Получение знаний на занятиях игрового характера
Слово и организованная «чувственная информация» (направленная демонстрация реальных явлений или их образных отображений) составляют основу общепедагогических методов обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического воспитания как в традиционных общепедагогических, так и в особых формах.
Методы использования слова
Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых.
Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в немалой степени способствует специальная гимнастическая и спортивная терминология.
Инструктирование- точное, емкое словесное объяснение задания, техники изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т. д.
Сопроводительные пояснения- лаконичные комментарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.
Указания и команды- специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, постановки и уточнения заданий.
Словесные оценки- общепринятые или специальные категории речевого одобрения либо неодобрения.
Методы использования слова в целях самообучения и самовоспитания не исчерпываются указанными. К ним можно отнести различные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.
Тебования к использованию словесного метода:
1) Смысловое содержание слова должно соответствовать особенностям учеников и задачам обучения.
2) Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия.
3) Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между отдельными движениями в двигательном действии.
4) Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники физического упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. С этой целью часто используют инструктирование подсказки в виде отдельных слов («руки!», «голова!» и др.).
5) Слово должно быть образным.
6) Говорить ученикам о движениях, которые выполняются автоматизировано, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются исправления).
Важная задача в физическом воспитании – овладение терминологии. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на основе очень кратких, но емких по смыслу слов.
Методы обеспечения наглядности
«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.
Методы натуральной и опосредствованной демонстрации.К ним относится прежде всего методически организованный показ самих упражнений. Для формирования предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятии, широко пользуются вспомогательными средствами демонстрации.
Демонстрация наглядных пособийтипа рисунков, схем, фотографий, и т. п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, те или иные характеристики движений и условия их выполнения.
Кино- и видеомагнитофонная демонстрация.Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замедленном темпе, и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы.
Избирательно-сенсорная демонстрация.Воссоздание отдельных параметров движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.
Методы направленного «прочувствования» движений.Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический, анализатор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.
Методы ориентирования.Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точку приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.
Методы лидирования и текущего сенсорного программирования.Смысл ее в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему решение двигательной задачи в том или ином отношении.
Методы «срочной информации».Идея срочной информации предусматривает экстренное получение выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.
Методические требования к показу физического упражнения:
1) Показ всегда должен сочетаться с методами использования слова.
2) Соотношение показа и слова по содержанию, частоте применения и распределению во времени должно определяться педагогическими задачами и реально складывающимися ситуациями обучения.
3) При показе следует учитывать стремление учеников подражать эмоциональному состоянию учителя.
4) Недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать. [5; с. 40-95].