Основные жанры литературы средневекового монастыря и их влияние на литературу эпохи

Литература церковного монастыря. Самая значительная. Латинская или клирекальная литература. К ней относятся богослужебные жанры, гимны, молитвенные песнопения, житийные жанры, исповеди, ведения, комментарии к священному писанию, патристика, сочинения отцов церкви, историография, хроника, риторические сочинения, грамматики. Внутри этой литературы существует также мощный пласт смеховой литературы (пародия, сакра – священная пародия, создателями которой были студенты). Пародировалось всё, без исключения. «Пир Киприана» - первая дошедшая до нас пародия. Церковь не запрещала. По одной из версий церковь не запрещала, так как оно было написано в целях мнимоники, запоминания, так как не было так много христиан от рождения, которые были знакомы с христианскими, библейскими текстами, а их нужно было знакомить с ними по таким средствам. По другой версии деятеля Каролинского возрождения строгий аббат Робан Мавр сам в середине 9 века делает обработку пира Киприана и рекомендует её внуку Карла «в качестве занимательного чтения».

Проблема – смех. Это сложная проблема. Два подхода:

- Бог не смеется, человек не должен тоже. Эта формула восходит к воззрения ранних христиан: Титралиаен, Киприан, Августин. Смех не от Бога, а от дьявола.

- правда шутовского слова, правда юродивого. «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (Павел) - «Земное безумие как мудрость перед Вышним».

В конце 14 века в Кентерберийских рассказах «Пролог приставов» был написан в жанре священной пародии, которая была освещена традицией. Яркий пример характерный для средневековой карнавальной культуры, которая развивает традиции священной пародии. В середине 15 века находится апология «Праздника глупцов» в послании богословского факультета, которое осуждает, хотя он и продолжает справляться: «человек может умереть от страха и благоговения божьего, если не дать ему в определённую отдушину, чтобы он с ещё большим рвением принялся за служение».

Литература средневековья основана на христианских идеалах и ценностях и стремится к эстетическому совершенству.

1. Теоцентризм - устремленность к богу. В основе всей системы ценностей лежит религиозная идея. Вся Эпоха Средних Веков была сформирована христианством. Христианство возникает в 1 веке и скоро вытесняет язычество. Тотальное влияние на всю духовную жизнь людей. Христианство занимает монопольное положение, вся ценностная шкала человека определяется религией – все стороны жизни. Христианство приносит новые представления о времени – линейное время, движение от сотворения мира к его гибели, Страшному Суду. В античности было циклическое представление о времени, мир представлялся вечным. Появляются эсхатологические мотивы. Эсхатология – учение о конце света.

2. Для средневекового человека было характерно представление о дуализме мира: земная (имманентная) и духовная (трансцендентная) части. Земной мир – видимый. Духовный – небесный, горний. Любая религиозная система строится на определенной философской базе. Христианство основано на идеализме, где утверждается, что первичен дух. Небесный мир – главный, вечный, неизменный.

3. Изменение нравственных приоритетов. В античности главное гражданская доблесть. Пример: эпитафия Эсхила. В Эпоху Средневековья – вера и верность (сословная верность). Верность феодалу. Вассальная верность своему сюзерену.

4. Символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях земного мира видится откровение, божественные знаки. Искусство тоже символично и аллегорично.

5. Искусство почти не выражало радости бытия, не красота формы, а красота идеи. В искусстве отсутствует жанр портрета. Средневековое искусство в большинстве своем анонимно. Разделение европейской средневековой литературы на периоды определяется этапами общественного развития народов в настоящее время. Выделяются два больших периода:раннее Средневековье - период литературы разложения родового строя (от 5 векадо9-10 века);зрелое Средневековье - период литературы развитого феодализма (от 9-10 векадо15 века).

«Исповедь» Аврелия Августина. Жанр исповеди дидактический по определению. Это определение задано Блаженным Августином (около 400 года он писал свою исповедь, он был не старым человеком). Когда он писал свою исповедь, он не был ещё отцом церкви и не предполагал, что его произведение создаст канон. Он поведал свою жизнь Богу, исповедовался в жизни, вере, делах своих. Его адресатом является творец. Но его исповедь стала уроком, обращённому ко всему миру. От себя лично означало ото всех сразу и всему миру стразу. Итог: личный жизненный путь Августина приобрёл значение общего пути восхождения к смыслу, он стал моделью такого пути восхождения человека такого пути. Формула Августина-ученика о предвечном учителе, в котором всё, от которого всё и через которого всё. И вотрая: Августина-учителя о человеке-ученике («не мечтайте о себе»). Так словами апостола Павла определено личное сознание Августина: сказано о слитности индивида со всеобщими и личными началами. Личное Августина не существует как личное, оно встроено в Путь. И в итоге оно преодолевается им как личное. «Индивид, брошенный античностью и ещё не подобранный Средневековьем, предоставленный вдруг самому себе». Августин не подозревает, что он – один из отцов церкви, искатель истины и спасения, один из создателей нормы. Августин, Боэций, Иероним, Кассиадор делали не только догматический выбор, но и биографический и создавали будущую норму, этим объясняется, почему в средневековом мире никто не решился подражать Августину в полном объёме. Его исповедь стала одной из канонических книг патристики. Подражать ему было бы немыслимой гордыней.

Вторая трагическая, проблемная исповедь была бы невозможно и излишня. Этот жанр оказался представлен одной полной парадигмой и несколькими боковыми примерами. А вот жажда поучительности переместилась из жанра исповеди в примеры того, что случилось с другими, в новый жанр, который займёт максимальное пространство в литературе Средневековья, в жития, рассмотренные не изнутри, а извне.

Принято различать 2 типа житий:

Житие язычника, грешника, однажды узнающего истину, испытывающего обращения: «Житие Марии Египетской», известное с 7 века, житие блудницы, которую Богоматерь пустила в церковь, и та раскаялась.

Житие христианина с самого рождение: «Житие Алексея, человека божьего». Бахтин называет первый тип жития кризисным, именно в нём он видит исток авантюрно бытового романа нового мира: греховная жизнь, наполненная соблазном, перенесенные испытания.

Написанная семь веков спустя после исповеди Августина «История моих бедствий» Пьера Абеляра ближе к жанру биографии, чем исповеди. Исповедь Августина – своего рода марелете о смысле пути земной жизни всякого человека: собственная биография у него – лишь повод для размышления, а у Абеляра – это пример жизни индивида со всей исключительностью. Вот почему жанр исповеди стоит особняком. В центре повествования не Я, автора нет в исповеди, а есть ОН, а всё значимое в этой исповеди именно от НЕГО.

Наши рекомендации