различных формах соматического поведения людей, то они производны от смены культурных матриц от эпохи к эпохе и от характера эволюционных изменений этих матриц внутри отдельных эпох. Это относится не только к нормативной культуре телесности, но и к ценностям, установкам, поведению отдельных индивидов, которое может быть понятно лишь в связи с их конкретной социальной, субкультурной принадлежностью, особенностями статуса и ролевых характеристик, образа жизни в целом.
Изменения в этих социально-детерминированных и в то же время — детерминирующих соматическое сознание позициях, как и в нормативных канонах человека, являются существенными факторами процесса осознания, придания определенного смысла, формирования ценностно-теоретического и деятельно-практического отношения к телесности. Отсюда вполне очевидна необходимость соотнесения социокультурного анализа телесности с динамикой общественного развития, процесса его самосознания.
В то же время, как известно, любая из форм сознания, любой из его элементов — будь то на уровне теоретического, профессионального или же обыденно-эмпирического мышления, так же, как и производное от него поведение — имеют свою внутреннюю логику развития, наследуя некоторые устойчивые структуры, сохраняя их нередко (по крайней мере, на протяжении определенного отрезка времени) безотносительно или даже вопреки происходящим изменениям в общем социокультурном пространстве, что также не может не учитываться в ходе социокультурного анализа.
Сопряжение социального востребования (или невостребования) и сложившихся устойчивых форм соматических ориентации есть та «точка пересечения», в которой обнаруживает себя или, напротив, обретается на определенное время на своего рода «летаргический сон» та или иная из соматических ориентации, аксиологических трактовок телесности и связанных с ними практик. Однако отмеченное выше сосуществование в рамках одного и того же общества множества социальных фупп, с учетом постоянно усиливающейся социально-культурной дифференциации, делает практически несостоятельным даже предположение о подобной дихотомии: еще более, чем в диахроническом контексте, сегодня необходимо говорить скорее лишь о некоторых приоритетах, чем о доминировании, о большем или меньшем распространении той