Система библиографических пособий. Многоаспектная классификация библиографических пособий

Речь о библиографических пособиях необходимо начать с определения понятий.

Библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей (библиографическое описание документов и/или аннотаций/рефератов к ним). Основной вид библиографической продукции, результат библиографирования, средство библиографического обслуживания и использования библиографической информации.

Система библиографических пособий – это целостная совокупность библиографических пособий, объединенных каким-либо существенным социально значимым признаком (содержание, целевое и читательское назначение, территория, вид библиографических изданий и др.).

Согласно современным представлениям, все многообразие библиографических пособий можно свести к трем основным категориям: библиографический список, библиографический указатель, библиографический обзор. Взаимосвязь и различие их между собой можно квалифицировать с учетом все увеличивающейся емкости, информативности содержания и соответственно органической связности, интеграции используемых знаковых средств. Для разработки более развернутой типологической модели библиографических пособий могут быть использованы те же критерии, что определены нами для самой библиографии. Главным является, естественно, функциональный критерий, а остальные чаще всего выступают в качестве дополнительных. В этой связи вся возможная система библиографических пособий, в первом приближении, показана в ГОСТ 7.0-84 [6]. Как легко подсчитать, здесь перечислено около сотни библиографических пособий, но о максимальной полноте пока речь не идет. Даже в этом нормативном документе не нашел отражения достаточно распространенный в практике такой род библиографических пособий, как реферативный список (указатель, обзор). Не вошла сюда и такая особая совокупность библиографических пособий, как библиографическая справка. Она включена в другой раздел ГОСТ 7.0-84 – «Библиографическое обслуживание» [6]. И речь здесь идет лишь о части подобных библиографических пособий: тематическая, адресная, уточняющая, устная и письменная справка. А по существу библиографическая справка может иметь характер любого библиографического пособия.

Особо следует сказать о такой совокупности библиографических пособий, как вспомогательные библиографические указатели. В ГОСТ 7.0-84 они получили весьма неопределенное определение: с одной стороны, библиографический указатель к изданию - библиографический указатель, раскрывающий состав или содержание произведений, помещенных в данном издании. Получается нечто похожее на такой элемент аппарата книги, как оглавление или содержание издания. С другой стороны, вспомогательный указатель - часть библиографического пособия, отражающая сведения о документах в ином аспекте, чем в основном тексте пособия, с отсылкой к соответствующим библиографическим записям [5].

В действительности вопрос заслуживает более обстоятельного рассмотрения. Мы здесь касаемся лишь двух аспектов. Во-первых, следует иметь одно определение независимо от того, в каком пособии (издании) используются вспомогательные указатели. Другими словами, они не только часть библиографического пособия, но и часть аппарата любого издания (книги, сообщения). К тому же и признаки, по которым выделяются и строятся вспомогательные указатели, одни и те же: алфавитный, авторов, географический и т.п. Поэтому, во-вторых, включить самые распространенные виды вспомогательных указателей в ГОСТы. Наиболее полный перечень вспомогательных указателей и их определений дан в ГОСТ 7.0-77: авторский, именной, географический, нумерационный, предметный, пермутационный, систематический, тематический, заглавий, коллективов, мест издания, хронологический, языковой (т.е. всего 13 видов). В этом отношении последняя по времени редакция ГОСТ 7.0-99 несколько обесценена [5].

Особой сложностью отличается вопрос о библиографическом обзоре как пособии. Ранее сложившаяся достаточно богатая практика составления таких обзоров не только не получила должного обобщения и развития, но, более того, многое просто игнорируется. Причем такое отношение в какой-то мере простительно информатикам, но никак - самим библиографам. Скажем, разве можно согласиться с определением библиографического обзора, данным в ГОСТ 7.0-84: «Библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах». Ведь такой характер может носить и групповая аннотация, и сводный реферат, не говоря уже о том, что в обзоре речь идет не о «повествовании о документах», а именно об информации в этих документах, а точнее - о логической переработке документальной информации.

