Основные литературные потоки в Средние века

Значение принципа сословности в литературе средневековой Европы

В средние века формируется принцип сословности (очень строгая структура общества), это связано с господством религиозной идеологии, которая рассматривает мир, как серию подобий, отражение высшего в низшем.

Концепция великого порядка, великой цепи бытия, связи всего со всем (Бог есть всё во всём) доминирует в сознании человека европейского Средневековья. Уже к 9му веку общество стали делить на три сословия: беллаторес (войны), ораторесс (те, кто молится), лобараторас (те, кто работает). У каждого сословия своя специфическая функция: войны защищали и оберегали молящихся и трудящихся.

С 12 века, когда появились со становлением городов, появились промежуточные прослойки (купцы и юристы), немного устарело, хотя им и продолжали пользоваться впоть до 14 века.

Сословность – основной признак культуры средних веков. Каждое сословие вырабатывает свою субкультуру и литературу, органично вписывающуюся в культуру средних веков. Эта культура была поразительно едина в присущих ей особенностях.

В целом же принцип сословности пронизывает средневековую литературу сверху донизу. Это ее основа, ее метаструктура. Жанры этой литературы выстраиваются в определенной последовательности, опять-таки в соответствии с этим принципом. Религиозно-сословные критерии определили в конечном счете и состав средневековой литературы. Те жанры, которые обслуживали господствующие классы, отражали их идеологию, причем отражали ее позитивно, т. е. способствовали ее утверждению, а не оспаривали другую идеологию, ей чуждую, занимали в системе такой литературы господствующее положение. Так, религиозная проповедь, хроника царствующей династии, придворный панегирик ценились больше, чем веселые рассказы о проделках бездомных школяров или басни о животных. Таким образом, функциональные жанры занимали в системе средневековой литературы не просто большое место, но место наиболее почетное. Это были высокие жанры. Сословная принадлежность легла и в основу формирования литературных направлений.

Значение принципа сословности в литературе средневековой Европы

В средние века формируется принцип сословности (очень строгая структура общества), это связано с господством религиозной идеологии, которая рассматривает мир, как серию подобий, отражение высшего в низшем.

Концепция великого порядка, великой цепи бытия, связи всего со всем (Бог есть всё во всём) доминирует в сознании человека европейского Средневековья. Уже к 9му веку общество стали делить на три сословия: беллаторес (войны), ораторесс (те, кто молится), лобараторас (те, кто работает). У каждого сословия своя специфическая функция: войны защищали и оберегали молящихся и трудящихся.

С 12 века, когда появились со становлением городов, появились промежуточные прослойки (купцы и юристы), немного устарело, хотя им и продолжали пользоваться впоть до 14 века.

Сословность – основной признак культуры средних веков. Каждое сословие вырабатывает свою субкультуру и литературу, органично вписывающуюся в культуру средних веков. Эта культура была поразительно едина в присущих ей особенностях.

В целом же принцип сословности пронизывает средневековую литературу сверху донизу. Это ее основа, ее метаструктура. Жанры этой литературы выстраиваются в определенной последовательности, опять-таки в соответствии с этим принципом. Религиозно-сословные критерии определили в конечном счете и состав средневековой литературы. Те жанры, которые обслуживали господствующие классы, отражали их идеологию, причем отражали ее позитивно, т. е. способствовали ее утверждению, а не оспаривали другую идеологию, ей чуждую, занимали в системе такой литературы господствующее положение. Так, религиозная проповедь, хроника царствующей династии, придворный панегирик ценились больше, чем веселые рассказы о проделках бездомных школяров или басни о животных. Таким образом, функциональные жанры занимали в системе средневековой литературы не просто большое место, но место наиболее почетное. Это были высокие жанры. Сословная принадлежность легла и в основу формирования литературных направлений.

