Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ
Использование пространства | Влияние пространства на физическое развитие ребенка |
Многофункциональное использование всех помещений ДОУ. Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей | Увеличивается двигательное пространство, что способствует увеличению двигательной нагрузки |
Создание игрового пространства, мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. | Еще более увеличивается пространство для движений |
«Изрезанность» пространства. «Лабиринтное расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) | Двигаясь по «изрезанному» пространству, ребенок учится координировать свои движения, владеть своим телом |
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ | Тело ребенка, реагируя на изменение обстановки, само становится гибким и мобильным |
Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование | Создание центров физических движений; спортивный зал, свободные коридоры дают возможность заниматься физическими упражнениями, не мешая другим |
Использование Времени | Влияние пространства на физическое развитие ребенка |
Временная последовательность разных видов жизнедеятельности | Выработка динамических стереотипов способствует улучшению здоровья в целом |
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40) | Отсутствует утомляемость |
Время для общения по схемам: «я - я» «я - педагог» «я - друг, друзья» «я - все» | Разнообразие контактов ведет к разнообразию двигательной активности |
Использование предметного Окружения | Влияние пространства на физическое развитие ребенка |
Использование многофункциональных, вариативных модулей | Развивается физическая сила |
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) | Активизация движений |
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте | Развивается усидчивость. |
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п. | Развивается концентрация внимания. |
Примерный набор материалов и оборудования, необходимых
для организации физического развития [6]
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
Набор физкультурного оборудования
для старшей и подготовительной групп
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансир-волчок | ||
Коврик массажный со следочками | |||
Шнур короткий (плетеный) | Длина 75 см | ||
Для прыжков | Обруч малый | Диаметр 55-65 см | |
Скакалка короткая | Длина 100-120 см | ||
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | ||
Кольцеброс (набор) | |||
Мешочек малый с грузом | Масса 150-200 г | ||
Мяч большой | Диаметр 18-20 см | ||
Мешочек с грузом большой | Масса 400 г | ||
Мяч для мини-баскетбола | Масса 0,5 кг | ||
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 350 г, 500 г, 1 кг | ||
Мяч-массажер | |||
Обруч большой | Диаметр 100 см | ||
Серсо (набор) | |||
Для ползания и лазанья | Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) | ||
Для общеразвивающих упражнений | Гантели детские | ||
Кольцо малое | Диаметр 13 см | ||
Лента короткая | Длина 50-60 см | ||
Мяч средний | Диаметр 10-12 см | ||
Палка гимнастическая короткая | Длина 80 см |
Набор оборудования для физкультурного зала
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса | Кол-во на группу |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансиры разного типа | ||
Бревно гимнастическое напольное | Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см | ||
Доска гладкая с зацепами | Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см | ||
Доска с ребристой поверхностью | Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см | ||
Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная) | Длина 23 см Ширина 33 см Диаметр реек 5 см | ||
Дорожка-змейка (канат) | Длина 200 см Диаметр 6 см | ||
Коврик массажный | 75 х 70 см | ||
Куб деревянный малый | Ребро 20 см | ||
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов) | |||
Скамейка гимнастическая | Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см | ||
Для прыжков | Батут детский | Диаметр 100-120 см | |
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы | |||
Диск плоский | Диаметр 23 см Высота 3 см | ||
Дорожка-мат | Длина 180 см | ||
Козел гимнастический | Высота 65 см Длина 40 см Ширина 30 см | ||
Конус с отверстиями | |||
Мат гимнастический складной | Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см | ||
Мат с разметками | Длина 190 см Ширина 138 см Высота 10 м | ||
Скакалка короткая | Длина 120-150 см | ||
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | ||
Кольцеброс (набор) | |||
Мешочек с грузом малый | Масса 150-200 г | ||
Мишень навесная | Длина 60 см Ширина 60 см Толщина 1,5 см | ||
Мяч средний | 10-12 см | ||
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 0,5 кг, 1,0 кг | по 10 | |
Мяч для мини-баскетбола | 18-20 см | ||
Мяч для массажа | Диаметр 6-7 см, 10 см | по 5 | |
Комплект для детских спортивных игр (сумка) | |||
Для ползания и лазанья | Дуга большая | Высота 50 см, Ширина 50 см | |
Дуга малая | Высота 30-40 см, Ширина 50 см | ||
Канат с узлами | Длина 230 см Диаметр 2,6 см Расст. между узлами 38 см | ||
Канат гладкий | 270-300 см | ||
Лестница деревянная с зацепами | Длина 240 см,Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см | ||
Лабиринт игровой (6 секций) | |||
Лестница веревочная | Длина 270-300 см Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см | ||
Стенка гимнастическая деревянная | Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см | ||
Для общеразвивающих упражнений | Тренажеры простейшего типа: детские эспандеры, диск "Здоровье", гантели, гири | По 10 | |
Кольцо плоское | Диаметр 18 см | ||
Кольцо мягкое | Диаметр 13 см | ||
Лента короткая | Длина 50-60 см | ||
Массажеры разные: "Колибри", мяч-массажер, "Кольцо" | По 5 | ||
Мяч малый | 6-8 см | ||
Мяч утяжеленный (набивной) | Масса 0,3 кг, | ||
Обруч малый | Диаметр 54-60 см | ||
Палка гимнастическая короткая | Длина 75-80 см | ||
Ролик гимнастический |
Мониторинг освоения программы образовательной области
«Физическое развитие»
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей» [1]
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Мониторинг образовательного процесса в подготовительной логопедической группе по образовательной области «Физическая культура»
№ | Фамилия, имя ребенка | Уметь прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку | Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении | Умеет метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цели, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч | Выполняет ОРУ четко и ритмично, ходит на лыжах, катается на самокате, участвует в спортивных играх, умеет плавать | Следит за правильной осанкой | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Примечание: отметка «В» - высокий уровень, «С» - средний уровень или «Н» - низкий уровень.
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком
Данные мониторинга являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком