Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развитие детей, имеющих два первичных нарушения - в данном случае слабовидения, сочетающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение, существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию. Это в свою очередь, значительно затрудняет как адаптацию обучающегося к условиям школьного обучения, так и достижение им планируемых результатов освоения АООП НОО.

Зачастую нарушения имеют отрицательный кумулятивный эффект, проявляющийся в том, что каждое из имеющихся нарушений оказывает воздействие на другое, что приводит к их взаимному усилению. Вследствие чего отрицательные последствия этих дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений.

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, могут иметь место навязчивые движения. У многих их них имеет место быть нарушение осанки, снижение пластичности и координированности движений. Снижение эмоциональной выразительности обусловливает затрудненность зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.

У обучающихся снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (в том числе и зрительная).

Для данной группы обучающихся характерным является нарушения психомоторики, что в частности проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).

У слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.

Для данной группы обучающихся характерны особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств и др.

Особенности зрительного восприятия у слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) усугубляются за счет наличия затруднений, вызванных снижением остроты зрения, имеющего место при слабовидении (острота зрения при слабовидении находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции). При слабовидении различают три степени нарушения зрения: тяжелая — острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,09; средняя — острота зрения находится в пределах от 0,1 до 0,2; легкая — острота зрения находится в пределах от 0,3 до 0, 4. Кроме сниженной остроты зрения на снижение зрительных возможностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) негативно влияет снижение других зрительных функций (поля зрения, цветоразличение, снижение контрастной чувствительности, нарушение глазодвигательных функций), что является весьма характерным для слабовидения. Это в свою очередь, осложняется как наличием различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевание нервно-двигательного аппарата и др.), так и наличием глазных заболеваний (врожденная миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинапотия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва и др.). Вследствие выше обозначенных причин у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушены: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных зрительных образов. У них значительно снижены скорость и точность восприятия, имеются трудности дистантного восприятия, трудности в различении сенсорных эталонов, затруднения в зрительно-моторной координации, ослабевают все свойства зрительного восприятия (целостность, избирательность, константность и др.).

Для данной группы обучающихся не зависимо от состояния зрительного анализатора характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий и др.

У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Для них характерен замедленный темп развития связной речи, качественные ее особенности: трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, малый словарный запас.

У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.

У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается нарушения строения и мотивации деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Для многих из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.

Кроме того, у многих обучающихся имеет место незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у обучающихся нарушены волевые процессы, что проявляется в безынициативности, неспособности самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособности адекватно оценивать свои поступки.

У обучающихся данной группы нередко могут проявляться негативные личностные качества и негативные личностные проявления.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слабовидения с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детерминирует наличие у обучающихся особых образовательных потребностей.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают необходимость:

учета в организации обучения и воспитания слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;

целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;

широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);

целенаправленного руководства учебно-практической деятельностью;

расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;

обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;

развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;

целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;

максимального расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;

преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;

развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;

целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного развития;

формирования познавательных действий и ориентировки в микро и макропрстранстве;

целенаправленного формирования умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

коррекции нарушений в двигательной сфере;

развития речи и коррекции речевых нарушений;

нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и

профилактики их возникновения.

4.1.2. Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Освоение АООП НОО, созданной на основе Стандарта слабовидящих обучающихся, обеспечивает достижение слабовидящими с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты отражают:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране и городу;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств;

формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.

Предметные результаты отражают овладение обучающимися конкретными учебными предметами и курсами коррекционно-развивающей области.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

междисциплинарной программы "Формирование базовых учебных действий" (в том числе разделов: «Чтение. Работа с текстом», «Основы ИКТ- компетентности»);

программ по всем учебным предметам (за исключением «Родного языка», «Чтения на родном языке») – «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Рисование», «Музыка», «Ручной труд», «Физическая культура»;

программ курсов коррекционно-развивающей области: "Ритмика", "Адаптивная физическая культура", "Социально-бытовая и пространственная ориентировка ".