Обзорная информация как результат логического выведения - это оригинальная ("первичная") социальная информация, так как выводное знание логически не адекватно исходным суждениям, содержащимся в обозреваемых документальных источниках. Процесс производства (выведения) обзорной информации многообразен и зависит от способа социального общения и конкретной задачи информационного управления [6].

В системе общей библиографии наиболее широко используются три основные разновидности обзоров: статистический, критический и рекомендательный. Они четко соотносимы с тремя частными библиографическими функциями - учет, оценка, рекомендация. Другие виды обзоров - реферативный и монографический - более характерны и эффективны в специальной и отраслевой библиографии. Особо следует оговорить, что наряду с традиционным обозначением «библиографический» в литературе часто используется и терминовыражение «информационный обзор». На наш взгляд, оно не совсем удачно. В информационной деятельности все обзоры библиографические. Вопрос другой, что объект и уровень их подготовки различны: или сами документы, или факты и идеи, содержащиеся в документах, или в целом выводное знание.

Что касается библиографических изданий, то и здесь пока существует много противоречий. Первое из них касается собственно определения этой категории. Например, в ГОСТ 7.0-84 [5] приводится такое: библиографическое издание - библиографическое пособие, выпущенное в форме непериодического, серийного, периодического или продолжающегося издания. Если говорить о периодичности издания, то в данном определении с этим более или менее ясно, не считая, правда, того, что есть еще категория «сериальное издание», включающее все указанные в определении, кроме непериодического. Вопрос другой: из данного определения не понятно, о какой «форме» издания идет речь. Отсюда второе противоречие: определение не отражает отличия издаваемого библиографического пособия от других библиографических изданий - научных, учебных и т.д. Наконец, третье противоречие связано с трудностями, как мы уже говорили выше, квалификации издания относительно других категорий книги (произведения, документа, сообщения и т.п.). Не помогает в этом и действующий ГОСТ 7.60-90 и заново разработанный ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения», где издание определяется как «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения» [6].

Как можно видеть, в определении даны лишь формальные признаки издания, на основе которых его трудно отличить от документа. Мы под библиографическим изданием будем понимать документ, не только фиксирующий информацию, но и предназначенный для ее массового распространения и использования. Этим и обусловлено наличие определенного тиража, и в самом издании - более емкого и разнообразного аппарата, чтобы обеспечить скорее не межличностное, а именно массовое, широкое информационное общение, а в нашем случае - массовое информационное управление. Все многообразие возможных библиографических изданий отражено в действующих ГОСТах и ОСТах (приведены в библиографическом списке). Что касается изданий непосредственно самих библиографических пособий, то типологически их можно свести к нескольким видам [3]. Многоаспектную классификацию библиографических пособий можно увидеть в Приложении № 4.

Таким образом, можно считать, что в настоящее время еще недостаточно используется довольно большое разнообразие библиографических записей, библиографических пособий, библиографических изданий. В своей совокупности они составляют мощную базу как средство информационного управления. Естественно, следует учитывать также, что примерно с 60-х годов XX века в систему библиографии все активнее внедряются средства современной информационной технологии - автоматизированные информационные системы [6].

2.4 Поиск информации в Интернет

Владея навыками традиционного информационного и библиографического поиска (работа с каталогами и картотеками, справочными изданиями и библиографическими пособиями), можно найти целый ряд аналогий с инструментами и технологиями поиска электронной информации:

Инструменты и технологии работы в библиотеке Работа с электронной информацией
Систематический каталог Список каталогизированных ресурсов
Алфавитный каталог Поисковые системы
Зал открытого доступа Медиатеки или электронные библиотеки
Специальные читальные залы Специализированные ресурсы, специализированные порталы
Зал текущей периодики Ресурсы электронных журналов
Еженедельная выставка новых поступлений Просмотр новинок по ресурсам или изменений на просматриваемых узлах
Работа с библиографическими справочниками и реферативными журналами Просмотр ресурсов других авторов, я том числе специализированных ресурсов
Тетради для конспектов, ксерокс Дискеты, мобильные и жесткие диски
Авторучка Программы просмотра и другие средства для работы
Персональная картотека с шифрами Персональный каталог ресурсов (Блокнот закладок)
Бланки заказов «на завтра» Оперативный план по работе с ресурсами
Работа с материалом, чтение, конспектирование Чтение, преобразование к требуемому формату

