Кейс «Основа успеха Билла Гейтса»

Уильям X. Гейтс, возможно, является одним из самых влиятельных

людей в отрасли, производящей персональные компьютеры. В 1980 г. в его

компанию "Майкрософт" обратилась корпорация "Аи Би Эм" относитель-

но разработки операционной системы для ее нового персонального ком-

пьютера. Благодаря усилиям недавно нанятого программиста "Майкро-

софт" смогла предложить "Аи Би Эм" теперь всем известную программу

MS-DOS, которая используется во всех персональных компьютерах "Аи Би

Эм" и совместимых с ними компьютерах.

Впоследствии "Майкрософт" стала буквально незаменимой в отрасли

компьютеров. Компания поставляла математическое обеспечение, которое

профессиональные программисты используют на компьютерах произво д-

ства "Аи Би Эм" и "Эппл". Под руководством Гейтса "Майкрософт" уста-

новила стандарты для программ, которые управляют сетями персональных

компьютеров и периферийных устройств. В данный момент разрабатыва-

ется операционная система для второго поколения персональных компью-

теров "Аи Би Эм".

Стратегия установления новых стандартов, что в дальнейшем гаран-

тирует долю на многих рынках, сделала "Майкрософт" крупнейшей ком-

панией по разработке математического обеспечения в США, а Гейтса —

миллиардером. Согласно журналу "Уолл Стрит Джарнзл", «эта стратегия

основывается исключительно на силе воли господина Гейтса, а также на его

умении убеждать, уговаривать, а иногда и припугивать своих самых крупных

клиентов, заставляя их покупать умопомрачительные персональные компью-

теры, которые на каждом шагу пользуются услугами "Майкрософт"».

Легенды о тактике сильной руки, применяемой Гейтсом, знают все. В

1985г. когда Джон Скалли из "Эппл" разрабатывал язык "МакБейсик" для

своего персонального компьютера "Макинтош", Гейтс пригрозил остано-

вить действие купленной "Эппл" лицензии на использование программ,

которые "Майкрософт"; разботала для "Эппл-П", если Скалли не закроет

проект "МакБейсик". Учитывая, что дела с линией "Макинтоша" тогда об-

стояли плохо, а необходимые для многих счетов средства поступали только

с линии "Эппл-П", Скалли оставалось, как согласиться.

Многие клиенты и конкуренты уважают Гейтса и восхищаются им. Джон

Роуч, высшее административное лицо компании "Тэнди", говорит: "В этой

отрасли нет никого более надежного, чем Билл Гейтс". Гейтсу известны пла-

ны дальнейшего развития продукции большинства ведущих производителей

компьютеров. Другие считают Гейтса надменным и слишком амбициозным.

Они утверждают, что осведомленность о деловых планах такого большого

числа компаний дает ему незаслуженное преимущество и создает потенциаль-

ный конфликт интересов. Другие, однако же, ждут не дождутся, когда "Аи

Би Эм" решит, что она стала уязвимой для Гейтса и "Майкрософта", и прекра-

тит свои отношения с ними.

Вопросы к кейсу:

1) Влиятелен ли Билл Гейтс? Обладает он больше властью или харизмой?

2) Какой тип власти он использует?

3) Можно ли назвать Гейтса лидером?

4) Использует ли Билл Гейтс для своего влияния такие методы, как убеждение или вовлечение трудящихся в принятие решений?

Зачетное задание № 3

1. Составить сравнительную таблицу личностных теорий лидерства.

2. Напишите десять ключевых качеств, требуемых для эффективного лидерства в современном бизнесе. Проранжируйте их. Определите, какие их

этих качеств присущи вам.

Тема 3. Поведенческое и ситуационное лидерство

Вопросы для обсуждения

1. Классификация стилей лидерства К.Левина

2. Поведенческие теории лидерства.

3. Ситуационные теории лидерства.

Практические задания

Проверьте собственную предрасположенность к стилю лидерства на основе следующей тестовой методики.

