Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств у хоккеистов

Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры [15].

Средствами развития скоростно-силовых качеств в хоккее, как и в любом другом виде спорта, являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), выполняемые с предельной скоростью. К основным средствам можно отнести:

– упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи;

– упражнения, отягощенные весом собственного тела: упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

– упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

– упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

– ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгивание вверх).

Также к ним относятся упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция) [16].

И, несомненно, основными средствами в хоккее являются рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них (скольжение по льду с резким торможением) [13].

К дополнительным средствам можно отнести: упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки на льду); упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.); упражнения с противодействием партнера.

Средствами развития быстроты в хоккее являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью. Их можно разделить на три основные группы:

В первой группе, упражнения направлены воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: быстроту реакции; скорость выполнения отдельных движений; улучшение частоты движений; улучшение стартовой скорости; скоростную выносливость; быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом.

Вторая группа: упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей.

К третьей группе относятся упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); на скоростные способности и совершенствование двигательных действий. В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движения [17; 21]. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития скоростно-силовых качеств используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей) [10]. Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определённые мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди развивает преимущественно мышцы плеча). Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц [9]. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания юношей-хоккеистов, их кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена. В упражнениях первого типа (например, метание набивного мяча двумя руками из-за головы) скорость сокращения мышц близка к предельной (свыше 90-95% от максимальной) при величине отягощения в 10 - 20% от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения упражнений колеблется от 5-8 до 10-15 с. Во втором типе упражнений (например, приседания) скорость сокращения мышц значительно ниже, поскольку величина отягощения возрастает до 40-50% от максимальной. Продолжительность этих упражнений в зависимости от возраста, пола и подготовленности обычно составляет от 15-20 до 20-30 с.

Основными методами воспитания скоростных способностей у хоккеистов 14-15 лет являются: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод; игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях [18]. При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты) и финальных соревнований.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции - нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями: воспитывают у хоккеистов умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения, а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта; направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту. На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

Сущность использования методики воспитания скоростно-силовых качеств с использованием непредельных отягощений, заключается в создании максимальной мощности работы посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью [24]. Непредельное отягощение берется в пределах от 30 до 60% от максимума. Число повторений от 6 до 10 в зависимости от веса отягощения, интервалы отдыха 3-4 мин между подходами.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод и игровой метод.

Как показывают исследования, физические качества у юношей, которые занимаются хоккеем выше. Подростки, занимающиеся дополнительно хоккеем собраны, психологически устойчивы и дисциплинированны, чем их сверстники не увлекающиеся хоккеем.

Для организации стимулируемого развития скоростно-силовых качеств юных хоккеистов целесообразно использовать тренировочную программу, включающую в себя модули учебно-тренировочных средств, составленные из скоростно-силовых упражнений с преобладающими скоростными проявлениями [28]. Это достигается использованием скоростных двигательных действий с небольшими отягощениями (бросок набивного мяча, бег прыжками).

Технология развития скоростно-силовых качеств хоккеистов. На тренировках по хоккею рекомендуется реализовывать модульную тренировочную технологию, основные особенности которой заключаются в следующем: участники в игровой форме выполняют тренировочные и восстановительные упражнения [3; 5]. В число тренировочных упражнений входят: бег, прыжки и бросок набивного мяча из исходного положения, сидя на полу. В число восстановительных упражнений входят: упражнения на восстановление дыхания, упражнения на растягивание мышц верхнего плечевого пояса (после бросков) и мышц нижних конечностей (после прыжков).

Быстрая смена ног в выпаде (с отягощением на поясе, на плечах, с гантелями в руках); из упора лежа сзади быстрый подъем тела и ног; прыжки на одной ноге; прыжки вверх с отягощением в руках, на поясе, плечах; прыжки на предметы; прыжки с доставанием предметов; прыжки вверх с одновременным подтягиванием ног к туловищу; прыжки через предметы; спрыгивание на две и одну ногу с последующим прыжком вверх или вперед; многократные прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге; прыжки с изменением направления движения (по точкам); броски из различных положений двумя руками, одной рукой набивного мяча, мешка с песком; отталкивания от стены, от пола двумя руками и одной рукой; броски подвешенных отягощений; наклоны и повороты туловища без отягощения и с отягощением [25].

Разработанную технологию развития скоростно-силовых качеств у хоккеистов возможно рекомендовать для широкого использования на хоккейных тренировках.

Таким образом, на хоккейных тренировках рекомендуется реализовывать модульную тренировочную технологию, основные особенности которой заключаются в том, чтобы участники в игровой форме выполняли тренировочные и восстановительные упражнения.

Как и в любом процессе обучения, в воспитании скоростно-силовых качеств у хоккеистов нужно применять системный подход, то сеть использовать средства и методы, которые поспособствуют улучшению результатов каждого игрока. К средствам развития относятся физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые выполняются с предельной скоростью [19]. Основными средствами являются рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них (скольжение по льду с резким торможением).

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

У ХОККЕИСТОВ 14-15 ЛЕТ

Наши рекомендации