Типология сетевых ресурсов [9]

Предпринимаются различные попытки классификации данных глобальной сети. Одна из таких выложена на сайте Российского госу­дарственной библиотеки в создаваемом Регистре полнотекстовых и библиографических ресурсов WWW. Согласно этому регистру, полнотекстовые информационные ресурсы сети таковы:

Архив электронных текстов (электронная коллекция документов): книги, статьи, отдельные художественные произведения и проч. Как правило, поиск по автору и заглавию, полнотекстовый поиск — гораздо реже. При наличии последнего, можно было бы говорить о полнотекстовой базе данных, но в БД документы, помимо собственно текста и идентифицирующих признаков (автор, выходные данные и проч.), снабжены классификационными индексами, предметными рубриками, ключевыми словами и проч. Библиография: по аналогии с традиционной библиографией (биб­лиографические списки, указатели и пр.).

. Веб-сайт: в общем виде — некоторое количество веб-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления (хотя это не главное), с возможностью навигации между этими страницами.

Домашняя страница (организации): частный случай веб-сайта.

Информационная служба (библиотечная или иная): в общем виде — веб­сайт, предоставляющий пользователю возможность задать вопрос и получить на него ответ (средства коммуникации: электронная почта, чат, отправка вопроса по форме и выкладывание ответа на сайте и проч.).

Каталог веб-ресурсов: каталог ссылок на веб-ресурсы. Может быть организован по систематическому, тематическому, предметному или иному принципу.

Поисковая система словарного типа: поисковая система, которая по запросу пользователя (запрос может состоять из слов, словосочетаний и служебных символов) выдаёт список ссылок на веб-страницы, удовлетворяющие критериям запроса.

Портал: частный случай веб-сайта. Характеризуются значительными объемами разноплановой информации, дополнительными сервисными услугами (рассылка новостей по электронной почте, персональная настройка и проч.).

Словарь: по аналогии с традиционным.

Справочник: по аналогии с традиционным.

' Электронный каталог (библиотек и иных учреждений, являющихся создателями библиографической информации): как правило, отражает фонды конкретного учреждения (группы учреждений в случае сводного каталога).

Энциклопедия: по аналогии с традиционной.

Развитие инструментария создания Web-страниц привело к демократизации процесса публикации и разнообразию ресурсов. Постепенно появляется традиция, и даже мода, помещения научных работ в Интернет. Поскольку поместить статью в сеть гораздо легче, чем издать, этот процесс нарастает, невзирая на сопротивление книгоиздательств.

При кажущейся комфортности доступа, работа в Интернете требует не меньше умений, чем профессиональный библиографический поиск, причем требует большей организованности, чем работа в библиотеке.

Рассмотрим особенности электронного инструментария и работы с ним.

Каталоги и поисковые системы Интернет [9]

Источники поиска в Интернет

По мере развития Интернета обостряется парадокс — вероятность существования нужной информации возрастает, а возможность ее на­хождения уменьшается. В принципе гипертекстовая природа WWW обеспечивает нахождение любой информации в процессе целенаправленного продвижения по ссылкам. Однако согласно оценкам, в Интернете на начало 1997 г. существовало более 60 млн. документов (период удвоения числа документов в Интернете - не более 3-8 месяцев), и найти нужное в этом пространстве, продвигаясь просто от ссылки к ссылке, практически невозможно. Поисковые системы (поиск по входящим в узлы словам, являю­щимся серьезным расширением алфавитного каталога) не всегда удобны. Во многих случаях трудно или невозможно сформулировать ключевые слова, но если тематика точно известна, наиболее подходящим инструментом поиска оказываются каталоги (предметные указатели). Разные поисковые системы отличаются друг от друга деталями, но не общими принципами.