Предлагается в утвердительной форме объективно ответить на во-

просы, касающиеся вашего характера, отношений, привычек, склонностей;

обвести кружком номера тех из них, которые соответствуют вашему пове-

дению и отношению к людям. Если вы никогда не сталкивались с некото-

рыми из этих ситуаций, постарайтесь представить, как бы вы могли пове-

сти себя в них. Вопросы к тесту представлены в Приложении 1.

Приложение 1

Вопросы теста

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно меня

слушали.

2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.

3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.

4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.

5. Мои родители редко заставляли делать меня то, что я не хотел.

6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

7. Я очень напряженно работаю т.к. не могу положиться на своих коллег.

8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерений

делать что-либо.

9. Я умею объективно оценить свое окружение, выделив в нем сильных,

средних и слабых людей.

10. Мне приходится часто советоваться со своими друзьями, прежде чем

принять ответственное решение.

11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражение.

12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач моих знакомых и друзей точ-

ны и справедливы.

13. Я всегда требую от своего окружения неукоснительного принятий моей

точки зрения.

14. Мне легче работать одному, чем с кем-то.

15. Многие считают меня чутким и ответственным человеком.

16. Мне кажется, что от коллектива (группы) нельзя ничего скрывать — ни

плохого, ни хорошего.

17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с

людьми.

18. Я игнорирую коллективное мышление.

19. Чтобы не подорвать свой авторитет среди друзей и знакомых, я нико-

гда не признаю своих ошибок.

20. Мне часто для эффективной работы не хватает времени.

21. На грубость я всегда стараюсь найти ответную реакцию, не вызываю-

щую конфликта.

22. Я делаю все, чтобы люди охотно принимали мои идеи.

23. С одногруппниками у меня очень тесные контакты и приятельские от-

ношения.

24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.

25. Я пытаюсь вырабатывать универсальный стиль принятия решения,

подходящий для большинства ситуаций.

26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем вы-

ступать против него.

27. Мне кажется, что людей нужно хвалить за каждое, пусть даже самое

незначительное достижение.

28. Я не могу критиковать человека в присутствии других людей.

29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

30. Я часто теряю от возбуждения контроль за своими чувствами.

31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди своих одногруппни-

ков, то уважение ко мне значительно повысилось бы.

32. Я иногда проявляю равнодушие к интересам и увлечениям одногрупп-

ников.

33. В решении сложных коллективных задач я уступаю мнению более гра-

мотных одногруппников.

34. Мне нравится анализировать и обсуждать с одногруппниками их про-

блемы.

35. Мои одногруппники достаточно часто помогают мне принять решение.

36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с

одногруппниками, которых всегда можно поставить на место.

37. Я всегда добиваюсь выполнения своих решений наперекор обстоятель-

ствам.

38. Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, тре-

бовать от них дополнительных усилий.

39. Чтобы лучше понять человека, я стараюсь представить себя на его ме-

сто.

40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким — подчинен-

ным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни пани-

братства.

41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы моего

окружения.

42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от

этого большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

43. Родители заставляли меня подчинятся даже тогда, когда я считал это

неразумным.

44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам одногрупп-

ников.

47. Главное в руководстве группой — распределить обязанности.

48. Эффективность лидерства достигается тогда, когда остальные суще-

ствуют лишь как исполнители воли командира.

49. Подчиненные — безответственные люди, поэтому их нужно постоянно

контролировать.

50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и

ни во что не вмешиваться.

51. Для более качественного лидерства нужно поощрять наиболее способ-

ных и строго наказывать нерадивых.

52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.

53. Мне приходится часто объяснять неудачи в жизни объективными об-

стоятельствами.

54. Считаю, что нарушителя дисциплины нужно строго наказывать.

55. В критике недостатков одногруппников я беспощаден.

56. Иногда мне кажется, что в группе я лишний человек.

57. Прежде чем упрекать человека, я стараюсь его похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую с коллективом (группой) и считаюсь с его

мнением.

59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

Пояснения к тесту:

Наши рекомендации