Понятие и структура интеллектуального капитала в социологии и экономике знания.
Знание – это доказанное истинное убеждение
Знание - представление субъекта или их группы о явлениях и закономерностях внешнего мира.
Экономика знания – экономика основанная на знании.
Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ | ||
Человеческий капитал | Структурный капитал | |
Потребительский(клиентский) капитал | Организационный капитал | |
инновационный | процессный |
Интеллектуальный капитал - особое соединение человеческого (интеллектуальные способности, навыки работников компании) и структурного капитала(связи с потребителями, бизнес-процессы, базы данных, бренды, IT-системы).
Структурный капитал - знания, которые не входят в человеческий капитал и которые фирма накапливает в виде её собственных знаниевых ресурсов и активов. СК делится на потребительский(клиентский) и организационный капитал.
Организационный капитал – организационные управленческие системы и технологии, технические и программные компоненты информационных систем, корпоративная культура, бренды, патенты, исследовательские и учебные структуры, сети неформального общения. ОК бывает инновационный и процессный.
Потребительский(клиентский) капитал-взаимодействие с клиентами и потребителями, их доверие к товарному знаку фирмы, базы данных и другая информация о клиентах и потребителях, способность фирмы наладить диалог с ними в ходе разработки и усовершенствования продукта, удержание клиентов.
Человеческий капитал представляет собой совокупность созидательных способностей личности, используемых в целесообразной форме в процессе жизнедеятельности как отдельного индивидуума, так и всего общества.
По образному выражению Т. Стюорта, ИК-это те знания, которые остались в компании, когда все сотрудники ушли домой. Капитал - потому что из него можно извлечь прибыль.
Управление знаниями подразумевает соотнесение и интеграцию трех основных частей интеллектуального капитала – человеческого, структурного и потребительского капитала, а именно: людей, которые получают, генерируют, передают знания и хранят их в своих головах; процессов, которые используются для распространения знаний; технологий, которые обеспечивают взаимоувязанное и эффективное функционирование людей и процессов.
Классификация знания:
• научные знания, формируемые в университетах, государственных научно - исследовательских институтах и частном корпоративном секторе исследов а- ний и разработок;
• технические (технологические) знания, основными поставщиками которых являются компании предпринимательског о сектора, проводящие собственные исследования и разработки, институты предпринимательского сектора и государственные научные учреждения, университеты, а также исследовательская активность в новых предпринимательских структурах, возникающих как при создании нового бизнеса, так и в качестве побочного продукта исследований, проводимых в существующих организациях;
• инновации, осуществляемые компаниями предпринимательского сектора и вновь созданными предприятиями;
• интеллектуальный капитал, создаваемый в результате деятельности университетов по подготовке специалистов и кадров высшей квалификации, также в других специализированных заведениях высшего профессионального образования;
• квалификации (компетенции), получаемые в процессе обучения в высших учебных заведениях, в корпоративном секторе, на профессиональных курсах или являющиеся результатом профессионального опыта работников во всех секторах экономики, включая исследовательский сек тор;
• информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), создаваемые в корпоративном секторе и распространяемые в результате их применения и деятельности сетевых структур
2.10. Современные социологические теории миграции (теория миграционных систем, синтетическая теория международной миграции населения Д. Массея, теория миграционного перехода).
Теория миграционных систем:
Суть: Миграционные потоки взаимосвязаны с экономическим, социальным и геополитическим, культурным взаимодействием стран, потоками капиталов, товаров, технологий и идей. Миграция реализуется через глобальные и локальные сети разного уровня, составляющие инфраструктуру миграции.
Миграционной системой называют группу стран, между которыми существуют относительно масштабные и устойчивые миграционные связи. Устойчивость миграционных связей в системе может определяться как историческими причинами, так и взаимной экономической заинтересованностью стран в миграционном обмене, которая обусловливает возникновение и сохранение миграционного движения определенной направленности. Благодаря миграционным потокам, между территориальными общностями этих стран или регионов устанавливается и усиливается взаимозависимость: страны-доноры нуждаются в «сбыте» излишков рабочей силы (скопление которой грозит усилением социальной напряженности) и поступлении денежных средств от заработков трудящихся-мигрантов, а странам-реципиентам необходимы дешевые рабочие руки, без которых стабильный экономический рост возможен не всегда, а страны-реципиенты нуждаются также в содействии страны-донора в регулировании некоторых аспектов данной миграции (введение ее в легальное и контролируемое русло, оказание желаемого влияния на этнические общины в государстве пребывания и т.п.).
А. Симонс выделяет пять миграционных мировых систем:
1) Североамериканская система;
2) Европейская система;
3) система, объединяющая страны Персидского залива;
4) Азиатско-Тихоокеанская система;
5) Южноамериканская система.
В глобализирующемся мире основные принимающие страны не являются только принимающими странами; они одновременно являются и странами выезда мигрантов. Это подтверждается тем фактом, что «Великобритания, Соединенные Штаты, Нидерланды, Италия, Греция, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Канада и Германия входят в число 30 стран, из которых выезжает наибольшее количество мигрантов».