Наиболее распространены два вида поисковых ресурсов: каталоги и поисковые роботы. В последние годы появляются новые механизмы - порталы, объединяющие большое количество ресурсов одной тематики.

Описание некоторых поисковых систем

Баннер Описание поисковой системы Адрес
altavista WWW-сервер Alta Vista содержит ссылки на 16 млн Web-страниц и полный индекса 13 тыс. Групп телеконференций, которые обновляются в режиме реального времени. Интерфейс легок в использовании, раскрывающиеся меню помогают определить предмет поиска, но нет указателя для просматриваемых тем. Отсутствует возможность поиска близких слов в режиме Simple query. Не происходит упорядочивания результатов поиска, поэтому нет уверенности, что лучшие ссылки стоят первыми. Идеальна для поиска специфических тем или исчерпывающих поисков. Возможность искать изображения предоставляется, если набрать в строке запроса, например, image^ comet.jpg (.gif) http://www.altavista.com
Google Современный мощный поисковик, имеющий зеркало на русском языке, встраивающий свою кнопку в панель инструментов браузера, что облегчает доступ к нему. В то время как многие поисковые системы перерастают в порталы, Google продолжает оставаться исключительно поисковым узлом. Система Google быстро реагирует на запросы и снабженна привлекательным своей лаконичностью интерфейсом. Система хорошо проявила себя как на конкретных запросах, так и на запросах широкой тематики. http://www.google.com http://www.google.ru
Yandex Yandex лучший рубрицированный каталог русского Интернета и поисковый робот. http://www.yandex.ru
Rambler Rambler, как правило, не дает информационного шум, но результаты поиска малы, по сравнению с Yandex. Поддерживает все кодировки кириллицы, обеспечивает полнотекстовый поиск по всем словам в документах более чем на 350 тысяч страниц 4000 узлов в пределах СНГ, а также недельный архив телеконференций РЕЛКОМа. Возможность  
Апорт Апорт – поисковая система по российским Web-ресурсам с логически завершенной тематической структурой и развитой системой ссылок на наиболее интересные и острые материалы портала в целом. Полнотекстовый поиск только на 16 российских серверах. Поддержка всех русских кодировок Запрос с использованием операторов AND и OR по фразе, чувствительность к строчным и прописным буквам. Вывод результатов название документа, адрес, резюме.  

Каталоги составляются людьми - редакторами, просматривающими каждый новый сайт до его включения в индекс, или самими составителями описаний. Каталоги обычно организованы в соответствии с предметной клас­сификацией и содержат сведения о Web-страницах (так называемый «видимый» Интернет).

Сводная таблица избранных предметных каталогов на Yandex [9]

  Ресурс   Общая характеристика   Сортировка ресурсов внутри раздела
    List.Ru 19 разделов верхнего уровня, каталог ресурсов по регионам (подраздел рубрики «Государство Российское») Алфавит, оценка гидов, популярность (посещаемость), дата
    Апорт 14 разделов верхнего уровня, каталог ресурсов по регионам (подраздел рубрики «Страны |и регионы») Алфавит, хиты (посещаемость), лига (оценка гидов), индекс цитируемости (оценка числа ссылок на данный ресурс), оценка (мнение пользователей)
  Яндекс 10 основных разделов, 7 комбинированных, дополнительная клас­сификация по региону, источнику информации, целевой аудитории и сектору Алфавит, дата добавления, индекс цитируемости (количество ссылок на данный ресурс с других ресурсов)  
  Rambler 56 разделов (Рейтинг одноуровневый каталог)   По посещаемости  
  Yahoo!   14 основных разделов   По алфавиту  
  About 36 разделов. Авторский контент - аннотации, сделанные экспертами   По оплаченности |  
           

В большинстве поисковых механизмов используются автоматизиро­ванные агенты, называемые пауками (spiders). Они предназначены для отслеживания любой гиперссылки и используют средства, которые авто­матически индексируют отдельное слово на странице. Паук (spider) или ползун (crawler), постоянно обходят Сеть в поисках новой информации, которую они вносят в базу данных. База данных содержит Web-адреса и проиндексированную информацию, связанную с этими адресами.

