Возможности народной песни как психологического средства

ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА

Я занимаюсь народным пением уже 6 лет, собираю песни годового круга, родового круга, других жанров, изучаю образность песен, области применения песен нашими предками, применяю пение в своей жизни как регулярную практику и предлагаю людям практиковать проводя семинары и циклы занятий РАСКРЫТИЕ ПРИРОДНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ русское народное ПЕНИЕ и русский народный бытовой ТАНЕЦ.

Тема народной песни смежная с психологией, потому поговорим о народной песне и ее психологических возможностях.

Мы все люди русские, но тем не менее, что такое аутентичное народное пение, знают очень немногие сегодня. Точнее, представление имеют все, но оно очень часто ложное. Речь не пойдет о стилизованном пении. Аутентичная народная песня – это нечто совсем другое.

Аутентичность (греч. authentikys – подлинный, достоверный). Понятие, разработанное в гуманистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративных характеристик личности. А. - это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии А. является обязательной составляющей эффективного человеческого общения.

Аутентичной народной песне тысячелетия и она, как обкатанная галька веками накопила большой набор психологических возможностей. Народное пение сопровождает человека во всех важных точках его жизни: значимых точках родового круга, годового круга всегда звучит обрядовая песня, так неспроста же она там помещена и значит свои некие функции она выполняет, иначе она бы не сохранилась и не задержалась, поскольку традиция разрушается стремительно в последние годы и десятилетия.

В народной песне 2 составляющих: музыкальная и речевая, поскольку они одновременно воздействуют на человека, то и задействуют оба полушария мозга: рациональную и иррациональную (подсознательную, эмоциональную) части.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Во всех традициях мира звук и ритм используются в ритуалах, как обрядовое мистические средство, так как звук воздействует на глубинные пласты психики и так же воздействуют на нас через тело, как вибрация, ведь звук – это вибрация, волна – физическое измерение. В русской славянской традиции есть трансовые техники и народное пение имеет к ним отношение, она вносит свой вклад в ритуальное изменение сознания.

Транс (от фр. transir — оцепенеть, от лат. transire — переходить границы чего-либо) —изменение степени сознательного участия в обработке информации.

При интенсивном продолжительном пении возникает гипервентиляция легких, это тоже способствует изменению сознания.

Хоровое пение имеет свои аспекты: в хоре при совместном пении ослабевает осознание собственной личности. Хор выступает как единый организм и поющий человек – часть, он забывает себя самого, он весь в этой песне, в ее содержании, в ее потоке.. его голос является одной из частичек, каждая из которых сама по себе не может это целое воспроизвести, только вместе хор может родить это многоголосье, этот унисон, это удивительное погружение.

В обрядовой культуре нет понятия ЗРИТЕЛЬ. Каждый человек, который присутствует на обряде – УЧАСТНИК. Это конечно совсем другое погружение, другая степень восприятия, когда не на стульях сидим и слушаем пение, а когда мы внутри него, окружены им. Присутствие (участие) позволяет намного глубже воспринять то, что происходит, впустить это в себя.

В народной песне совмещаются воедино:

· процесс творчества,

· процесс воспроизведения образца,

· процесс восприятия объекта искусства, который мы сами и творим.

Творчество – это выбор песни. Человек сам выбирает свои предпочтения, откуда они формируются и почему – это может служить для нас диагностическим средством (мажор, минор, бодрые, медленные, тематика и т.д.) через песенные образцы можно выразить любое свое состояние или эмоцию. Творчество- мы наполняем песню, придавая ей свои краски, свое понимание, эмоции, интонации. Это наше творение.

Песня, тем не менее, является произведением народного искусства и ПЕСНЯ намного старше нас, но мы, воспроизводя ее проходим процесс отождествления. Исполнитель всегда погружается в повествование песни, переживает опыт поколений, накопленный в ней, тем самым пробуждая свою родовую память.

Через воспроизведение практик мы можем воссоединиться с теми, кто эти практики создал.

Например, предложить вам разучить танец фламенко, все движения просто разучить, не вдаваясь в содержание танца. И даже просто разучив и повторим все движения под музыку, мы волей-неволей почувствуем себя, как если бы мы были страстными испанцами. Это действует на нас помимо нашей воли.

