Трудности на четвертом этапе – организация деятельности: развитие группы: Развитие группы (от группы к коллективу). Конфликты
Итак, создав группу – единомышленников, это еще не значит, что Вы создали единое целое, т.е. коллектив. На пути к созданию коллектива группа проходит несколько фаз. Знание, которых убережет Вас от разочарования, как в общем деле, так и людях, которые Вас окружают.
Фазы развития группы до становления коллектива.
1. Диффузная группа
Это совокупность ранее не знакомых людей. Разумеется, между ними с самого начала возникают какие-то взаимодействия, взаимоотношения, устанавливаются связи. Но носят они пока поверхностный, ситуативный (зависящий от ситуации) характер. Случись этим людям разойтись – встреча эта забудется, как забывается все случайное, необязательное. Единственным исключением, когда группа оказывается не полностью диффузная, это тогда, когда между членами группы до первой встречи уже существовали какие-либо отношения (знакомые по ВУЗу, предыдущим выездам). Работа над сплочением может начаться с выявления харизматичных сильных личностей, вокруг которых, впоследствии, возможны образование малых групп (по схеме «звезда»). Выявление этих личностей на ранней стадии формирования объединения позволит прогнозировать формирование этих групп и закладывать позитивное взаимодействие с самого начала.
2. Группа-ассоциация.
Члены группы связаны между собой дружескими узами. Этот тип группы характеризуется высоким внутренним единством, развитой идентификацией отдельных членов с группой в целом («моя группа», «мы»).
Случается, что внутреннее развитие объединения останавливается прямо на этой стадии. И это уже достаточно неплохой результат работы, однако, слишком многое – структура группы, его обязательства, цели – подталкивает к дальнейшему развитию.
Это состояние группы достигается организацией предварительной работой и грамотной работой лидера объединения.
3. Группа-кооперация
Она имеет четкую организационную структуру, развитые внутренние отношения сотрудничества, направленные на достижение высоких результатов. Сюда можно отнести разнообразные клубы по интересам, всевозможные кооперативные организации. Достигается через высокие рабочие результаты и грамотную работу лидера объединения и инициативной группы.
4. Коллектив
Попробуем определить, что это такое. В качестве одного из критериев коллектива называется коллективистская идентификация, ценностно-ориентационное единство членов коллектива и самоопределение.
Ценностно-ориентационное единство – единство стремлений. Здесь сливается все: романтика и хозяйственный расчет, энтузиазм и непримиримость к недостаткам. Объединяет совместный досуг, эмблема, и девиз студенческого объединения, строгие слова – лидер, руководителя, комиссара; а более всего - реальные творческие и трудовые взаимоотношения, основанные на реальном деле. К вопросу о сплоченности группы: «Ничто так не сплачивает, как совместное преодоление трудностей».
Конечно, ценностно-ориентационное единство не предполагает полного совпадения оценок и позиций членов коллектива по всем вопросам. Разносторонняя, пестрая картина ориентаций отнюдь не препятствует сохранению сплоченности коллектива. Очень важно чтобы, несмотря на принятые рамки и правила, каждый член объединения чувствовал себя личностью. Единство коллектива – прежде всего близость оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместного труда.
Коллективистская идентификация – это такая мотивация поступков, при которой участник объединения, исходя из своих нравственных принципов, предъявляет к другим такие же рамки и границы оценок, как и к себе. Такое мироощущение члена коллектива в равной мере предполагает отказ и от альтруистического всепрощения, и от эгоистического потребительства по отношению к окружающим.
Важной частью взаимодействий внутри студенческого объединения являются отношения. Имеет смысл отдельно сказать о таких отношениях как:
Отношения взаимной ответственности
Они возникают тогда, когда каждый член объединения считает себя частью единого целого, частью коллектива, осознает личную ответственность не только за себя и за свой вклад в общее дело, но и за товарищей и за их вклад. Поначалу отношения взаимной ответственности носят характер официально регламентированного взаимодействия, впоследствии отношения взаимной ответственности возникают неформально, естественно. Результат – активное участие членов группы в деятельности объединения в форме взаимопомощи и сотрудничества.
Отношения взаимной требовательности
Если на первом этапе развития группы требования к коллективу предъявляют только руководители, то в дальнейшем их начинают поддерживать и предъявлять своим товарищем актив группы. Естественно, что на основе взаимной требовательности к другим возникает и высокая требовательность к себе, собственному поведению и деятельности.
Отношения товарищеского сотрудничества
Оно предполагает деловое общение членов студенческого объединения между собой в процессе совместной деятельности. Таким образом, формируется у участников объединения навыки общей работы, способность координировать свои действия с действиями товарищей. Этот аспект взаимоотношение наиболее важен для руководителей отдельных фронтов работы и для лидера.
Отношения взаимопомощи
Формируются в студенческом объединения быстрее, чем любой другой вид отношений. Студенты охотно помогают друг другу. Эта помощь развивает чувство локтя, воспитывает чувство самоуважения и морального удовлетворения. Однако отношения взаимопомощи даже в условиях совместной деятельности сами по себе не возникают. Задача лидера и руководителей – в их правильной организации.
Отношения соревнования
Заключаются в возникновении особой атмосферы борьбы за итоги общего дела, за честь объединения. Такое соревнование не разделяет, а объединяет участников создаваемого студенческого объединения.