Социология коммуникации. Современные проблемы изучения.

Коммуникация – передача информации от одной системы к другой посредством сигналов или специальных материальных носителей.

Коммуникация может быть вербальной (передача информации посредством устных или печатных слов), визуальной (посредством образного ряда), ориентированной на восприятие посредством слуха (музыкальная), невербальной (когда получатель информации интерпретирует мимику, жесты, символы), комбинированной.

Социология массовых коммуникаций - ветви социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных явлений и процессов, деятельность социальных институтов, которые производят и распространяют массовую информацию.

Предмет ее исследований - взаимодействие коммуникатора, аудитории и содержания информации, особенности восприятия массовой информации, изучение функционирования отдельных средств массовой информации. Объект - совокупность массовых информационных и коммуникационных явлений в их социальном измерении.

Принципы:

• абсолютная правдивость;

• абсолютно преданное служение общественности;

• главным критерием выбора программ и направлений политики должен быть общественный интерес;

• сохранять чистоту каналов;

• быть эффективными коммуникаторами;

• знать мнения и настроения различных групп общественности, широко применяя научные методы изучения общественного мнения;

• не должны надеяться исключительно на интуицию;

• междисциплинарный подход;

• обязаны разъяснять общественности суть проблем заблаговременно, еще до того, как они перерастут в кризис

Функции:

- информационная - направлена на удовлетворение информационных потребностей индивидов и социальных групп относительно разнообразных событий в обществе и мире;

- коммуникативная - заключается в организации информационного взаимодействия между разными социальными слоями населения, а также между общественностью и источником ее информирования;

- воспитательная - связана с формированием, изменением установок и ценностных ориентаций индивидов, поощрением аудитории к пропаганде определенного образа жизни, с формированием общественно значимых черт, усвоением социального опыта;

- управленческая - проявляет себя в контроле за взаимоотношениями между членами общества, а также между ними и системой руководящих органов;

- социальной адаптации и ориентации - опирается на потребности аудитории в информации для ориентирования в социальных процессах и явлениях, адаптации к изменениям социальных, политических, экономических условий жизни;

- социальной идентификации - базируется на потребности человека чувствовать свою общность с определенными социальными группами, слоями и т.п.;

- воссоздание определенного эмоционально-психологического тонуса - направлена на снятие психологического напряжения и т.п.;

- рекреативна - связана с отдыхом, развлечениями и др.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В последней четверти XX века в области мирового развития наблюдались важные процессы, серьезно повлиявшие на практику мирового информационного обмена. Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к самым разнообразным знаниям и сведениям. У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возможностей компьютера с сетями телекоммуникации "сжимает" время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобщенности к некоторой глобальной общности. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка. Проблематика медиа — глобализации производства и распространения материалов МК.

Глобализация:

▪ Бурный прогресс технологий, прежде всего в области электроники, коммуникаций, транспорта

▪ Быстрое развитие микропроцессорной техники, цифровых технологий, средств телекоммуникаций. Появилась реальная возможность для формирования глобальной информационной среды.

▪ Прогресс технологий существенно сократил стоимость накопления, обработки и передачи информации в масштабах земного шара, что не могло не сказаться на показателях экономического роста. Цифровое вещание предполагает резкое повышение качества, снижение производственных затрат и приводит к тому, что у рядового телезрителя появляется возможность выбора из кучи каналов и программ.

Глобализация СМК в значительной мере связана с проблемами собственности и контроля ведущих мировых средств медиа. Характерной чертой современного рынка СМК является то, что на нем все более значимую роль имеют транснациональные субъекты, рассматривающие мировые медиа как некоторое единое пространство. При этом национальные СМК, продолжая выполнять важные функции, испытывают возрастающую зависимость от мирового медиа рынка.

Структура рынка медиа:

1. Первый ярус составляют мощнейшие вертикально интегрированные конгломераты. Это десять ведущих кампаний в области индустрии развлечения и соответствующей программной продукции.

2. Второй ярус - 30 больших кампаний, в 2-5 раз уступающие по своей величине кампаниям первой группы — их активность сосредоточена прежде всего на региональных или специализированных медиа рынках.

3. Третий ярус образуют тысячи относительно небольших национальных производителей, предоставляющие услуги для кампаний первого и второго ярусов.

Сторонниками концепции отмечалось, что функционирование западных СМК в информационном пространстве развивающихся стран неизбежно приводит к:

• усилению социально-экономической, политической и культурной зависимости;

• разрушению национальной идентичности;

• формированию привилегированных условий для реализации интересов "вестернизированной" элиты;

• созданию в обществе развивающихся стран психологической атмосферы, предполагающей реализацию проектов, связанных с сиюминутным потреблением, в ущерб инвестициям в здравоохранение, образование, инфраструктуру.

Наши рекомендации