Воспроизводя старинные практики, которые нам оставили наши предки, мы воссоединяемся с ними и можем больше их понять и понять самих себя, поскольку в родовой памяти содержатся большие клады, которые очень применимы так же и в современной жизни.

Помимо образов, передающихся текстом, песня содержит музыкальную образность. Сама мелодия, звучание песни рождает свои образы. Если мы слушаем иностранную песню, не понимая слова, тем не менее, мы можем уловить ее настроение, эмоцию (грусть, бодрость, примерно о чем она мы можем догадаться). Она доступна без языка и живым примером такого понимания являются колыбельные.

Колыбельная адресована младенцу, мы не рассчитываем на то, что он поймет ее содержание, тем не менее, этот жанр фольклора наиболее сохранен до сих пор. Колыбельная действенна. Народная песня передает нужную эмоцию, состояние, не столько повествует о нем, о том, что герой песни испытывает, сколько в буквальном смысле передает это состояние.

Пример колыбельной.

Здесь такие приемы используются, как приглушенная сила звучания, мелодия имеет нисходящее направление, на успокоение, засыпание.

Контрастный пример передачи состояния – частушки под драку.

Говорят что мы буяны,
нам на это наплявать.
Нам бы драться, задираться

Да бабенок обнимать.

Я отчаянным родился

И ничем не дорожу,

Если голову отрубят,

Я полено привяжу


Я шагаю по траве
рубаха белая в крове,
посчитай моя маруха
сколько ран на голове.

Мужские частушки исполняются в предверии кулачных ритуальных боев, стенок. Мужчины задорят себя такими песнями. Здесь, как прием используется разгульность, тотемность, звериность, вызывающие тексты, разваленный ритм, полупьяное, безоглядное состояние. Очень древняя сама по себе практика кулачных боев. И когда продолжительное время ты в этой музыке и в пляске, мужчины вводят себя в необходимое состояние.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

Здесь развивающая функция. Потешки, пестушки развивают и слух и чувство ритма и словарный запас, некоторые культурные аспекты: образ мира, формирует некоторые нравственные понятия, приобщает к традициям и обычаям.

В русле детского фольклора существуют календарные песни, они несколько упрощены. Народная песня всегда имеет тонкую подстройку под исполнителя, под ситуацию и условия. Детские заклички, колядки – очень просты, речитативны, коротки, легки для запоминания и чрезвычайно во все времена нравятся детям. Любой исполнитель может найти для себя материал и приобщиться к обычаю. В детском фольклоре психологическая функция – в игровых песнях ребенок учится вживаться в роль. Ролевые игры учат эмпатии, соединению с героем, подражанию, рефлексии. Экологическая функция реализуется через жанр песен, адресованных силам природы (дождю, солнышку, ветру, радуге и т.д.). Они учат детей общению с живым миром, который пОлон и мы его часть. Сколько бы асфальта мы не укладывали, мы все равно зависим от лунных фаз, от погодных условий.

Солнышко-солнышко

Выгляни в окошечко

Где твои детки

Сидят на поветке

В дудочку играют

Яйца катают

В масло обмакают

Юмористическая функция народной песни – небылицы, частушки и прочие шуточные песни, это уже не только детский фольклор, но и срез взрослого.

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

– сопровождают значительные моменты жизни человека, помимо магической функции, которой в особой степени наделяются все обрядовые песни, у них есть еще функция самовнушения – основной метод воздействия на психологию человека в народной песне, здесь это формирование благой программы.Например, в калядных песнях на обходе дворов. Это обход каждого двора с пением благопожелательных песен за награду (дабы не допустить криминального обмена). Здесь формируется в ярких архитипичных мифологичных картинах образ достатка, изобилия, благополучия в данном доме, данной семье. Есть разные виды таких песен: индивидуальные (именные), для всей семьи, для хозяина, хозяйки, для девок на выданьи, для парней, входящих в пору зрелости, для детей, для парней, уходящих в армию, для семьи, у которых сыны служат, для молодоженов, вдов и т.д.. здесь очень важно, что песни поименные, таким образом песня приобретает личный, активный характер. Имя позволяет воздействовать через песенные образы и вибрации на конкретного данного человека. Такие песни еще имеют название щедровки.

