Многоаспектная классификация библиографических пособий

В зависимости от признаков, имеющих социальное значение

Признаки Виды пособий
Назначение пособий или общественные функции библиографической информации А – источники общей библиографии 1. Карточка централизованной каталогизации 2. Государственные библиографические указатели 3. Источники «репертуарной» библиографии 4. Источники массовой библиографии Б – источники массовой библиографии 5. Научно-вспомогательные пособия 6. Рекомендательные указатели
Функционально-целевое назначение (дополнительный признак – хронология отраженных документов) 1. Текущие 2. Ретроспективные 3. Перспективные

2. В зависимости от объектов библиографирования (отраженных в пособии документов)

Аспекты объекта библиографирования Виды пособий
Содержание объекта библиографирования 1. универсальные 2. многоотраслевые 3. отраслевые 4. тематические 5. проблемно-комплексные 6. персональные 7. краеведческие 8. страноведческие 9. народоведческие
Язык объекта библиографирования 1. моноязычные 2. двуязычные 3. полиязычные
По видам объекта библиографирования (отражаемых документов) 1. указатели текстовых документов 1.1 указатели опубликованных документов (книг, брошюр, журналов, газет, продолжающихся изданий, аналитических материалов статей из газет, журналов, сборников) 1.2 указатели неопубликованных документов (рукописей) 2. указатели нетекстовых произведений указатели нот указатели картографических произведений указатели изографических произведений 3. указатели грамзаписей 4. указатели диафильмов 5. указатели кинофильмов 6. указатели других видов документов (иконографических, трех измерений и т.д.) 7. указатели документов различных видов

В зависимости от методов библиографирования

Методы библиографирования Виды пособий
Полнота отбора 1. регистрационные – указатели, исчерпывающе полно учитывающие документы 2. полные – указатели, наиболее полно учитывающие документы для специалистов 3. выборочные – указатели, учитывающие лучшую литературу с конкретным целевым и читательским назначением
Способ библиографической характеристики 1. перечневые 2. аннотированные 3. реферативные 4. повествовательные 5. кодированные
Способ группировки материала 1. алфавитные (авторов, заглавий, географических наименований, имен, предметов, мест издания, языков и др.) 2. хронологические дата написания дата издания и публикации 3. систематические по отраслям знания тематические историко-хронологические логические

В зависимости от формы пособия



Формы пособия Виды пособий
Тип пособия 1. указатель 2. список 3. обзор 4. указатель к изданию 5. вспомогательный указатель
Жанр пособия 1. библиографическая монография 2. библиографический словарь 3. путеводитель по литературе 4. беседы о книгах 5. круг чтения 6. памятка 7. план чтения 8. проспект 9. реферативный журнал (сборник) 10. экспресс-информация
Издательская форма пособия 1. библиографическое издание непериодическое периодическое продолжающееся серийное 2. картотека 3. закладка 4. плакат 5. листовка 6. несамостоятельные издательские формы прикнижные внутрикнижные внутрижурнальные внутригазетные пристатейные

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы:

1. Одной из первостепенных задач системы образования становится формирование личности, владеющей всеми технологиями преобразования информации, свободно ориентирующейся в информационных потоках и массивах, осознающей сущность происходящих информационных процессов, иначе говоря, личности, которую можно назвать информационной. Для нее характерен особый тип общей культуры - информационная культура. Процесс формирования информационной личности совпадает с процессом становления личности как таковой, поэтому для него характерна стадийность и логика развития от простого к сложному.

2. Информационная культура личности трактуется в этой связи как культура взаимодействия с информацией, формирующая у личности способность ориентироваться в информационной среде. Она создает основу для развития качеств, характеризующих информационную личность (информационных качеств): информационную грамотность, информационный стиль мышления, информационное мировоззрение и т. д.

3. Информационная культура личности определяется как культура взаимодействия с информацией, формирующая учащегося способность ориентироваться в информационной среде. Она создает основу для развития информационных качеств личности: информационной грамотности, информационного мышления, информационного поведения, информационного мировоззрения.

4. Мы живем в эпоху господства информатизации и коммуникации. И как результат этого — возрастание самоценности образования, творческой продуктивной деятельности. И именно с такими основополагающими представлениями будут жить будущие специалисты в этом веке. Их потребность в информации будет расти, как будут расти их возможности применить эту информацию с пользой для себя.

Надеемся, что данное учебное пособие будет отправным пунктом в формировании информационной культуры студентов небиблиотечных факультетов вузов культуры и искусства.

7. Тест для определения концентрации внимания

Задание. Определение концентрации Вашего внимания и возможности развития этой способности. Вам предлагается бланк таблицы с 25 строками цифр (табл.1). За 7 мин. Необходимо в каждой строке таблицы отыскать и подчеркнуть чертой снизу все пары радом расположенных цифр, сумма которых равна 10. Например:

А. 29148756394678831234567898765437

Затем производится подсчет пропусков или неверно отмеченных пар цифр. За каждую ошибку присваивается один балл.

Ваш результат по сериям занесите в табл.2

Задание выполняется в 3 серии, с тремя бланками. Между сериями перерыв в 3-5 минут. После каждой серии нужно записать число штрафных баллов в табл.2. Просматривая таблицу, следует концентрировать внимание на расположение цифр в строке, чтобы не пропустить искомую пару цифр. Не возвращайтесь назад для перепроверки, это отразится на Ваших результатах.

Наши рекомендации