Важными показателями качества поисковой машины являются:

■объем базы данных (количество документов);

■скорость обхода Сети (с этим связана скорость обновления информации в базе данных);

■алгоритм индексации (только по ключевым словам Web-страницы или по всему тексту, с учетом морфологии или без него, с поиском по тэгам HTML-заголовкам, ссылкам, подписям к изображениям и др.).

Сервисы, составляющие портал, могут нести различную тематическую нагрузку. Портал, предоставляющий информацию и сервисы только по одной узкой теме, называется вертикальным, а портал, состоящий изразнотематических сервисов, — горизонтальным [9]. Главная задача любого портала — задержать пользователя как можно дольше, чтобы он провел там десятки минут и даже часы. К отличительным особенностям хорошего образовательного портала можно отнести: ■ высокую посещаемость; ■ многоуровневость и многофункциональность; ■развитая система ссылок и сквозной поиск; ■ высокоскоростной (быстрый) доступ к качественной информации; ■развитые возможности персонификации; ■хорошую систему защиты информации; ■применение специальных средств для хранения данных и обработки запросов; ■стилевое единство оформления всех страниц. Кроме порталов большое распространение в сети получают темати­ческие обзоры. Периодическое использование каталогов и поисковых механизмов очень полезно как для разового информационного поиска, так и для постоянного слежения за новой информацией. Порталы более пригодны для профессиональной, деловой (или другой) коммуникации.

По мнению специалистов в области автоматизации библиотек (Б. Маршак) «различие информационно-поисковых языков ИПС Интернета от их «библиотечных собратьев», в основном, в отсутствии у первых полноценной лингвистической базы. Функции классификационных и вербальных языков, которые обеспечивают широкотематический и узкотематический поиск в системах автоматизации библиотек, в ИПС Интернета выполняют операторы поиска по отдельным полям HTML-кода документа и инструмент сужения области поиска по региональной принадлежности искомого ресурса. В структуре поисковиков Интернета, помимо существующих каталогов и БД, отсутствуют универсальные БД классификационных систем, тезаурусы, предметные рубрики, все то, без чего не может обойтись ни одна система автоматизации библиотек.

Формулировка запроса для поиска информации в Интернете [9].

Умение составлять информационные запросы - серьезная проверка информационной грамотности специалиста.

Проблема заключается обычно не в том, что найдено мало ссылок. Наоборот, их оказывается слишком много, и преимущественно - не про го, что ищешь. Поисковые системы удобны для поиска по схеме использования своего прототипа (алфавитных каталогов). Так, пока русскоязычные ресурсы можно искать по сочетанию имени и фамилии с темой (конечно, фамилия «Иванов» и слово «продажа» вряд ли ускорят поиск). Следует иметь в виду, что поиск по одному слову также не ускорит поиска. В том случае, если слово как научно-технический или отраслевой термин применяется в разных предметных областях, то пользователь получит много лишней информации - «информационный шум».

Поэтому необходим точный поиск, с использованием расширенной лексики и использованием специальных способов формирования запроса. Можно задать вопрос на так называемом «естественном языке» («где мне найти то-то и то-то»), но необходимо понимать: сознательное составление запроса сделает поиск более точным и информативным, сэкономит вам время и деньги (за использование Интернет приходится платить). В каждой поисковой системе имеется обязательно раздел помощи, в котором подробно описаны правила формулировки запросов. Однако, поскольку технологическая основа у поисковых машин одна, существуют общие правила, которые следует знать. Введение запроса строчными буквами даст более расширенные результаты по сравнению с использованием прописных букв. Прописная буква в тексте запроса найдет как прописную, так и строчную букву в искомом документе, но не наоборот. Введение нескольких слов без кавычек выдаст страницы, в которых имеется хотя бы одно из введенных слов, причем удаленность слов друг от друга будет большая, поэтому словосочетание необходимо брать в кавычки.