Величания – очень сильный с точки зрения психологии жанр. Поются величания в особые календарные, переходные дни, в переходные периоды жизни человека. Для тех, кто меняет статус, будь то возрастные инициации или при свадьбе (на которой статус меняют не только молодые, становясь мужем и женой, но и все родственники этих родов (свекрови, тещи, тести, снохи, золовки и т.д.) в моменты продвижения по некой возрастной лестнице, людей опевают, создавая за счет музыкальных и речевых образов благую программу.

Представьте, вам под окно придут и споют любовательную песню, волей неволей поверишь (и так себя понесешь), что ты ягодка и женихи в очереди стоят, чтобы только полюбоваться твоей красотой.

Для девушки обычно опевается красота, рукодельность, покладистость, скромность и бойкость, для парня удаль, ловкость, сила, ладность – она часто сравнивается с архитипичным и фаличным образом коня, буйного коня, который по полям носится и никто не в силах его споймать. Это состояние юности.

Образность народных песен, обрядовых песен очень богата, очень архитипична.

АРХИТИП- универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Песни-афирмации. Припевы в песнях – как мантры, они постоянно повторяются,

Пошли девки в лес гулять

Жука черного искать

Кругом леса обошли

Жука черного нашли

Жучок с длинной бородой

Настоящий милый мой

Принесла его домой

Чаем напоила

Ан он чаю то не пьет

На кроваточку зовет

Поперек ее кладет

Жучок ползает по мне

Ищет дырочку во мне

Жена мужа не любила

Взяла травочки купила

Свово мужа отравила

У садочку схоронила

Зеленою обсадила

Женщина немного выразила свое горе в этой песне и не одна, а целый хоровод, поплясали, там же поплакали и вроде слилась, легче стало.

Много песен про свекра:

С печки свалился,

Мякиной подавился

Дружка-Иванушка

Золотым колеченьком дарила,

Любить буду – не забуду.

Хоть уже замужем за другим, а сердце -то вот…

Мужские песни тоже есть подобного характера

Загорелась во поле калина

Загорелось у молодца сердце

Заболело у молодца сердце

На чужую жену молодую

Чужи жены хороши пригожи

На работу она не завистна

Чужи жены поехали в поле

Моя жена-шельма сидит дома

Если б знал я - утопился,
Чем так рано я женился.
Мальчик бедный, ох, мальчик бедный.

До женитьбы я был здоровый.
Цвет лица имел пунцовый,
Как огурчик, ох, как огурчик.

Да меня свахи окружили,
Три целковых предложили,
Я продался, ох, я продался.

Чой-то так я удивился,
И в горнице очутился,
Стало страшно, ох, стало страшно.

Да там невеста сидит лыса,
Как нашпареная крыса,
Вся сядая, ох, вся сядалая.

Ой, зубов нет, улыбка кисла,
Чой-то кругом понависло.
Ровно тряпки, ох, точно тряпки.

Да я заплакал, как ребёнок,
Ровно вынутый с пелёнок:
«Помогите, ох, помогите.!»

Босота, не торопися,
Как попало не женится -
Пропадёте, ох, пропадёте.

Да если нету капиталу,
То прощупайте сначалу,
Что берёте, ох, что берёте.

Так что в песне можно инкогнито выразить свои эмоции, прожить их открыто.

ПЛАЧ. Полу песенный – полу речитативный который применяется (естественно, в моменты, когда плачут: похороны, поминки, свадьба, что тоже, своего рода, похороны).

Это ритуальные плачи, они имеют свою историю, на свадьбах, например, выбор мужа, часто происходил, противоположно не так, как сейчас, иногда это был совершенно искренний плач и вопль. Есть плачи женские календарные, когда женщина или кумушки ступали в лес и там открывали свою душу на лоне природы, сливали тяжелые сгустки энергитические. Сейчас это тоже происходит, но зачастую, женщинам некогда делать это сознательно и происходят сливы бессознательно, в гневе, в скандалах и ссорах. (Формула конфликтологии – люди конфликтуют между собой только лишь по той причине, что у них есть внутренняя потребность в конфликте. Конфликт– слив накопившегося заряда низкочастотной энергии, которая его распирает). По сути энергия разрушения в подобных практиках. По любопытству лучше не присутствовать при сливе горя, только сознательное присутствие с соблюдением техники безопасности.