Основные литературные потоки в Средние века

В результате сословного разделения примерно до XIII в. мы имеем три особых литературных потока, развертывающихся параллельно — литературу народную, клерикальную и феодально-рыцарскую. Никоим образом нельзя считать, что эти три потока были взаимно изолированы: напротив, между ними все время удерживается некоторая связь и возникают сложные, промежуточные образования; но в основном они между собой антагонистичны, будучи выражением борющихся классовых сил; их законы, формы и пути развития своеобразны. Самой исконной и наиболее мощной из них является литература народная, долгое время ведущая утесненное и подспудное существование, но вливающая в остальные две, когда к этому представляется возможность, здоровые соки. Второй поток, литература клерикальная, много моложе народной, но все же представляет собой первую из возникших в Европе письменных литератур. Третий, литература феодально-рыцарская, формируется значительно позже, лишь около XII в., причем эта литература отчасти использует опыт первых двух.

Резкий подъем городов около XII в. существенно меняет картину. В XIII в. интенсивно развивается и быстро занимает ведущее положение городское искусство и городская литература. В связи с изменением культурных условий клерикальная литература теряет свою обособленность и вливается в новую городскую литературу как органическая часть ее. Феодально-рыцарская литература продолжает самостоятельное существование до самого конца средневековья, но быстро приобретает эпигонский характер. Что касается народной поэзии, то она очень часто оказывается корнем, из которого вырастают наиболее значительные явления городской литературы, однако в специфических условиях городского развития народная поэзия облекается в новые формы, типические для этого времени (учебник).

(Лекции)

Основные потоки литературы (в соответствии с сословным делением):

1)Литература церковного монастыря. Самая значительная. Латинская или клирекальная литература. К ней относятся богослужебные жанры, гимны, молитвенные песнопения, житийные жанры, исповеди, ведения, комментарии к священному писанию, патристика, сочинения отцов церкви, историография, хроника, риторические сочинения, грамматики. Внутри этой литературы существует также мощный пласт смеховой литературы (пародия, сакра – священная пародия, создателями которой были студенты). Пародировалось всё, без исключения. «Пир Киприана» - первая дошедшая до нас пародия. Церковь не запрещала. По одной из версий церковь не запрещала, так как оно было написано в целях мнимоники, запоминания, так как не было так много христиан от рождения, которые были знакомы с христианскими, библейскими текстами, а их нужно было знакомить с ними по таким средствам. По другой версии деятеля Каролинского возрождения строгий аббат Робан Мавр сам в середине 9 века делает обработку пира Киприана и рекомендует её внуку Карла «в качестве занимательного чтения».

Проблема – смех. Это сложная проблема. Два подхода:

- Бог не смеется, человек не должен тоже. Эта формула восходит к воззрению ранних христиан: Титралиаен, Киприан, Августин. Смех не от Бога, а от дьявола.

- правда шутовского слова, правда юродивого. «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (Павел) - «Земное безумие как мудрость перед Вышним».

В конце 14 века в Кентерберийских рассказах «Пролог приставов» был написан в жанре священной пародии, которая была освещена традицией. Яркий пример характерный для средневековой карнавальной культуры, которая развивает традиции священной пародии. В середине 15 века находится апология «Праздника глупцов» в послании богословского факультета, которое осуждает, хотя он и продолжает справляться: «человек может умереть от страха и благоговения божьего, если не дать ему в определённую отдушину, чтобы он с ещё большим рвением принялся за служение».

2. Эпическая поэзия. Кем бы и когда бы она не была записана, её происхождение связано с долгой устной народной традиции. Сочинение здесь анонимно. Этот пласт синкретичен, очень трудно выделить какой именно пласт составлялся её созданием.

3. Литература феодального замка, куртуазная литература, придворная литература, которая существует с 12 века. Авторства, как правило, известно. Беллоторес.

4. Бюргерская, городская литература с 13 века, когда сформировались города: сатирические жанры, фаблио, фарсы, дидактические и назидательные сочинения. В основном анонимны (в основном лабораторас). В рамках городской культуры происходит становление театров, а зарождается он в средние века. Уже с 12 века он выходит из храма на городскую площадь. Истоки городского театра связаны с литургией, богослужением. В виде литургической драмы зарождается театр. Кроме этого, здесь сказываются традиции античного театра, обряды, придворные празднества (чуть позднее) и вся смеховая культура.

В средние века каждый жанр был привязан к своему пласту. Перенос в другой пласт был возможен как результат пародийного снижения.

Наши рекомендации