Организация исследования мотивации на результаты спортивной деятельности у старшего школьника
Объектом данного исследования является мотивация младших школьников.
Предмет исследования – влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников.
Цель исследования: изучение уровня влияния мотивации на достижения результатов в спортивной деятельности учащихся начальной школы и факторов, влияющих на ее формирование.
Гипотеза исследования – высокий уровень мотивации положительно влияет на результаты спортивной деятельности старших школьников.
Организация исследования мотивации на базе школы №35 включила в себя несколько этапов:
· поиск испытуемых старших классов;
· сбор данных об испытуемых;
· знакомство с работой тренеров и их методикой;
· подбор подходящих методов и методик для исследования;
· проведение исследования на испытуемых.
· Поиск испытуемых младших классов включал в себя опрос тренеров. Сбор данных об испытуемых проводился в два этапа: опрос самих детей, знакомство с ними и опрос тренеров.
Следующий этап - подбор подходящих методов и методик для исследования. Выбор метода обследования – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы.
Специфика детской и школьной психодиагностики требует быстроты обследования и акцентированности на конкретной проблеме. Значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.
Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их, требуют особой модификации, предусматривающей глубокий анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике.
Поскольку иногда необходима оперативная информация о ребенке, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики основаны на качественном анализе высказывания детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий.
Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и во время психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести: аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением. С помощью этих средств у младших школьников можно значительно повысить уровень спортивной мотивации.
В данной дипломной работе были отобраны и применялись следующие методики:
· Диагностика мотивации посещения занятий Орловой Л.Г.;
· Диагностика психологического климата в группе Реан А.Л. (Методика «Человечек»);
· Методика «Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова;
· Методика оценки уровня спортивной мотивации младших школьников Лускановой Н.Г.
Диагностика мотивации посещения спортивных занятий Орловой Л.Г.
Данная анкета позволяет узнать, что конкретно мотивирует учащихся посещать спортивные занятия в школе. Для исследования применялась «Анкета мотивации посещения спортивных занятий учащихся начальной школы» - автор Орлова Ю.М. В анкетировании приняли участие дети 1-4 классов. Им было предложено выбрать один ответ, наиболее близкий им:
Вопрос – Какие мотивы побуждают тебя посещать спортивную школу?
Варианты ответов: общение с друзьями; это престижно; желание проявить себя в спорте; доброе отношение тренера; требование родителей; желание развить свои физические качества.
Интерпретация. Каждый ответ – это 1 балл, выбирается тот, который набрал большее количество баллов в группе (классе).
Диагностика психологического климата в группе, методика «Человечек» (Реан А.Л.)
Испытуемым были предложены листовки с рисунками (см. Рисунок 1), на которых они должны изобразить себя в том месте, где им наиболее комфортно. Например, изобразить себя рядом с тренером или напротив него; в группе или отдельно и т. д.
Рис. 1. Тест диагностики психологического климата в группе.
Данная методика позволяет изучить эмоциональное состояние испытуемых, отношения с тренером и сверстниками, их направленность в группе, узнать насколько им нравятся занятия, а также проследить самооценку личности.
Методика «Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова
Данная методика («Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова) предназначена для определения уже достигнутого уровня исполнения или реализации, который коррелирует с деловой направленностью личности. Тест-опросник из 22 вопросов. Исследование проводилось 3.03.09г.
Интерпретация. Индивидуальный балл респондента подсчитывается путем определения совпадающих с ключом ответов. Индивидуальный балл может принимать значения от нуля до 22 (в опроснике 22 утверждения).
Шкала оценок:
Низкий уровень – 6-9 баллов;
Средний уровень – 10-13 баллов;
Высокий уровень – 14-17 баллов;
Очень высокий уровень – 18-22 балла.
Таблица вопросов представлена в таблице Приложения 3.
Уровень развития потребности в достижениях – это стремление человека превзойти в достигнутых результатах, соревнование с самим собой или с другими в достижении цели деятельности.
Высокая потребность в достижениях в достижениях хорошо коррелирует с деловой направленностью личности, с высоким уровнем самоуважения.
Методика «оценки уровня спортивной мотивации младших школьников» Лускановой Н.Г.
Исследование проводилось 24.04.09 г. Данная методика позволяет определить уровень спортивной мотивации младших школьников. Состоит из 10 вопросов:
1. Тебе нравится в школе или нет? (Да, Не знаю, Нет)
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу? (Да, Не знаю, Нет)
3. Если бы тренер сказал, что завтра не обязательно приходить на тренировки всем учащимся, желающим можно остаться дома. Ты пошел бы в школу? (Да, Не знаю, Нет)
4. Тебе нравится, когда отменяют тренировки? (Да, Не знаю, Нет)
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задание? (Да, Не знаю, Нет)
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни игры? (Да, Не знаю, Нет)
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (Да, Не знаю, Нет)
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий тренер? (Да, Не знаю, Нет)
9. У тебя в группе много друзей? (Да, Не знаю, Нет)
10. Тебе нравятся твои одногрупники? (Да, Не знаю, Нет)
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система бальных отметок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл.
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.
При оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:
25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям тренера,
добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания тренера.
20-24 балла - хорошая мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с тренером им нравится ощущать себя учениками, иметь красивую форму, плавательные принадлежности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-15 баллов - низкая школьная мотивация. Подобные учащиеся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На тренировках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.