Планируемые результаты освоения учебных предметов «Родного языка» и «Литературного чтения на родном языке» разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

Чтение. Работа с текстом ( междисциплинарные программы)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов и освоения курсов коррекционно-развивающей области АООП НОО слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает умениями работы с текстом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под руководством учителя овладевают следующими умениями:

ориентироваться в текстовом материале с использованием специальных навыков;

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить текст на смысловые части, составлять план текста;

выделять содержащиеся в тексте основные события и

устанавливать их последовательность;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

понимать информацию, представленную разными способами (словесным, иллюстративным и др.);

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под руководством учителя овладевают следующими умениями:

пересказывать текст с простым сюжетом;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под руководством учителя овладевают следующими умениями:

высказываться по прочитанному или прослушанному тексту;

участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Основы ИКТ-компетентности

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями могут сформировать на факультативных занятиях основы ИКТ - компетентности (знакомство со средствами ИКТ, приобретение опыта использования в совместной с учителем деятельности информационно-коммуникативных средств, и др.).

На факультативных занятиях слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может овладеть:

умением дифференцировать средства ИКТ, используемые в образовательном процессе, по цели, назначению;

элементарными приёмами работы с компьютером.

Предметные результаты

Русский язык

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся понимать, что язык является основным средством человеческого общения, у них будет формироваться позитивное отношение к русскому и родному языкам, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством их развития.

При изучении учебного предмета «Русский язык» у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут закрепляться умения пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики, развиваться и повышаться возможности нарушенного зрения, развиваться навыки ориентировки в микропространстве (в книге, в тетради).

Содержательная линия «Система языка»

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков.

Фонетика и графика:

умением различать звуки и буквы;

умением характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

знанием последовательности букв в русском алфавите, умением правильно называть буквы, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

умением делить слово на слоги;

знаниями грамоты, основными речевыми формами и правилами их применения;

правильным звукопроизношением;

умением проводить слого - звуковой, звуко - буквенный разбор слова.

Орфоэпия:

первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилами речевого этикета;

умением использования освоенных речевых форм в устной и письменной речи в процессе коммуникации;

умением соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи.

Состав слова (морфемика):

умением различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Морфология:

умением дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу (название предметов; действий и признаков);

умением различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);

умением применять дидактический материал ко всем видам грамматического разбора;

пользоваться дидактическим материалом при разборе предложений.

Синтаксис:

умением различать предложение, словосочетание, слово;

умением составлять предложения из слов, восстанавливать нарушенный порядок слов;

умением выделять из текста предложения на заданную тему;

умением устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

умением классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

умением определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

умением находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:

навыком применять правила правописания (в объёме содержания предмета);

умением списывать с учебника или карточки текст объёмом 30-35 слов; умением писать под диктовку тексты объёмом 30-35 слов в соответствии с изученными орфограммами;

умением ориентироваться в своих учебных принадлежностях и самостоятельно готовиться к уроку;

знаниями о собственных возможностях в учебной деятельности.

Содержательная линия «Развитие речи»

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:

умением соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

умением делить текст на предложения;

умением участвовать в обсуждении темы текста и выборе заголовка к нему;

умением самостоятельно озаглавливать текст;

умением составлять план текста под руководством учителя;

умением самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа;

умением писать под руководством учителя изложение и сочинение из 3-4 предложений;

умением сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения (письма, поздравительные открытки, записки и др.).

Чтение

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) смогут осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении. У обучающихся появится интерес к чтению художественных произведений.

К концу обучения в начальной школе у обучающихся будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы базовые учебные действия.

Слабовидящие обучающиеся будут овладевать приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов; научатся совместно со взрослыми выбирать литературу для чтения.

Обучающиеся получат возможность овладеть умением вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Слабовидящие с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознать значимость работы в группе и освоить правила групповой работы.

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность приобрести навыки чтения.

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков.

Виды речевой и читательской деятельности:

навыками правильного чтения вслух по слогам и словами;

правильным звукопроизношением;

способностью использовать для коммуникации развернутые формы речи;

умением определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность и взаимосвязь; озаглавливать с помощью учителя текст, передавая в заголовке главную мысль текста; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них;

умением использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: с помощью учителя делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; пересказывать содержание простого текста; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

выразительно декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (7-8 стихотворений);

умением ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

умением участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт.

Круг детского чтения (для всех видов текстов):

умением осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

умением вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

навыком самостоятельного чтения детских книг.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):

умением отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

умением различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры произведений.

Творческая деятельность:

умением восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

умением составлять устный рассказ на основе личного опыта;

умением использовать устную коммуникацию, быть способным к осмысленному чтению;

умением пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

умением находить в классе стоящие на стеллажах учебники и тетради;

умением составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Математика

В результате изучения курса математики слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладения элементарными приемами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.