Песня предлагает нам традиционное средство и приемы, как облегчить выход этого горя.

Плач обязательно исполняется сидя, полу-закрыв глаза, с приглушенным светом, раскачиваясь. Все это помогает войти в определенное состояние. Текст произвольный, есть формулы в начале для разгона, чтобы войти в это состояние:

На кого ж ты меня

Да ты же меня любила, кормила, ростила, + оборванные фразы, высокие ноты…

А дальше уже начинаешь раскрываться и состояние начинает из тебя изливаться.

А на свадьбе часто плачу помогает фоновая песня. Публика, народу много, а тебе надо плакать и не удобно и как начать и вообще, стесняешься, а когда в это время звучит песня, ты ею окружен, никого не слышишь, себя не слышишь, и потихонечку начинаешь с серединочки, песней раскачиваешься и пошло. Плач вместе с песней – это удивительно звучит. Что-то есть в этом очень сильное.

Ой да,яиду к тебе, тятенька

Ой да, на крутые могилотьки

Ой да на желтые пясотики

Ой да, сильно я встосковалася…

Песня помогает регуляции семейных отношений, она во многом помогает нам выстроить модели лучшего.

Свадьба, например, начинается с того, что в песнях открыто выражено противостояние родов. Мы и они – инородные, чужие, незнакомые, все у них наизнанку, не так как у нас и, действительно, есть ощущение, когда, вдруг, родственником становится тот, кто совсем не близок, непонятен, все его привычки, понятия, ценности - иные. И трудно так сразу сродниться с ним, поэтому противопоставление неминуемо возникает, как бы мы не старались сразу побрататься и мило относиться, потом, если не проработаны эти противоречия, они начинают давать о себе знать в виде взаимного недовольства, поэтому важно проговорить его в процессе свадьбы, озвучить, проиграть. А вторая часть свадьбы посвящена припеваниям. Молодых припевают друг другу, родственников, поются величания. С пожеланиями, с прекрасными парными образами (голубь, голубушка, селезень, утушка…

Трудные отношения тещи и зятяпрорабатываются на масленицу, где существует отдельный обычай гостить у тещи на блинах. Тещей поются песни, которые помогают настроится на наиболее благоприятную картину:

Я круг бочки хожу

Круг дубовенькия

Оттыкайся гвоздок

Наливайся медок

Напивайся душа

Душа зятюшкина

Я круг печки хожу

Круг маравчатыя

Открывайся заслон

Вынимайся пирог

Наедайся душа

Душа зятюшкина

Зять наелся как бык

Сам не знает как быть

Состояние материнской щедрости опевается. Песня помогает тёще ощутить это материнское чувство к зятю, к которому, возможно, и даже наверняка, есть некоторые вопросы, недовольства. Песня предлагает работать с этим состоянием.

ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА

Я занимаюсь народным пением уже 6 лет, собираю песни годового круга, родового круга, других жанров, изучаю образность песен, области применения песен нашими предками, применяю пение в своей жизни как регулярную практику и предлагаю людям практиковать проводя семинары и циклы занятий РАСКРЫТИЕ ПРИРОДНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ русское народное ПЕНИЕ и русский народный бытовой ТАНЕЦ.

Тема народной песни смежная с психологией, потому поговорим о народной песне и ее психологических возможностях.

Мы все люди русские, но тем не менее, что такое аутентичное народное пение, знают очень немногие сегодня. Точнее, представление имеют все, но оно очень часто ложное. Речь не пойдет о стилизованном пении. Аутентичная народная песня – это нечто совсем другое.

Аутентичность (греч. authentikys – подлинный, достоверный). Понятие, разработанное в гуманистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративных характеристик личности. А. - это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии А. является обязательной составляющей эффективного человеческого общения.

Аутентичной народной песне тысячелетия и она, как обкатанная галька веками накопила большой набор психологических возможностей. Народное пение сопровождает человека во всех важных точках его жизни: значимых точках родового круга, годового круга всегда звучит обрядовая песня, так неспроста же она там помещена и значит свои некие функции она выполняет, иначе она бы не сохранилась и не задержалась, поскольку традиция разрушается стремительно в последние годы и десятилетия.