Поиск различных форм слова [9]

Используя знак звездочки *, можно расширить запрос до всех слов, содержащих введенную часть. Например, если ввести электротехни* то в результатах поиска окажутся страницы, содержащие электротехника, иектротехнический и т. п.

Знак усечения * может быть подставлен в ключ справа, слева и внутри: если этот знак будет набран впереди *миграция, то найдутся страницы, в которых будут слова, начинающиеся с приставок или других слов — «миграция», «иммиграция», «эмиграция», «реэмиграция». В Yandex можно запрашивать конкретную форму слова при поиске (исключив другие словоформы), поставив перед ним знак «!».

Поиск с использованием логических операторов

Обычно используются следующие операторы:

· LJ AND — и (и то и то — два термина вместе)

· OR — или (или тот термин или тот)

· NOT — не (не нужен такой-то термин)

Как правило, поиск с использованием логических операторов, является особой разновидностью поиска и выносится в отдельный раздел, как например в Yandex.

Краткие советы по поиску информации в Интернет [9]:

1. Обдумайте смысл своего запроса. Возможно, частично ответ вам уже известен. Чтобы найти информацию, ищите одновременно ключевые слова из вопроса и известный вам ответ.

2. Используйте проверенные вами поисковые системы. Если вы новичок в данной сфере, то вам не помешает уделить некоторое время изучению существующих для этого сетевых средств и принципов их работы.

3. Число документов, полученных в результате поиска, может быть огромно. Поэтому решающее значение для оптимального поиска информации имеет правильный набор ключевых слов. Описание того, как составлять эффективные запросы, дается в самих поисковых ресурсах. Как правило, любая поисковая система имеет справочный раздел.

4. Проверяйте орфографию в написании слова. Используйте синонимы, если список найденных страниц слишком мал.

5. Ищите больше, чем по одному слову. Максимально сужайте предмет поиска.

6. Не начинайте обычные слова с прописной буквы, кроме имен собственных.

7. Используйте ссылку «найти похожие документы», если один из найденных документов наиболее близок к искомому.

8. Обратите внимание, что контекст документа уже может содержать ответ, т. е. не потребуется заходить в сам документ.

9. При необходимости используйте язык запросов и системы расширенного поиска используемых поисковых систем.

В ходе подготовки формируется план поиска информации и оформ­ляется в виде текстового файла. Такой план включает: · название искомых целей; · искомые организации (фирмы) в аббревиатурах и полных названиях, на русском или иностранном языках; · конкретные URL; · ключевые слова для поиска.

Но используя незнакомую систему поиска, желательно изучить правила формирования запроса именно в ней.

В качестве общего образовательного ресурса можно рекомендовать Университетскую информационную систему «РОССИЯ» (УИС РОССИЯ), доступ к которой возможен с сайтов научных библиотек вузов России. УИС РОССИЯ формируется из электронных версий первоисточников по Соглашениям о сотрудничестве с правообладателями ресурсов - информационными партнерами проекта - и включает около 60 коллекций, представленных в ретроспективе и обновляемых на регулярной основе:

· нормативные документы федерального уровня — законы, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства РФ;

· постановления и стенограммы пленарных заседаний Государственной Думы, Федерального Собрания РФ;

· статистические данные Госкомстата России, Статкомитета СНГ;

· выборная статистика Центризбиркома РФ;

· аналитические публикации органов исполнительной власти РФ;

· СМИ;

· издания Московского университета;

· научные журналы;

· доклады, публикации и статистические массивы российских и международных исследовательских центров;

· данные опросов общественного мнения.