В результате изучения курса математики слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладеть умениями, направленными на обогащение сенсорного опыта, навыками ориентировки в микро- и макро- пространстве; сформировать представления о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и овладеть чертежно-измерительными действиями. Слабовидящие с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) смогут выработать навыки устного счета, которые важны для дальнейшего овладения обучающимися математическими знаниями.

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков.

Числа и величины:

умением устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

умением группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

умением читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Арифметические действия:

навыком записи действий с двузначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел;

умением выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

умением читать математические выражения, вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок);

выполнять действия с величинами;

формулировать свойства арифметических действий и использовать их для удобства вычислений.

Работа с текстовыми задачами:

умением устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

умением решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры:

умением описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

умением распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная линия, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); выполнять изображения отрезков, ломаных линий и других геометрических фигур;

умением выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

умением использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

умением распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

умением соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины:

умением измерять длину отрезка; использовать линейку;

умением оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо.

Работа с информацией:

умением читать несложные готовые таблицы;

умением заполнять несложные готовые таблицы.

Окружающий мир

В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться элементарные знания о предметах и явлениях окружающего мира; закрепляться умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы. Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научится понимать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между миром живой и неживой природы. В ходе изучения предмета будет обогащаться чувственный опыт обучающегося.

При изучении учебного предмета у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на ступени НОО будут закрепляться доступные способы непосредственного восприятия природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов. Обучающиеся будут овладевать способностью использования знаний об окружающем мире в процессе жизнедеятельности; будут приобретать опыт взаимодействия с миром живой и неживой природы; научатся понимать значение сохранных анализаторов для жизнедеятельности, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков.

Человек и природа:

элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

элементарными приемами сравнения объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

умениями проводить несложные наблюдения в окружающей среде, используя тифлотехнические приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений;

приемами узнавания изученных объектов и явлений живой и неживой природы посредством зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки для расширения знаний о живой и неживой природе;

умениями наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

умениями сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, используя зрительное восприятие и все анализаторы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

умением проводить несложные наблюдения в окружающей среде на основе зрительного восприятия, осязания и использования всех анализаторов, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, средства оптической коррекции; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

способностью использовать некоторые справочные издания;

умениями использовать готовые модели (глобус, карту, план) для ознакомления с явлениями или свойствами объектов;

умениями обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для необходимости бережного отношения к природе;

умением использовать сформированные представления об окружающем мире для обеспечения безопасного передвижения в пространстве и действий с объектами окружающего мира;

способностью понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; умением использовать знания об организме человека для сохранения и укрепления своего здоровья, выполнения правил личной гигиены.

Человек и общество:

умением узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать некоторые достопримечательности столицы и родного города (края); находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

знаниями об особенностях взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), способностью к эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

Музыка

В результате изучения учебного предмета «Музыка» у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет развиваться интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, будут формироваться элементарные эстетические представления. Обучающиеся будут закреплять умения их использовать в учебной деятельности и повседневной жизни. У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет развиваться эмоциональное восприятие музыки, будут формироваться эстетические чувства в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров. Обучающиеся получат возможность расширения опыта самовыражения посредством музыки.

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков.

Музыка в жизни человека:

способностью воспринимать музыку различных жанров; эмоционально откликаться на музыкальное искусство, выражая своё отношение к нему, самовыражаться в некоторых видах музыкально­творческой деятельности;

первоначальными представлениями о многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;

передавать особенности музыкального творчества в пении, слове, движении, играх, действах и др.

Основные закономерности музыкального искусства:

способностью передавать выразительные и изобразительные интонации;

способностью общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения доступных музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира:

умениями и навыками исполнения доступных музыкальных произведений (пение, и др.);

возможностью определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.

Рисование

В результате изучения учебного предмета «Рисование» у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться эстетические чувства, развиваться умения отличать «красивое» от «некрасивого». Обучающиеся получат возможность научиться высказывать мнения о произведениях искусства («нравится» – «не нравится»).

В результате изучения предмета «Рисование» слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут овладевать элементарными практическими умениями и навыками в процессе освоения отдельных видов художественной деятельности; расширять опыт самовыражения средствами изобразительного искусства.

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности:

способностью воспринимать отдельные доступные виды искусства посредством зрительного восприятия и всех сохранных анализаторов (рассматривание книжных иллюстраций, репродукций и т.д.)

умением различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними;

умением видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого»;

умением узнавать и описывать произведения искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего

Наши рекомендации