В народной песне 2 составляющих: музыкальная и речевая, поскольку они одновременно воздействуют на человека, то и задействуют оба полушария мозга: рациональную и иррациональную (подсознательную, эмоциональную) части.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Во всех традициях мира звук и ритм используются в ритуалах, как обрядовое мистические средство, так как звук воздействует на глубинные пласты психики и так же воздействуют на нас через тело, как вибрация, ведь звук – это вибрация, волна – физическое измерение. В русской славянской традиции есть трансовые техники и народное пение имеет к ним отношение, она вносит свой вклад в ритуальное изменение сознания.

Транс (от фр. transir — оцепенеть, от лат. transire — переходить границы чего-либо) —изменение степени сознательного участия в обработке информации.

При интенсивном продолжительном пении возникает гипервентиляция легких, это тоже способствует изменению сознания.

Хоровое пение имеет свои аспекты: в хоре при совместном пении ослабевает осознание собственной личности. Хор выступает как единый организм и поющий человек – часть, он забывает себя самого, он весь в этой песне, в ее содержании, в ее потоке.. его голос является одной из частичек, каждая из которых сама по себе не может это целое воспроизвести, только вместе хор может родить это многоголосье, этот унисон, это удивительное погружение.

В обрядовой культуре нет понятия ЗРИТЕЛЬ. Каждый человек, который присутствует на обряде – УЧАСТНИК. Это конечно совсем другое погружение, другая степень восприятия, когда не на стульях сидим и слушаем пение, а когда мы внутри него, окружены им. Присутствие (участие) позволяет намного глубже воспринять то, что происходит, впустить это в себя.

В народной песне совмещаются воедино:

· процесс творчества,

· процесс воспроизведения образца,

· процесс восприятия объекта искусства, который мы сами и творим.

Творчество – это выбор песни. Человек сам выбирает свои предпочтения, откуда они формируются и почему – это может служить для нас диагностическим средством (мажор, минор, бодрые, медленные, тематика и т.д.) через песенные образцы можно выразить любое свое состояние или эмоцию. Творчество- мы наполняем песню, придавая ей свои краски, свое понимание, эмоции, интонации. Это наше творение.

Песня, тем не менее, является произведением народного искусства и ПЕСНЯ намного старше нас, но мы, воспроизводя ее проходим процесс отождествления. Исполнитель всегда погружается в повествование песни, переживает опыт поколений, накопленный в ней, тем самым пробуждая свою родовую память.

Через воспроизведение практик мы можем воссоединиться с теми, кто эти практики создал.

Например, предложить вам разучить танец фламенко, все движения просто разучить, не вдаваясь в содержание танца. И даже просто разучив и повторим все движения под музыку, мы волей-неволей почувствуем себя, как если бы мы были страстными испанцами. Это действует на нас помимо нашей воли.

Воспроизводя старинные практики, которые нам оставили наши предки, мы воссоединяемся с ними и можем больше их понять и понять самих себя, поскольку в родовой памяти содержатся большие клады, которые очень применимы так же и в современной жизни.

Помимо образов, передающихся текстом, песня содержит музыкальную образность. Сама мелодия, звучание песни рождает свои образы. Если мы слушаем иностранную песню, не понимая слова, тем не менее, мы можем уловить ее настроение, эмоцию (грусть, бодрость, примерно о чем она мы можем догадаться). Она доступна без языка и живым примером такого понимания являются колыбельные.

Колыбельная адресована младенцу, мы не рассчитываем на то, что он поймет ее содержание, тем не менее, этот жанр фольклора наиболее сохранен до сих пор. Колыбельная действенна. Народная песня передает нужную эмоцию, состояние, не столько повествует о нем, о том, что герой песни испытывает, сколько в буквальном смысле передает это состояние.

Пример колыбельной.

Здесь такие приемы используются, как приглушенная сила звучания, мелодия имеет нисходящее направление, на успокоение, засыпание.

Контрастный пример передачи состояния – частушки под драку.

