Культура западноевропейского средневековья

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

СОСЛОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ

ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Монастырская культура

Первым, высшим сословием, считалось духовенство,сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества («дела небесные»). Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "под­вигам" во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Поз­же возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) -общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Васили­ем Великим (IVв., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский(VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.

Согласно "Правилам" Бенедикта, монастырской братии предписы­валась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического хри­стианского милосердия.

В VI в. по образцу бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора,считавшего образованность одной из важнейших христианских добродетелей. В его Виварии впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, кото­рая стала традиционной для средневековья: библиотека (книгохрани- ' лище), книжная мастерская и школа. Именно благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно. Она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богосло­вия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признава­лась "богопротивной". В условиях раннего средневековья, когда моно­полия на образование принадлежала церкви, монастыри способствова­ли распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

В VII-X вв., благодаря монахам-миссионерам, христианство широ­ко распространяется в Северной и Восточной Европе. Всплеск «дея­тельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени - это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, вклю­чаются в светскую жизнь, в результате чего "обмирщаются". Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство. Все это рождало критику «продажной» церкви как внутри духовенства, монашества, так и в на­родных антифеодальных движениях. Руководство католической церко­вью объявило эти движения ересью.

Фанатичному и жестокому испанскому монаху Доминику папа Римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским, где допустимы самые жестокие средства. Так рождалась «святая католиче­ская инквизиция» (ХП-ХШ вв.). Доминиканцы - уже не «воины», а «псы Господни».

За укрепление монастырей выступают сторонники реформ, тре­бующие восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского. На базе католических монастырей возникают духовно-рыцарские и ни­щенствующие ордена (францисканцев, доминиканцев, августинцев и др.).

Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского, проповедовавшего святую бедность, поскольку жизнь христианина должна быть подражанием земной жизни Иисуса. Однако уже в XIV-XV вв. фраЕщисканский орден изменяет своим идеа­лам.

Таким образом, христианский образ человека не был реализован даже у монахов. Главная причина этого - сама жизнь, включение мо­нашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Рыцарская культура

Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) - это военно-аристократическое сословие феодального общества, призванное вы­полнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих». Удел рыцарства - «дела земные».

Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло рас­цвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в XV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вас­салитета, они получали земельные владения - при условии несения в их войске конной военной службы.

Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стерео­типами мышления и языческими верованиями, а с другой - в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добро­детелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обяза­тельствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.

Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях свет­ских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении жен­щин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года ос­тавались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обу­чение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, вла­дению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.

Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Ры­цари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель доби­вался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровожда­лись тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.

Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная(от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература- придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.

Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Про­ванс), труверов(север Франции), миннезингеровв Германии, а также рыцарским романом.

Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда - внешнийблеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.

При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцар­ства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения - гордость, вместо прощения - месть, полное неува­жение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, на­рушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел - охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

Народная культура

Двойственность ценностных ориентации еще ярче проявлялась в жизни простых людей, прежде всего крестьянства,сословия «трудя­щихся».

Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне(сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинно­стей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне.Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу вы­сокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян - собственников земли,зависимость кото­рых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в од­ной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь греха и грех в их повседневности тесно переплетались. Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народ­ным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эль­фов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда - под видом католических святых.

Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

В рутинной, медленно развивающейся цивилизации средневековья временные ориентиры были расплывчаты.Точное измерение вре­мени распространяется лишь в позднем средневековье. Личное, быто­вое время средневекового человека двигалось как бы по замкнутому кругу: утро - день - вечер - ночь; зима - весна - лето - осень. Понима­ние же исторического времени было иным. Время оказывалось линей­но направленным, движущимся от сотворения мира к Страшному суду и завершению земной истории.

Восприятие человеческих возрастов отличалось от привычного для современного человека. Сорокалетний человек считался стариком. Средневековье не знало глубокой эмоциональности по отношению к детям. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, с нею связывались представления о жизненной магической силе.

Городская культура

Развитие средневековой цивилизации связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе - это небольшие группы людей (1 -5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций еписко­пов и мало чем отличавшихся от крестьян. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, ох­ватывая и пригороды.

Большинство зданий было деревянными и очень часто подверга­лось пожарам. Улицы - узкие, кривые, с тупиками, и необычайно гряз­ные, такие что германский император Фридрих II дважды чуть ни уто­нул в грязи вместе со своей лошадью в двух немецких городах. Дома примыкали друг к другу, верхние этажи навесали над нижними. Не су­ществовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывали прямо на улицы, где бродили домашний скот иптица.

К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происхо­дит быстрый рост городов как центров ремесла иторговли. Теперь вкрупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов.

Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ра- • туша). Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрест­ных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны).