Международная сеть научной и технической информации STN International - это более 200 баз данных во всех областях науки, техники, промышленности и бизнеса.

В области гуманитарных и общественных наук следует использовать такие российские сайты:

http://www.auditorium.ru/ — портал Auditorum, входящий в систему федеральных образовательных порталов. Библиотека Auditorum насчитывает свыше 4000 публикаций по культурологии, педагогике, философии. Все тексты публикаций размещены в формате PDF. Типы публикаций: Web-базы данных, авторефераты, аннотации, аудиоресурсы, дипломы, диссертации докторские, доклады, журналы, информационно-справочные издания, исторические документы, коллективные монографии, курсы лекций, материалы конференций, методические пособия, методические рекомендации, научные монографии, научно-аналитические обзоры.

http://www.hrono.ru/ — проект XPОНОС существует с 20 января 2000 г., в
двух доменах: www.hrono.ru и wwwhronos.kn.ru, по сути это электронная
историческая энциклопедия, содержащая ценные фактографические данные

по эпохам, странам и персонам.

В качестве дополнительного ресурса проект включает такие рубрики
как, Библиотека хроноса, Исторические источники, Библиографический
указатель, Предметный указатель, Генеалогические таблицы, Страны и государства, Исторические организации Этнонимы, Религии мира, Методика преподавания, Статьи на исторические темы и др.

http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Русский язык» создан в июне 2000 г. по рекомендации Комиссии «Русский язык в СМИ» Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и функционирует при поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В сети Интернет портал дебютировал в соответствии с ранее намеченными планами 14 ноября 2000 г. в рамках работы круглого стола «Русский язык в эфире: проблемы и пути их решения», организованного МПТР России. Портал отличается особым научным качеством материала, поскольку деятельность Портала координируется Редакционным советом, который возглавляет председатель Общества любителей российской словесности, член Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации доктор филологических наук, профессор Владимир Петрович Hepознак. На портале размещены «Орфографический словарь русского языка» (под редакцией В. В. Лопатина), «Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке» (К. С. Горбачевича), «Новый толково-словообразовательный словарь русского языка» (Т. Ф. Ефремовой «Словарь ударений русского языка» (Ф. J1. Агеенко и М. В. Зарвы).

Источником научной информации в сети Интернет являются сайты научных академических учреждений и ассоциаций, академий наук. http://isir.ras.ru — Единая информационная система Российской академии наук.

С 2001 г. Российской академией наук выполняется целевая программа «Информатизация научных учреждений и Президиума РАН». Основная и задача, решаемая в рамках этой программы, - создание Единой информационной системы РАН, которая должна объединить в ин­тегрированное информационное пространство распределенные и локальные цифровые (электронные) ресурсы (информационные, научные и административные, программные, алгоритмические) организаций РАН. В рамках ЕИС РАН создается комплекс технических средств, обеспечивающий использование этих ресурсов и полнофункциональное управление ими.

ЕИС РАН предназначена для использования прежде всего членами российского научного сообщества в свой работе (руководство Академии, организационно-управленческий аппарат Президиума и учреждений РАН, отдельные научные коллективы и сотрудники), а также - внешними по отношению к РАН организациями, как российскими, так и международными.

http://www-sbras.nsc.ru/EMIS/ems-general.html - Европейское Ма­тематическое Общество (зеркало на сервере СО Р АН).

http://www-sbras.nsc.ru/sicc/ - сайт Сибирского информационно­-консультационного центра (ИКЦ) по сотрудничеству РФ и ЕС в области науки и технологии предоставляет разнообразную информацию о деятельности центра. Кроме того, на сайте можно заполнить интерактивную анкету и включиться в БД Сибирские ученые. Сайт оповещает обо всех актуальных научных мероприятиях, объявляемых грантовых конкурсах, зарубежных фондах и т. д.

