Материально-культурное развитие
Средневековая Европа была страной лесов и болот,тянувшихся через весь континент и еще в XIII в. занимавших 2/3 ее территории. Люди селились на лесных прогалинах и вели свое хозяйство, вырубая или сжигая деревья и осушая топи.
Развитие западноевропейских регионов в Средние века отличалось разными темпами и различной степенью приобщения к тем или иным видам деятельности. Так в раннем Средневековье кочевые народы, осевшие на ранее освоенных другими народами землях, впервые приобщались к земледелию. Процесс переселения из разрушенных городов в сельские местности означал для городских жителей переход к новым видам труда. Качество и результаты их деятельности были намного ниже, чем у коренных жителей.
Основой экономического уклада средних веков был феодализм.Он скреплял общество сложной системой связей, основанной на владении землей, насилии и идеологическом принуждении. Феодал, рыцарь, сеньор - это вооруженный член класса владельцев земли, чьи права освящены церковью, подкреплены законом и обычаем, чье могущество зиждется на всеобщей зависимости от земледелия. Лишь постепенно другие социальные группы, особенно горожане, а отчасти и крестьяне, смогли ослабить власть землевладельца над собой.
Средневековье - период господства натурального хозяйства,ориентированного на самообеспечение в рамках поместья или крестьянского двора, на независимость от ввоза и вывоза. Это время не знало и массового производства. Почти каждый предмет был неповторим, служил долго, стоил дорого. Оружие, орудия труда, одежду передавали по наследству, бережно хранили; многие вещи (чаще всего мечи) имели имена, их окружали легенды. Натуральное хозяйство удовлетворяло общество, в котором каждый должен был иметь ровно столько, сколько требовало его общественное положение, его ранг.
Материальные излишки изымались у народа высшими сословиями - феодальной знатью и служителями церкви - и растрачивались на придворную роскошь, украшение храмов и замков, войны, подаяние и т.д. Создавался замкнутый цикл, который вместе с консерватизмом общественной системы и мировоззрения очень замедлил, хотя и не остановил, развитие экономики.
Товарное хозяйство, нацеленное на расширение сферы производства и обмена, могло играть тогда лишь второстепенную роль. Торговые отношения затруднялись высокими пошлинами и разбоем на дорогах. Доход приносила в основном продажа предметов роскоши. Однако к концу средневековья спрос на товары и потребность в деньгах сильно возросли, а крупные торговые и банковские объединения стали влиять и на экономику, и на политику.
Период раннего и зрелого средневековья (до XV в.) в Западной Европе отмечен распространением орудий труда и технических приспособлений, известных с античности: новых изобретений тогда было крайне мало. Техника была рутинной (особенно в сельском хозяйстве).
Земледелиебыло основным занятием, поэтому подавляющее большинство населения жило в деревне и число горожан, особенно до XII в., было совершенно незначительным.
Практически повсеместно пахали, либо впрягаясь в плуг, либо впрягая быков или даже коров, закрепляя лямки от плуга на рогах животных. С IX-Xвв. впервые стали применять хомут, благодаря чему возможно стало запрягать лошадь. Но лошадей в крестьянских хозяйствах было ничтожно мало. Деревянная лопата, соха и другой инструмент сопровождают крестьян некоторых земель вплоть до XVIIIв. Водяные мельницы были редкостью, ветряные же появились лишь в XIIв.
Помимо обработки земли сельские жители разводили скот, охотились на диких животных, ловили рыбу, собирали в лесу ягоды и мед диких пчел. Дерево служило материалом для изготовления орудий труда, жилищ, домашней утвари, оно же вывозилось на Восток как экспортный товар.
С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, облицовочный кафель, черепица. К XII в. были освоены такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка, штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, шлифовка, чеканка. В XIV в. появились доменные печи, позволившие выплавлять чугун.
В XIII в. уже известны строгание, сверление, обточка и полировка. Развивается производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появляются ручные и педальные станки (ткацкие и токарные), в XIV-XV вв. -кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина. Был сконструирован и первый автомат - механические часы, башенные, а затем комнатные и карманные. В последней трети XV в. изобретено книгопечатание.
В эпоху средневековья развивалось гончарное производство.В Италии, в г. Фаэнцы, в XIIIв. началось производство посуды из фаянса, который был изобретен еще в древности. Получила распространение оловянная посуда, хотя простолюдины пользовались обычно деревянной. Знать, как и прежде, ела на серебре и золоте.
Средства транспортав течение всего средневековья оставались традиционными. До XII в. преобладала вьючная транспортировка грузов, что объяснялось бездорожьем. Использовались также повозки с оглоблями и поворотным передком с колесами меньшего размера. Повозки были как грузовые, так и пассажирские; последние представляли собой крытые колымаги, иногда с окнами.
Морские перевозкиосуществлялись на кораблях различных типов. На севере Европы преобладали когти - высокобортные, одномачтовые (позже двух- и трехмачтовые) суда длиной 20-30 м и водоизмещением до 200 тонн. Средиземное море бороздили нефы - парусные суда с высоким носом и кормой, длиной до 40 м; для перевозки грузов использовались также гребные галеры. Высокими мореходными качествами и вместительностью отличались знаменитые каравеллы, имевшие прямой и треугольные (латинские) паруса. Очень крупными торговыми судами были каракки - обычно трехмачтовые корабли водоизмещением более 500 т.