Говорят что мы буяны,
нам на это наплявать.
Нам бы драться, задираться

Да бабенок обнимать.

Я отчаянным родился

И ничем не дорожу,

Если голову отрубят,

Я полено привяжу


Я шагаю по траве
рубаха белая в крове,
посчитай моя маруха
сколько ран на голове.

Мужские частушки исполняются в предверии кулачных ритуальных боев, стенок. Мужчины задорят себя такими песнями. Здесь, как прием используется разгульность, тотемность, звериность, вызывающие тексты, разваленный ритм, полупьяное, безоглядное состояние. Очень древняя сама по себе практика кулачных боев. И когда продолжительное время ты в этой музыке и в пляске, мужчины вводят себя в необходимое состояние.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

Здесь развивающая функция. Потешки, пестушки развивают и слух и чувство ритма и словарный запас, некоторые культурные аспекты: образ мира, формирует некоторые нравственные понятия, приобщает к традициям и обычаям.

В русле детского фольклора существуют календарные песни, они несколько упрощены. Народная песня всегда имеет тонкую подстройку под исполнителя, под ситуацию и условия. Детские заклички, колядки – очень просты, речитативны, коротки, легки для запоминания и чрезвычайно во все времена нравятся детям. Любой исполнитель может найти для себя материал и приобщиться к обычаю. В детском фольклоре психологическая функция – в игровых песнях ребенок учится вживаться в роль. Ролевые игры учат эмпатии, соединению с героем, подражанию, рефлексии. Экологическая функция реализуется через жанр песен, адресованных силам природы (дождю, солнышку, ветру, радуге и т.д.). Они учат детей общению с живым миром, который пОлон и мы его часть. Сколько бы асфальта мы не укладывали, мы все равно зависим от лунных фаз, от погодных условий.

Солнышко-солнышко

Выгляни в окошечко

Где твои детки

Сидят на поветке

В дудочку играют

Яйца катают

В масло обмакают

Юмористическая функция народной песни – небылицы, частушки и прочие шуточные песни, это уже не только детский фольклор, но и срез взрослого.

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

– сопровождают значительные моменты жизни человека, помимо магической функции, которой в особой степени наделяются все обрядовые песни, у них есть еще функция самовнушения – основной метод воздействия на психологию человека в народной песне, здесь это формирование благой программы.Например, в калядных песнях на обходе дворов. Это обход каждого двора с пением благопожелательных песен за награду (дабы не допустить криминального обмена). Здесь формируется в ярких архитипичных мифологичных картинах образ достатка, изобилия, благополучия в данном доме, данной семье. Есть разные виды таких песен: индивидуальные (именные), для всей семьи, для хозяина, хозяйки, для девок на выданьи, для парней, входящих в пору зрелости, для детей, для парней, уходящих в армию, для семьи, у которых сыны служат, для молодоженов, вдов и т.д.. здесь очень важно, что песни поименные, таким образом песня приобретает личный, активный характер. Имя позволяет воздействовать через песенные образы и вибрации на конкретного данного человека. Такие песни еще имеют название щедровки.

Величания – очень сильный с точки зрения психологии жанр. Поются величания в особые календарные, переходные дни, в переходные периоды жизни человека. Для тех, кто меняет статус, будь то возрастные инициации или при свадьбе (на которой статус меняют не только молодые, становясь мужем и женой, но и все родственники этих родов (свекрови, тещи, тести, снохи, золовки и т.д.) в моменты продвижения по некой возрастной лестнице, людей опевают, создавая за счет музыкальных и речевых образов благую программу.

Представьте, вам под окно придут и споют любовательную песню, волей неволей поверишь (и так себя понесешь), что ты ягодка и женихи в очереди стоят, чтобы только полюбоваться твоей красотой.

Для девушки обычно опевается красота, рукодельность, покладистость, скромность и бойкость, для парня удаль, ловкость, сила, ладность – она часто сравнивается с архитипичным и фаличным образом коня, буйного коня, который по полям носится и никто не в силах его споймать. Это состояние юности.

Образность народных песен, обрядовых песен очень богата, очень архитипична.

АРХИТИП- универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Песни-афирмации. Припевы в песнях – как мантры, они постоянно повторяются,

Наши рекомендации