Кроме академических сайтов, студентам, аспирантам и преподавателям вузов следует периодически обращаться к таким инженерным порталам как — http://hanana.stack.net:15000/ - федеральный портал Инженерное образование и - http://aeer.cctpu.edu.ru/index.phtml - сайт Ассоциации инженерного образования России.

Для поиска отраслевой информации следует обращать внимание и на сайты профессиональных ассоциаций, которые кумулируют информацию о профессиональных изданиях, учреждениях и организациях, работающих в данной профессии. Такие ассоциации часто выступают и в роли издателей профессиональной периодики.

Информационные ресурсы профессиональных ассоциаций обычно насыщены информацией, связанной с будущей профессиональной деятельностью. Профессиональные ассоциации также играют важную роль в развитии нормативной базы тех или иных профессий и специальностей.

Электронные коллекции и библиотеки [9]

Информационные ресурсы, перенесенные на электронные носители, становятся в последнее время стратегическим фактором развития стран, экономическое и социальное благосостояние которых напрямую определяется уровнем применения новых информационных технологий. Информационные ресурсы представляют собой массивы документов в информационных системах, перевод которых в электронные библиотеки делает их доступными с помощью компьютерных средств и систем практически всем потенциальным пользователям сети Интернет. Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов в виде электронных библиотек.

Развитие компьютерных технологий сопровождается постоянным увеличением количества международных и отечественных проектов по оцифровке коллекций библиотек, музеев и архивов, созданию электронных архивов журналов, электронному издательству и распространению электронных книг. Тем самым традиционное книгоиздательство и вся сфера информации получают новые возможности и направления развития.

Издательства [9]

Новые технологии расширяют доступ к книгам и журналам и предоставляют издательствам возможность их широкого распространения через Интернет.

Электронное издание обладает рядом преимуществ для издателя и читателя: возможность публикации расширенной версии книги, предоставление текста в различных форматах, специальные возможности работы с текстом, которыми не обладает бумажный экземпляр, использование поисково-аналитических систем. Электронное издание при компетентном использовании не только дает самостоятельную прибыль, но и увеличивает бумажный тираж. Это достигается, в частности, более низкой для потребителя ценой электронной книги, снижением стоимости хранения и доставки информации в электронном виде и увеличением количества потенциальных потребителей с разной покупательской способностью, за рубежом и т. д. Для издателя создание электронной книги или журнала оказывается почти бесплатным.

Эльзевир

Имея богатейшую историю в деле книгопечатания, издательство -«Эльзевир» и сегодня остается мировым лидером на рынке информационного опеспечения в научно-технической и медицинской областях.

Название компании «Эльзевир» было заимствовано у прославленного Дома Эльзевиров, основанного в 1580 г., когда Лодевик старший (Лодевейк) Эльзевир начал продавать книги университетским ученым, а в дальнейшем и издавать их. Мастерство и компетентность в сфере книгопечатания по праву приписали семейству Эльзевир славу превращения простого ремесла печати в искусство публикации академических документов. Из-под пресса издательского Дома Эльзевиров выходили научные труды таких выдающихся ученых, как Скалигер, Галилей, Эразм и Декарт, а также один из первых научных журналов. Современная компания «Эльзевир» была основана в 1880 г. голландским продавцом книг и импортером англоязычных книг Яковом Джорджем Робберсом. В 1930-х гг. компания была среди первых, кто начал переводить немецкие научные тексты и в дальнейшем учебники на английский язык для того, чтобы знания были доступны ученым всего мира. Одним из самых ранних переводов был перевод труда лауреата Нобелевской премии Пауля Каррера «Органическая Химия».

В 1950-1960-х гг. «Эльзевир» предпринял свои первые шаги по гло­бализации компании, основывая Ebevier Publishing Company NVnElse-vier Publishing Company в Нью-Йорке. В последующие десятилетия ключевые приобретения - включая North Holland Publishing, Rxcerpta Medica, Pergamon Press, Engineering Information, Cell Press и Academic Press дополнили широту и глубину выдающегося портфол

Наши рекомендации