Средневековье было временем частых войн, поэтому военному делу и оружиюуделялось тогда огромное внимание. Символом эпохи стал тяжеловооруженный всадник - рыцарь. Сначала рыцарь защищал свое тело кольчужной броней и щитом, а в качестве наступательного оружия использовал копье и меч. В конце XIV - начале XV вв. сформировались сплошные доспехи из стальных кованых деталей. Подобную защиту иногда имели и рыцарские кони. Однако с наступлением эры огнестрельного оружия рыцари стали бесполезны и ушли с исторической арены, оставшись лишь на страницах романов.
Изобретение пороха и огнестрельного оружия произвело подлинный переворот в военном деле. Рецепт изготовления пороха можно встретить в рукописях еще середины XIII в. В следующем столетии появились металлические пушки, сначала, по-видимому, в Италии, потом в других странах. Вначале стволы укрепляли на простых деревянных колодах, позже появились колесные лафеты. В это же время было изобретено и ручное огнестрельное оружие.
В XVIв. европейские армии имели артиллерию, достаточно эффективную при осаде и обороне крепостей, а также полевом бою. Пехота получила фитильные ружья - аркебузы, а кавалеристы - пистолеты с колесцовым замком. Развитие огнестрельного оружия привело к коренным изменениям в военно-морском флоте, а также фортификационных укреплениях - вместо высоких и прямых крепостных стен стали строить низкие наклонные земляные укрепления, лишь в некоторых местах облицованные камнем, с многоугольными бастионами.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Средневековая наука
Средневековая наука опиралась на абстрактное мышление и носила главным образом умозрительный характер. В ней можно выделить такие крупные направления как
• физико-космологическое, объединяющее физические, астрономические и математические знания;
• науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни;
• астрология и медицинские знания (к ним примыкает учение о минералах) и алхимия.
Обращаясь к природе, ученые пользовалась методами наблюдения и крайне редко — эксперимента. С XIIIв. зарождается интерес копытному знанию. Научный переворот совершает оксфордский профессор Роджер Бэкон,который приходит кисследованию природы, к отрицанию авторитета, решительно отдавая предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике и химии. Он не раз осуждался церковью и провел четырнадцать лет в заключении.
Светское образование в средневековье
С ростом городов, с увеличением численности горожан и расцветом цехов набирают силу городские частные, гильдейские и муниципальные школы, неподвластные прямому диктату церкви.
В ХП-ХШ вв. Западная Европа переживает экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, послужили стимулами совершенствования средневекового образования.
Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем и в университеты(лат. universitas - совокупность, общность) - высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. Первые высшие светские школы появились в XIв. в Италии; в конце XII- XIIIвв. они возникли в Париже, Монпелье (Франция), Кембридже и Оксфорде (Англия), в XIVв. - в странах Центральной Европы. В XVв. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Они были настоящими питомниками знаний и играли важнейшую роль в культурном развитии общества.
Средневековый университет состоял из нескольких факультетов: подготовительного (артистического, или искусств), и трех высших
(права, медицинского и богословского). На артистическом факультете, позже получившем название философского, преподавали "семь свободных искусств". Процесс обучения включал в себя лекции и диспуты и велся на интернациональном в средневековой Европе латинском языке.
Университеты обладали административной автономией, своей юрисдикцией, имели уставы, строго регламентировавшие всю их жизнь. Они нередко становились очагами свободомыслия и еретических идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви.
В то же время средневековая университетская наука называлась схоластикой(гр. scholasticos - школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было еще значительным.
Книга в средневековье
В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Ее изготовляли в монастырях на пергамен(т)е- специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, украшенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами - инициалами - и заставками, а позже - и великолепными миниатюрами. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. В начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком земли.
В XII в. книга становится более дешевой, поскольку открываются городские мастерские по переписке книг, где работают не монахи, а ремесленники. Однако для вывоза книг из города требовалось специальное разрешение властей.
С XIV в. процесс производства книги упрощается и унифицируется: в производстве книг широко применяется бумага.В 40-х гг. XVв. появляется печатныйстанок, изобретенный Иоганном Гуттенбергом.Это сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло существенные перемены в культурной жизни.
До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII-XIV вв. появляются многочисленные библио-теки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.
ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР
Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры наиболее ярко проявилась в литературе, которая, в противоположность церковной латиноязычной литературе, с самого начала создавалась на народных наречиях.
Излюбленными ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки,пронизанные сатирическим духом (фр. фаблио, нем. шванки). В них высмеиваются алчность духовенства, кичливость и невежество феодалов и другие реалии средневековой жизни. Грубоватый юмор соседствует здесь с моральным поучением. Основные комические персонажи: сластолюбивые попы и монахи, мужья-рогоносцы, крестьяне.
Неотъемлемой чертой городской культуры являлись театральные представления,например, мистерии и фарсы: вольные, обычно стихотворные инсценировки, которые чередовались с интермедиями - вставными комедийно-бытовыми номерами - и отличались комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, * жизнерадостным вольнодумством. Разыгрывались такие представления прямо на городских площадях. В них принимали участие присутствующие горожане.