Состав городского населениябыл очень пестрым. Здесь прожи­вают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий - юристы, врачи, ар­хитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, ни­щие и преступники - легкой поживы.

Постепенно складывается сословие горожан - бюргеров.Его ос­нову составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы - цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Мастера иторговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феода­лов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII-XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из бога­тых купцов, руководителей цехов — патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организа­цию.

С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого средневековья, создаются новые научные и образовательные центры, возникает вольнолюбивая литература на народных наречиях, даются театральные представления.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Средневековая наука

Средневековая наука опиралась на абстрактное мышление и носи­ла главным образом умозрительный характер. В ней можно выделить такие крупные направления как

• физико-космологическое, объединяющее физические, астрономи­ческие и математические знания;

• науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и расти­тельной, и животной, и разумной жизни;

• астрология и медицинские знания (к ним примыкает учение о минералах) и алхимия.

Обращаясь к природе, ученые пользовалась методами наблюдения и крайне редко — эксперимента. С XIIIв. зарождается интерес копыт­ному знанию. Научный переворот совершает оксфордский профессор Роджер Бэкон,который приходит кисследованию природы, к отрица­нию авторитета, решительно отдавая предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике и химии. Он не раз осуждался церковью и провел че­тырнадцать лет в заключении.

Светское образование в средневековье

С ростом городов, с увеличением численности горожан и расцве­том цехов набирают силу городские частные, гильдейские и муници­пальные школы, неподвластные прямому диктату церкви.

В ХП-ХШ вв. Западная Европа переживает экономический и куль­турный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, послужили стимулами совершенствования средневекового образова­ния.

Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем и в университеты(лат. universitas - совокупность, общность) - высшие учебно-научные заведе­ния, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. Первые высшие светские шко­лы появились в XIв. в Италии; в конце XII- XIIIвв. они возникли в Париже, Монпелье (Франция), Кембридже и Оксфорде (Англия), в XIVв. - в странах Центральной Европы. В XVв. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Они были настоящими питомниками знаний и играли важнейшую роль в культурном развитии общества.

Средневековый университет состоял из нескольких факультетов: подготовительного (артистического, или искусств), и трех высших

(права, медицинского и богословского). На артистическом факультете, позже получившем название философского, преподавали "семь сво­бодных искусств". Процесс обучения включал в себя лекции и диспуты и велся на интернациональном в средневековой Европе латинском язы­ке.

Университеты обладали административной автономией, своей юрисдикцией, имели уставы, строго регламентировавшие всю их жизнь. Они нередко становились очагами свободомыслия и еретиче­ских идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви.

В то же время средневековая университетская наука называлась схоластикой(гр. scholasticos - школьный, ученый), т.е. школьной нау­кой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как мето­да познания, соединение теолого-догматических посылок с рационали­стическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было еще значитель­ным.

Книга в средневековье

В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Ее изго­товляли в монастырях на пергамен(т)е- специально выделанной те­лячьей коже. Листы пергамена сшивались и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, украшенный драгоценными камнями и ме­таллами. Текст украшался рисованными заглавными буквами - ини­циалами - и заставками, а позже - и великолепными миниатюрами. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. В начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком земли.

В XII в. книга становится более дешевой, поскольку открываются городские мастерские по переписке книг, где работают не монахи, а ремесленники. Однако для вывоза книг из города требовалось специ­альное разрешение властей.

С XIV в. процесс производства книги упрощается и унифицирует­ся: в производстве книг широко применяется бумага.В 40-х гг. XVв. появляется печатныйстанок, изобретенный Иоганном Гуттенбергом.Это сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло существен­ные перемены в культурной жизни.

До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церков­ных библиотеках. В XII-XIV вв. появляются многочисленные библио-теки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР

Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культу­ры наиболее ярко проявилась в литературе, которая, в противополож­ность церковной латиноязычной литературе, с самого начала создава­лась на народных наречиях.

Излюбленными ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки,пронизанные сатирическим духом (фр. фаблио, нем. шванки). В них высмеиваются алчность духовенства, кичливость и не­вежество феодалов и другие реалии средневековой жизни. Грубоватый юмор соседствует здесь с моральным поучением. Основные комиче­ские персонажи: сластолюбивые попы и монахи, мужья-рогоносцы, крестьяне.

Неотъемлемой чертой городской культуры являлись театральные представления,например, мистерии и фарсы: вольные, обычно стихо­творные инсценировки, которые чередовались с интермедиями - встав­ными комедийно-бытовыми номерами - и отличались комической, не­редко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, * жизнерадостным вольнодумством. Разыгрывались такие представления прямо на городских площадях. В них принимали участие присутст­вующие горожане.

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Наши рекомендации