Основные средства физической культуры и их классификация.
Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.
Гигиенические факторы играют важную роль в физическом вос-питании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Здоровье человека невозможно без правильного, научно об-основанного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.
Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.
Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки.
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха.
Гигиенические условия пребывания ребенка в дошкольном уч-реждении и дома определены медицинскими рекомендациями.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.
Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Термин «упражнение» в теории и практике физического вос-питания имеет два значения. Им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспита-ния, а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принци-пами. Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и различия между ними. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором — как, какими методами осу-ществляется это воздействие. Чтобы четко разграничить эти зна-чения, необходимо внести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором — термином «метод (или методики) уп-ражнения».
Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объ-единенных в целостные действия, проявляется в активном отно-шении к жизни. Двигательные действия способствуют удовлетворению потреб-ности ребенка в движении и одновременно развивают его.
К физическим упражнениям относятся только те виды двига-тельных действий, которые направлены на реализацию задач фи-зического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличи-тельным признаком физических упражнений является соответствие их формы и содержания сущности физического воспитания, зако-номерностям, по которым оно происходит. Например, если в целях физического воспитания используются ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то они приобретают значение средства физичес-кого воспитания, им придаются рациональные формы, оправдан-ные целью их использования. Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам. Физические упражнения не отожде-ствляются и не могут быть подменены определенными трудовыми, бытовыми действиями.
Количество используемых в физическом воспитании физичес-ких упражнений достаточно большое и разнообразное. Они отличаются друг от друга по ф о р м е и содержанию, что при выборе физических упражнений учитывает педагог.
1. Естественные силы природы ( солнечные ванны, ионизация воздуха, проветривания, всякие лампы - УФО (аппарат Солнышко по согласованию или назначению врача) и так далее; вода - водные процедуры - обтирания, обливания, плавание, хождение по влажным дорожкам; воздух — занятия на улице чаще, прогулки дольше, в летний период стараться все режимные моменты по возможности на улице.Потребность в кислороде очень большая, воздух — кислород обеспечивает рост и развитие организма ребенка.)
2. Гигиенические факторы: гигиена питания, гигиена одежды, гигиена среды. Всё должно быть чисто.Требования к оборудованию должно быть безопасно, всё должно быть закреплено. Окраска соответствующая не раздрожающая нервную систему.
3. Физические упражнения (есть циклические, есть ациклические). В методике физического воспитания дошкольников наиболее используемая классификация это следующая:
● основная гимнастика (все упражнения легко дозируются) основные движения, ОРУ, построение-перестроение, танцевальные дижения.
● подвижные игры (ребенок сам дозирует себе нагрузку) и младшие дошкольники в играх могут осваивать движения, а старшие, по сколько движения очень сложные - закрепляют. В старшем дошкольном возрасте есть игры, которые называются спортивные игры.
● спортивные упражнения (зимние и летние) ходьба на лыжах, коньках, санках, скольжение на ледянных дорожках и т.д. Летние — плавание, катание на самокате, велосипеде и т.д. По скольку техника сложная может быть организован подготовительный период.
● детский туризм (летний и зимний детский туризм). Летний — пешеходные прогулки и на велосипеде; Зимний - лыжные пргулки и пешеходные. Необходимо взрослым готовить этот поход, продумать маршрут чтобы прявили свои двигательные навыки , затем возвращение по более простому маршруту.