Как наказать ребенка, если он провинился?
Давайте сразу договоримся, что регулярное применение физических наказаний в отношении ребенка – это недопустимое слабовольное поведение взрослого, который плохо умеет контролировать свои эмоции. Ожидать в таком случае от малыша спокойного послушного поведения совершенно не приходится. Ему просто не у кого научиться уравновешенности и самоконтролю.
Однако если вы, не применяя физические наказания в повседневной жизни, все же в эмоциональном порыве шлепните ребенка в критический момент, для него это будет сигналом, что в этот раз он перешагнул все дозволенные границы.
В любом случае, если вы чувствуете, что напрасно рассердились и наказали сгоряча, обязательно найдите возможность извиниться, даже перед самым маленьким ребенком. Объясните, почему так поступили, и дайте понять, что сейчас больше не сердитесь.
Перед тем как решать, какие из поступков ребенка вы будете наказывать, обсудите их, а также планируемые наказания на семейном совете. Важно, чтобы все члены семьи придерживались единой тактики. Если мама кричит, папа ставит в угол, а бабушка лишь улыбается в ответ на детскую шалость, то плодов такая тактика не принесет, а лишь вынудит ребенка вести себя по-разному с каждым членом семьи, заранее предвидя реакцию каждого.
Помните, что одним из самых эффективных и не обидных наказаний является «наказание естественными последствиями». Малыш в попытках исследовать мир набезобразничал. Ну что ж, теперь пусть сам в меру своих возможностей исправит содеянное или на практике убедится в печальных последствиях своего поступка. Даже самых маленьких детей можно приобщать к отмыванию стен или пола от краски, склеиванию порванных страниц книги.
Если вы предупреждали, что в туфельках нельзя ходить по луже, потому что они промокнут, но ребенок не стал вас слушать и все же намочил ноги, – отправляйтесь домой, по дороге объясняя малышу, что с мокрыми ногами на улице можно заболеть. Он решил не послушаться, поэтому прогулка на сегодня закончена.
Можно заранее договориться с ребенком, какие виды его поведения повлекут за собой наказание. Речь идет о домашних правилах, которые нельзя нарушать. В каждой семье их набор индивидуален. Например, нельзя залезать на подоконник, нельзя обижать кота, прыгать на кровати, брать папины бумаги.
Ребенка следует заранее предупредить, что именно категорически нельзя делать в вашей семье и почему. Также следует сразу объяснить, какое будет наказание. Например, это может быть лишение вечерних мультиков, десерта или моментальный тайм-аут на стульчике вне досягаемости любых игрушек. Конечно, тут очень важна ваша решимость доводить до конца любой случай нарушения домашних правил, вне зависимости от вашего сегодняшнего настроения.
Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка
Согласно статистике, человек с развитым эмоциональным интеллектом (EQ) более успешен и счастлив, чем человек с развитым интеллектуальным интеллектом (IQ). Мы решили узнать у психолога Елены Мечетиной, с чем это связано и как развивать EQ у детей.
Елена – мама троих детей и автор программ по развитию EQ: «Развитие EQ в бизнесе», «Развитие EQ у личности», «Развитие EQ у детей».
– Елена, в каком возрасте лучше развивать EQ у ребенка?
– Существует сенситивный период – то есть период, наиболее благоприятный для развития какой-либо психической функции. У детей это период с 6 до 12 лет. В это время у ребенка включается критическое мышление, он начинает оценивать происходящее самостоятельно и осознавать свои чувства: я люблю маму, папу, яблоко. Но это разная любовь. Я даже взрослых людей часто спрашиваю: «А какой любовью вас любит муж/жена?» И многих людей этот вопрос ставит в тупик. Ребенок начинает понимать, от чего он испытывает чувство радости. Например, он может поставить подножку однокласснику и испытать от этого радость. Но это уже будет злорадство. А бывает радость светлая, радость от чуда, от исполнения желания.
Ребенок начинает это анализировать и понимать при условии, что взрослые сфокусируют его внимание на этом. Но обычно в 6-7 лет дети идут в школу и там их учат читать и писать. В современном обществе считается, что логика гораздо важнее, чем умение разбираться в своих эмоциях. И когда ребенок плачет, взрослые говорят ему: «Успокойся. Соберись и дай мне тот результат, который я от тебя жду». А этот результат, как правило, выражается в виде чтения или математики. Так мы блокируем эмоции. У нас образуется черный ящик в виде нераспознанных эмоций, и мы продолжаем с ним жить, думая, что не можем этим управлять. Если ребенка с детства учить разбираться в своих эмоциях, то он вырастет более счастливой личностью. Знания и логика не дают счастья. Счастливыми нас делают умение ладить с миром и жить в ладу с самим собой.
– Испытывают ли новорожденные дети эмоции?
– Когда ребенок рождается, все эмоции у него перемешаны – как клубок из разных ниток. Именно родители помогают ему размотать этот клубок. Ребенок лежит в пеленках не может говорить, но у него уже идет формирование EQ. Мама наклоняется к нему, улыбается и говорит, как она его любит, как она ему рада. Ребенок подрастает, начинает разбрасывать игрушки, мама его слегка ругает и говорит, как она огорчается, когда он так делает. Ребенок понимает, что мимика и тон голоса отражают эмоции. Так происходит познание первых девяти эмоций.
–Как правильно выражать свои эмоции?
– Большинство людей не умеют называть свои эмоции. Для этого явления существует даже специальный термин – «алекситимия»: отсутствие слов для выражения эмоций. Это диагноз, который можно поставить 80% жителей Земли. И если взрослые не умеют это делать сами, то они не могут этому научить и своих детей. Человек с высоким уровнем EQ не только различает свои эмоции, но и умеет правильно выражать их, не держит их в себе, не закрывает, но и не выражает их чересчур бурно, агрессивно, чтобы не навредить окружающим. С этим связан следующий момент в EQ: управление эмоциями. Как только ребенок научится выражать эмоции и управлять ими, он может строить эффективные взаимоотношения с окружающими людьми. И высшая ступень EQ – управление этим взаимодействием. Человек становится эффективным менеджером, коммуникатором, вдохновителем, организатором.
–Можно ли передать эмоции на расстоянии, заразить эмоцией других?
– В монгольском языке нет слова «эмоция», но зато есть понятие «движение души». Это значит, что через нас проходит энергия, которую мы можем передать другим людям или получить ее от других людей. Общаясь с человеком, который находится в гневе или обиде, мы заражаемся от него эмоциональным состоянием и получаем эту энергию. Так же и радость может быть заразительной. Человек с высоким EQ, получив негативную эмоцию, не застревает в ней. Он ее отслеживает и отпускает. Человек с низким EQ может очень долго находиться в состоянии обиды, лелеять ее, пребывать в депрессии.
–Почему часто в семье родители и дети испытывают одинаковые эмоции и не могут ими управлять?
– Семья несет определенные родовые программы, в том числе эмоциональные. Например, если дедушка был гневливый и не мог справиться с этой эмоцией, то он в процессе воспитания передаст эту эмоцию своему сыну, а тот – своим детям. Проблема в том, что с каждым новым поколением эта программа усиливается. Поэтому для многих родителей важная задача – разобраться со своими негативными эмоциями, и только в этом случае они не передадут это по наследству своим детям.